Быт господствующих слоев общества

Уже на протяжении XVII в. происходило обмирщение русской культуры, в российскую жизнь проникало европейское влияние. Так, в домах некоторых представителей знати появились книги светского содержания, иные вельможи вопреки незыблемой прежде традиции и церковным предписаниям стали носить европейское (преимущественно польское) платье, брить бороды. Правда, эти новшества носили эпизодический, единичный характер. Однако они подготовили глубокие изменения последующей эпохи.

В начале XVIII в. в культуре господствующих слоев российского общества произошел переворот, связанный с петровскими преобразованиями.

Петр I, стремившийся сблизить Россию с Европой, пытался ликвидировать даже внешние отличия русских людей от европейцев. Уже в 1698 г. после возвращения из "великого посольства" он издал указ об обязательном бритье бороды. Отвергая ненавистную старину, царь возвел брадобритие в ранг государственной политики. Отныне за ношение бороды приходилось платить пошлину: дворянам - по 60 руб., купцам - по 100 руб., прочим горожанам - по 30 руб. в год. Уплативший получал медный знак, который носил на шее в доказательство того, что борода оплачена. Крестьяне должны были платить за бороду по одной копейке при каждом въезде в город. Освобождены от уплаты были лишь духовные лица.

Вслед за этим указом последовал указ об обязательном ношении иноземного - немецкого или венгерского - платья. Немецкие и французские открытые туалеты, в представлении старомосковских людей совершенно неприличные, надели также дворянские жены и дочери.

С той же целью - обратить россиян в европейцев - Петр предписывал подданным пить чай и кофе, курить табак.

Петр принудительно ввел новые формы досуга - ассамблеи, то есть приемы гостей в знатных домах. На них являлись с женами и дочерьми. Это означало конец теремного затворничества русских женщин. Ассамблеи требовали изучения иностранных языков, галантных манер ("политеса"), умения танцевать. Быт дворянства и верхушки купечества менялся.

Преобразования в быту совсем не коснулись массы городского населения и тем более крестьянства. Образ жизни дворянства оторвался от образа жизни простого народа настолько, что дворянин (а впоследствии и любой образованный человек) стал казаться крестьянину иноземцем.

Просвещение и наука

Преобразования в экономике и системе государственного управления, расширение армии требовали большого количества образованных людей, которые могли бы пополнять кадры чиновничества и офицерства. Поэтому забота об образовании пронизывает все царствование Петра I. Уже в 1698 г. первая группа дворян была отправлена на учебу за границу. Такая практика сохранилась и в последующие годы. В 1701 г. были организованы Навигацкая школа (позднее - Морская Академия), Артиллерийская школа, в 1707 г. возникло Медицинское училище, в 1712 г. - Инженерная школа. Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 "цифирные школы".Поскольку дворяне учились неохотно, Петр запретил жениться до окончания цифирной школы.

Просвещение коснулось не только дворян. Появились школы для детей мастеровых, горных рабочих, гарнизонных солдат и т.п.

Содержание образования изменилось. Оно приняло светский характер. Богословские предметы отошли на второй план, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело и другие практические знания. Появились и новые учебники, среди них - знаменитая "арифметика" Леонтия Магницкого.

C 1708 г. был осуществлен переход на новый гражданский шрифт, что облегчило чтение.

С 1702 г. стала издаваться первая печатная газета "Ведомости" (при Алексее Михайловиче издавалась рукописная газета "Куранты" для нужд двора). Верхушка русского общества привыкала к официальным источникам информации.

В 1700 г. Петр приказал в подражание Европе считать вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и считать началом года не 1 сентября, а 1 января.

Стремясь вызвать у подданных тягу к знаниям, Петр I открыл первый в России музей - Кунсткамеру, где были собраны различные древности, анатомические коллекции и др. При Кунсткамере имелась богатая библиотека.

Царь мечтал проложить торговые пути в Индию через территорию России, способствуя обогащению казны. С этой целью были направлены исследовательские экспедиции в Прикаспийские области и Среднюю Азию. Они впервые нанесли на карты Аральское море, о существовании которого не знали в Европе, составили подробную карту каспийского побережья. Были составлены также карты Азовского моря и бассейна Дона. Русские землепроходцы побывали на Камчатке и Курильских островах.

В 1718 г. Петр задумал создать российскую Академию наук, для чего велел пригласить крупнейших зарубежных ученых и способных к наукам русских молодых людей. Академия открылась в 1725 г., уже после смерти императора. Российские ученые считались состоящими на государственной службе, получали жалование от казны.

3. Архитектура, живопись, литература, театр

Для петровской эпохи характерно преобладание гражданского каменного строительства над культовым. Только в Петербурге построены Летний дворец Петра, Адмиралтейство, Гостиный двор, здание 12 коллегий, Кунсткамера и др.

Петербург - первый российский город, построенный по плану, с прямыми улицами, типовыми зданиями, многие из которых сами походили на дворцы.

Даже церковные здания изменились, стали более светлыми и нарядными. Петропавловский собор, увенчанный 112-метровым шпилем, походил не на русские храмы, а на прибалтийские протестантские церкви.

Преобладающим архитектурным стилем эпохи стало так называемое "русское (петровское) барокко" с характерной для него пышностью, торжественностью, причудливостью форм.

Крупнейшие архитекторы эпохи:

· Д. Трезини. Летний дворец Петра, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий в Петербурге.

· И. Коробов. Гостиный двор в Москве.

· И. Зарудный. Меншикова башня в Москве.

В начале XVIII в. окончательно восторжествовало светское начало в живописи. Основной жанр эпохи - портрет. Портреты начала XVIII в. в отличие от парсун XVII в. полностью свободны от канона, реалистически изображают конкретных людей, индивидуальные характеры.

Крупнейшие живописцы эпохи:

· И. Никитин. Портреты канцлера Головкина, графа Строганова, посмертный портрет Петра I.

· А. Матвеев. Автопортрет с женой.

Для литературы I четверти XVIII в. характерно появление нового жанра - истории. Ее героем является, как правило, образованный молодой человек, стремящийся увидеть мир, любящий путешествовать в далеких странах (немыслимый мотив для литературы московского периода!) и всегда добивающийся успеха.

В I четверти XVIII в. появляется общедоступный русский театр. В 1702 г. в "комедийной хоромине" на Красной площади в Москве стали разыгрывать пьесы иноземных авторов немецкие актеры. Позже появился театр Славяно-греко-латинской академии, в котором была русская труппа и ставились пьесы на современные темы.

Итоги

Для развития культуры господствующих слоев российского общества в I четверти XVIII в. характерны окончательное торжество светского начала, решительное следование европейским образцам, глубокий разрыв с традиционной народной культурой. Преобразования в области культуры (особенно образования) были тесно связаны с реформами в области экономики и государственного строительства.

На что следует обратить внимание при ответе:

Важно показать, что петровская политика в области культуры была теснейшим образом связана с преобразованиями плитического строя и экономики.

Как и в других областях, преобразования были во многом подготовлены в течение XVII в., когда происходило постепенное обмирщение культуры.

ТЕМА 34. НАРОДНЫЕ ВОЛНЕНИЯ НАЧАЛА XVIII ВЕКА

Наши рекомендации