Культура России в первой половине XIX века
Необычайный подъем русской культуры в 1-й пол. XIX в. позволил назвать это время «Золотым веком».
Проникновение капиталистических отношений в экономику усилило потребность в образованных людях. Существенное влияние на искусство оказала Отечественная война 1812 г.
В начале XIX в. уровень образованности общества был невысок. Поэтому просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики.
В правление Александра I создавалась система государственного образования: одногодичные приходские школы; трехклассные уездные училища; семиклассные гимназии. Развивалось и высшее образование.
В начале XIX в. был основан целый ряд университетов: Казанский, Харьковский, Петербургский. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Технологический институт в Петербурге, Строительный в Москве и др. Увеличилось число гимназий и лицеев.
Развитие просвещения создавало почву для подъема науки. Основывается ряд научных обществ – Русское географическое общество, Общество любителей российской словесности и др. Математик Н. И. Лобачевский создал теорию «неевклидовой геометрии». Физик Б. С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы. Академик В. В. Петров положил начало практическому применению электричества. Отец и сын Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Больших успехов в медицине достиг хирург Н. И. Пирогов: впервые начал делать операции под эфирным наркозом.
Мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803–1806 гг.), а Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев в 1819 г. открыли Антарктиду.
Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались.
В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. В конце 40-х гг. начал свои исследования историк С. М. Соловьев, создавший 29-томную «Историю России с древнейших времен».
Распространению знаний способствовало издание книг, журналов, газет. Первым русским общественно-политическим журналом был «Вестник Европы», основанный Н. М. Карамзиным. В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека.
Именно расцвет литературы позволил определить 1-ю пол. XIX в. как «Золотой век» русской культуры. В Начале XIX в. классицизм уступил место сентиментализму, для которого был характерен интерес к внутреннему миру человека. Главным представителем русского сентиментализма был писатель (и историк) Н. М. Карамзин.
Сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма, в котором было два направления. В творчестве В. А. Жуковского проявился «салонный» романтизм: воссоздание мира поверий, рыцарских легенд. Другое течение представляли поэты-декабристы К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Они призывали к служению Родине и борьбе за свободу.
Во 2-й четверти XIX в. в русской литературе утверждается реализм – стремление правдиво отображать действительность.
Основоположником реализма стал А. С. Пушкин (роман «Евгений Онегин»). В творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева отчетливо проявились черты реализма.
Смена стилей и направлений происходила и в живописи. Официальным стилем был классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика. Развивается и романтизм, ярким представителем которого был О. А. Кипренский.
В русской живописи становится популярен бытовой сюжет.
Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов, изображавший картины из быта крестьян. Картины П. А. Федотова («Свежий кавалер», «Сватовство майора») отличались реализмом и носили сатирический характер.
Особенно поразили современников полотна К. П. Брюлова «Последний день Помпеи» и А. А. Иванова «Явление Христа народу».
Влияние реализма складывалось и в музыке. Особое место в истории русского музыкального искусства занимает композитор М. И. Глинка. Он писал оперы («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), романсы, этюды, хоры. М. И. Глинка был родоначальником классической музыки. Крупным представителем реализма был А. С. Даргомыжский (оперы «Русалка», «Каменный гость»).
1-я пол. XIX в. в архитектуре стала временем расцвета классицизма. Характерная черта – создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге. Архитекторами К. И. Росси (здание Генерального штаба) и А. А. Монферраном (Александровская колонна) было завершено оформление Дворцовой площади. Здание Сената и Синода (К. И. Росси), Исаакиевского собора (А. А. Монферран) составили ансамбль Сенатской площади. А. Н. Воронихиным был возведен Казанский собор, А. Д. Захаровым – здание Адмиралтейства. В Москве работали О. И. Бове (ансамбль Театральной площади, здание Манежа), Д. И. Жилярда (перестройка здания Московского университета).
В 1-й пол. XIX в. в целом завершился процесс формирования национальной культуры.