Завоевания немцев и шведов в Прибалтике

Коренное население Прибалтики - эсты (чудь), и летто-литовские племена (предки литовцев и латышей). В XII в. у них начиналось разложение родовых отношений, выделялись вожди. У более развитых литовцев началось формирование государства.

С конца XII в. - вторжение на земли Прибалтики крестоносцев. В 1201 г. ими основана Рига. Специально для завоевания Прибалтики основан Орден меченосцев. Позднее орден объединился с Тевтонским орденом, покорившим ранее западнолитовское племя пруссов. Овладев Ливонией, крестоносцы вторглись в Эстонию. Северной Эстонией овладели шведы и датчане.

Проникновение иноземных завоевателей встречало сопротивление населения Прибалтики. Русь помогала им, опасаясь за свои земли. Но раздоры между русскими князьями снижали эффективность их действий.

Невская битва

В 1240 г. шведский отряд высадился в устье Невы. Новгородский князь Александр Ярославич, собрав небольшую дружину и отряд новгородцев, неожиданно напал на шведский лагерь и заставил шведов бежать. В бою Александр потерял всего 20 человек. Действия шведов едва ли выходили за рамки обычного грабительского набега. Его неудача предотвратила дальнейшие захватнические действия. За эту победу Александр получил прозвище "Невский".

3. "Ледовое побоище"

В 1240 г. Орден овладел псковской крепостью Изборском, а затем и самим Псковом. Таким образом Руси приходилось одновременно отражать вторжения со многих сторон. После взятия Пскова рыцари овладели новгородской крепостью Копорье. Возникла прямая угроза Новгороду. В этой ситуации вече вновь пригласило на престол Александра, который после битвы на Неве покинул Новгород, рассорившись с новгородцами.

В 1241 г. Александр отбил у немцев Копорье и Псков, после чего вторгся во владения дерптского епископа. Когда его передовые отряды потерпели поражение, князь стянул свои полки к Чудскому озеру и занял позицию на льду.

5 апреля 1242 г.произошло Ледовое побоище.

Традиционное построение рыцарей того времени - клин ("свинья"), то есть узкая и длинная колонна, в центре которой находится пехота, а по бокам - рыцари. Клин приспособлен для прорыва вражеской позиции по центру. Предвидя, что рыцари будут атаковать центр его войска, Александр поместил в центре малоподвижную новгородскую пехоту, а дружину разместил на флангах. Под натиском рыцарей позиция русских прогнулась, приобретя форму дуги. Рыцари, потеснив русскую пехоту, уперлись в высокий берег. В этот момент они подверглись фланговой атаке конной дружины и, не выдержав ее, обратились в бегство. Апрельский лед проваливался под тяжестью бегущих, многие утонули. По утверждению летописи погибло свыше 400 немцев. Это число, по-видимому, включает и рыцарей, и их конных слуг и оруженосцев (известно, что Орден в то время имел чуть более 100 рыцарей). Большие потери понесла и пехота, состоявшая из эстов. Немецкая хроника утверждает, что погибло 25 рыцарей, но, вероятно, ее данные занижены.

Проиграв сражение на Чудском озере, Орден был вынужден отказаться от дальнейших завоеваний, прислать в Новгород послов. Особое значение имела эта победа с точки зрения Русской Православной церкви. Для церкви немцы - более страшная опасность, чем монголы. Это объяснялось тем, что язычники-монголы были веротерпимы и не вмешивались в религиозную жизнь Руси, а немцы угрожали внедрением католицизма. Церковь рассматривала победу Александра Невского как победу в противостоянии православия и католицизма. Именно эта мысль подчеркивается в Житии Александра Невского.

На что следует обратить внимание при ответе:

Обязательно следует отметить, что борьба против немецкого и шведского вторжения осложнялась тем, что незадолго до этого Русь подверглась нашествию Батыя, а потому не могла оказать помощи Новгороду.

Наиболее подробного рассказа (с изложением построения войск и хода боя) требует Ледовое побоище.

Не преувеличивая масштабов сражений, выигранных Александром Невским, следует подчеркнуть их историческое значение: была остановлена экспансия на Русь с Запада. Стоит отметить также патриотический пафос "Жития" Александра Невского.

ТЕМА 11. КУЛЬТУРА РУСИ XII-XIII вв.

XII-XIII вв. - эпоха раздробленности. В этот период в связи с упадком Киева и политическим обособлением отдельных земель формируются новые культурные центры. Русская культура, не утрачивая единства, становится значительно богаче и разнообразнее.

Материальная культура эпохи сравнительно мало изменилась по сравнению с периодом Киевской Руси Завоевания немцев и шведов в Прибалтике - student2.ru . Происходило дальнейшее совершенствование ремесленных навыков, позволившее, например, достичь большей прочности клинков. Широко распространились водяные мельницы.

Сохранились прежние виды и важнейшие темы фольклора. Былины киевского цикла о Владимире Красном Солнышке и его богатырях были чрезвычайно распространены на Северо-Востоке, сохраняя народную память о былом единстве Руси.

Более непосредственно появление новых культурных центров проявилось в летописании, литературе, художественном творчестве.

Летописание

Крупнейшими центрами летописания в XII в. являлись Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли.

Новгородское летописание возникло еще в эпоху Киевской Руси. Предметом внимания новгородских летописцев всегда являлись в первую очередь местные, городские дела. Особое внимание Новгородская летопись уделяла событиям 1136 г. (изгнание князя Всеволода Мстиславича), положившим начало политической самостоятельности Новгорода. Новгородские летописи создавались не при княжеском дворе и не в монастырях, а в среде белого городского духовенства. Поэтому в них встречается немало бытовых подробностей, что не характерно для придворного княжеского летописания, преобладавшего в других русских землях.

Галицко-Волынская летопись создавалась в княжеском окружении. Она отразила острое противоборство между княжеской властью и боярством, характерное для Галиции. Летопись восхваляла князей Романа и Даниила, пропагандировал идею сильной княжеской власти. Для галицкой летописи характерна поэтичность, зачастую пренебрегающая хронологической точностью.

Летописание Северо-Востока зародилось при Андрее Боголюбском и отразило стремление этого князя утвердить первенство Владимиро-Суздальского княжества во всей Русской земле. Летописцы стояли на стороне Владимира в его соперничестве со "старшими" городами Ростовом и Суздалем, а князей Андрея Боголюбского и Всеволода III изображали почти как святых.

В XII в. общерусское летописание сменилось областным. Все летописцы сохранили понимание единства Руси и потому всякий раз начинали повествование с ПВЛ, но, продолжая его, описывали, главным образом, местные события. В определенной степени это сужение кругозора компенсируется более пристальным вниманием к повседневной жизни.

Литература

Сознание единства Русской земли - ведущая тема литературы XII-XIII вв. Крупнейшим литературным произведением этой эпохи считается "Слово о полку Игореве", посвященное походу новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Завоевания немцев и шведов в Прибалтике - student2.ru Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор "Слова" видит в распрях между князьями, в их неподчинении великому киевскому князю. Самыми выдающимися частями "Слова о полку Игореве" являются "Плач Ярославны" и "золотое слово" киевского князя Святослава Всеволодовича, наполненное глубокой болью за Русскую землю и призывом к единению.

На рубеже XII-XIII вв. было написано "Моление" Даниила Заточника Завоевания немцев и шведов в Прибалтике - student2.ru , отличающееся выразительным рифмованным языком и поэтичными художественными образами. Автор его жил во Владимиро-Суздальской земле и был, по-видимому, княжеским дружинником или зависимым от князя человеком. Даниил восхваляет княжескую власть, на которую уповает как на милость Божью. В то же время он враждебно отзывается о боярстве, презирает холопство, непочтительно говорит о монастырских обычаях. Даниил Заточник, как и другие авторы XII-XIII в., выражает тревогу за судьбу русской земли, раздираемой княжескими усобицами.

Архитектура

В связи с оформлением самостоятельных княжеств в XII в. быстро развивалось каменное строительство, поскольку князья стремились украсить города и монастыри, подчеркивая тем самым свое богатство и величие. Значительно больше стало строиться каменных церквей. Вместе с тем большинство из них значительно уступали в размерах и богатстве отделки соборам киевской эпохи. Типичным стал одноглавый крестово-купольный храм.

Два направления в архитектуре XII-XIII вв. представлены зодчеством Новгорода и Владимира.

В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на средства горожан, предназначались для повседневной службы, поэтому были сравнительно невелики и просты в убранстве. Новгородские церкви были приземисты, имели мощные стены. Наиболее известны среди них Георгиевский собор Юрьева монастыря (трехкупольный), церковь Спаса на Нередице, Петра и Павла на Синичьей горе, Параскевы Пятницы на Ярославовом дворище.

Новгородское зодчество оказало большое влияние на архитектуру других северо-западных земель: Пскова, Старой Ладоги.

Зодчество Владимиро-Суздальской земли, окончательно сложившееся во времена Андрея Боголюбского, во многом отличалось от новгородского. На Северо-Востоке строили не из кирпича, а из белого камня. Многие здешние постройки испытали влияние романского стиля. Владимирские соборы (Успенский и Дмитриевский), княжеский замок в Боголюбове, Золотые ворота Владимира величественны и нарядны. Дмитриевский собор, построенный при Всеволоде III Большое Гнездо, славится обилием тонкой каменной резьбы. Церковь Покрова на Нерли отличается исключительным изяществом пропорций, обманчивой легкостью, устремленностью ввысь.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство XII-XIII вв., как и в эпоху Киевской Руси, было связано с росписью храмов и представлено, в основном, фресками Завоевания немцев и шведов в Прибалтике - student2.ru . Лучше всего они сохранились в Новгородской земле. Торжественность фресковой росписи несколько уменьшилась по сравнению с XI в, но изображаемые фигуры стали более динамичными. Самым ярким образцом новгородской фрески является роспись в церкви Спаса на Нередице.

Фресковую роспись имели и Владимирские храмы, но сохранились лишь единичные образцы фресок.

На что следует обратить внимание при ответе:

Начиная ответ по данному билету, следует обязательно остановиться на понятии "культура", объяснить, как соотносятся между собой материальная и духовная культура, в чем состоит их взаимосвязь. Данный материал изложен в теме "Культура Киевской Руси".

1 Отвечая на экзамене, абитуриент должен иметь в виду, что вместо ссылки на предшествующий период ему следует рассказать о материальной культуре Киевской Руси, поскольку экзаменаторам неизвестно, владеет ли он данным материалом.

2 Существует и принципиально иная датировка "Слова о полку Игореве". Согласно мнению А.А. Зимина и ряда поддержавших его ученых, "Слово" было создано в XVIII в. в подражание поэтическому произведению конца XIV в. "Задонщине" .

3 Одни историки считает "Моление" Даниила Заточника и "Слово" Даниила Заточника разными редакциями одного произведения, другие полагают, что это разные произведения.

4 Сохранились и иконы того периода, но их крайне мало.

ТЕМА 12. ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ

Наши рекомендации