Учение о государстве и праве г.ф.шершеневича
Теоретик права и гос-ва Габриэль Феликсович Шершеневич (1863~1912) был профессором Казанского университета, а с 1906 по 1911 г. преподавал гражданское право в Московском университете. Ему принадлежит ряд крупных произведений: `История философии права` (1904~1905 гг.), `Наука гражданского права в России` (1893 г.), `Курс торгового права` (1899 г.), `Общая теория права` (1910~1912 гг.) в 4~х выпусках, `Общее учение о праве и государстве` (1911 г.) и др. Ряд работ Шершеневич посвятил конкретным проблемам теории права: `О применении норм права` (1893 г.), `Общее определение понятия о праве` (1896 г.), `О чувстве законности` (1897 г.) и др. Свое учение о праве и государстве Ш.создавал на основе формально-догматической методологии юридического позитивизма. Изучая правовые явления и конструируя свое понимание науки о праве, Ш. использовал также достижения социологии, философии, политической экономии и других наук. Одной из центральных тем науки о праве в тот период было построение философии права и ее отграничение от общей теории права. Философия права, по Ш., изучает право в двух аспектах: право, как оно есть, и право, каким оно должно быть. Теоретическая часть философии права должна исследовать догму права, т.е. основные понятия юр.наук ~ источники права, нормы права, правоотношения, применение права, юридическую ответственность, гос-во и общество. Изучая положительное право гос-ва, писал Ш., можно узнать тенденции развития права того или иного гос-ва, однако невозможно и нет необходимости постигать вечную идею права. Научная философия права, считал Ш., строит свои понятия только на позитивном (действующем) праве; лишь таким способом возможно исследование проблем гос-ва и права с позиций историко~сравнительного правоведения.
Ошибка современного правоведения, полагал Ш., в том, что оно `тоскует по идеалу` вместо того, чтобы заняться исследованием юридических вопросов, определяемых временем и местом, т.е. правом, как оно есть.
Понятие права, утверждал Ш., включает в себя только положительное, действующее право. Объективное право ~ совокупность правовых норм, субъективное право~ возможность осуществления своих интересов субъектом права.
Ш доказывал, что объективное и субъективное право ~ это не две стороны одного понятия, как утверждали Иеринг и другие представители социологической юриспруденции, а самостоятельные и совершенно различные понятия. Если субъективному праву всегда соответствует объективное право, то последнее может вполне существовать без субъективного права. Объективное право, по Ш., -основное понятие права, субъективное право -производное.
К сущностным чертам права ученый относил следующие: 1) право предполагает поведение лица, 2) право обладает принудительным характером, 3) право всегда связано с гос. властью. Эти неотъемлемые элементы права образуют представление о его понятии. Ш. признавал, что право как явление общественное есть понятие социологическое, и потому уяснение сущности права невозможно без понимания его проявлений в других областях. Однако это не должно быть делом юристов, а должно исследоваться другими общественными науками. Противопоставление действующего права и права `идеального` ведет, по его мнению, к удвоению правового порядка, смешению права с другими социальными нормами. Понятие права Ш. строго отграничивал от понятия нравственности. Выступая против деления норм нравственности на индивидуальные и социальные, он утверждал, что нормы нравственности всегда имеют социальный характер, поскольку они определяют требования общества к человеку. Нравственное поведение обусловливается, по его учению, социальным авторитетом; на этом основании Ш. полемизировал с Кантом, утверждая, что нравственный закон не в нас, а вне нас (как и `звездное небо`). Абсолютной и неизменной нравственности не существует, все нравственные понятия относительны и исторически обусловлены.
Ш. полагал, что принудительный характер права не позволяет относить к нормам права конституционное, каноническое и международное право.
Нормы права выражают требования, обращенные гос. властью к подчиненным ей лицам, поэтому, отмечал ученый, `правила, определяющие устройство и деятельность самой гос. власти, т.е. конституция, не может иметь правового характера. Ш. утверждал, что государственная власть не может быть подчинена праву, потому что `требование, обращенное к самому себе под угрозою, не имеет никакого значения`. Действия гос. власти находятся всецело под санкцией общественного мнения, т.е. в сфере морали. Ш. писал, что гос-во является источником права. Согласно его концепции, гос-во есть явление первичное, а право - вторичное. На этом основании он выступал с критикой идеи правовой связанности гос-ва им же самим созданным правом, которой придерживались Еллинек, Дюги, Ш. и другие теоретики. Теория правового гос-ва, утверждал Ш., не имеет теоретического обоснования и практического значения. Гос-во, согласно Ш., предшествует праву и исторически и логически. Эту идею самоограничения власти Ш. развивал как противовес теории правового гос-ва. Он говорил о политике фактического самоограничения гос. власти, которая в своих же собственных интересах устанавливает границы возможному произволу со стороны должностных лиц и государственных органов. Право представляет собой, по его учению, равнодействующую двух сил, из которых одна имеет своим источником интересы властвующих, а другая ~ интересы подвластных. Ш призывал исследовать социальную направленность деятельности современного ему гос-ва. Гос-во, по его мнению, само заинтересовано в благосостоянии своих граждан и, как результат, в стабильности гос. власти, поэтому оно спешит содействовать экономической деятельности частных хозяйств организацией кредита, страхования, улучшением путей сообщения, отысканием новых рынков...Вместе с тем гос-во стремится развить в гражданах свободную инициативу, которая предполагает чувство свободы, законность и доверие к общественным и государственным силам. Для этого, утверждал Ш, гос-во должно пойти по пути оказания помощи слабейшему посредством социального законодательства и демократизации гос-ва. Ш писал, что гос-во и общество оказывают взаимное влияние друг на друга. В пределах территории гос-ва существуют многочисленные и разнообразные общественные интересы: национальные, профессиональные, религиозные и другие, которые могут объединять людей совсем независимо от гос. интереса и его политики. Общество может одобрять, поддерживать, относиться сочувственно к политическому режиму своего гос-ва, но может и воздействовать на политику гос-ва через общественное мнение, выборы, референдум, отказ от уплаты налогов, восстания.
В основе деятельности любого гос-ва, утверждал Ш., лежит инстинкт политического самосохранения. Ш. выступал против отождествления понятий правового и конституционного гос-ва. По его мнению, правовое гос-во - это теоретическая конструкция, а конституционное гос-во - это средство для осуществления политики реформ в цивилизованном обществе.
Ш. считал безусловно необходимым исследование тех явлений и отношений, которые влияют на содержание правовых норм и на их применение к правовым отношениям. Однако он возражал против замены правовой догматики социологическим правоведением либо естественно~правовыми воззрениями. Изучать догму и технику права, подчеркивал Шершеневич, особенно важно для юриста~практика, который стоит вне идеологии гос-ва и политики права.Разработанная им теория права и гос-ва на основе формально~догматического метода имеет большое значение и в настоящее время. `Общая теория права` Шершеневича, переизданная в 1995 г., во многом не утратила значения для преподавания теории гос-ва и права, истории политических и правовых учений.48.НЕТ ответа