Реформы 60-70 гг. XIX в. их значение.
Крестьянская реформа. Эпоху великих реформ открыл император Александр II, кот. заявил о необходимости отмены кр. пр. Секретный комитет, готовивший реформу, был переименован в Главный комитет по кр-янскому делу. В марте 1859 при нем были учреждены Редакционные комиссии для рассмотрения материалов, присылаемых губернскими комитетами. 19.02.1861 император подписал "Положение о кр-янстве"и "Манифест", возвещающий об освобождении кр-янства. * Началось проведение в жизнь первой из великих реформ. Крепостные получали личную свободу и ряд гражданских прав: на заключение сделок, открытие торговых и пром. заведений, переход в др. сословия и т. д. Реформа предусматривала постепенный переход к кр-янам земельного надела, однако около половины кр-ян при этом потеряли часть земли, кот. они пользовались при помещике. Земля переходила к кр-янам за выкуп, кот. должен был компенсировать помещикам не только потерю земли, но и отсутствие крепостного труда. Выкупную операцию взяло на себя гос-во: казна вы-плачивала помещикам сразу 80% выкупной суммы. В казну же кр-яне выплачивали долг в течение 49 лет по 6% в год. К началу XX века кр-яне выплатили 300% предоставленной им ссуды. * В целом аграрная реформа 1861 удовлетворяла важнейшим эк. интересам помещиков и освобождало кр-янство от рабства. Из-за сущ. в деревне двух типов хоз-в - помещичьего и кр-янского - развитие с/х в стране шло по двум путям - помечищьего хоз-ва на основе дворянского землевладения с распространением аренды и мелкотоварного кр-янского пр-ва.
Либеральные реформы. 1. Финансовая реформа: 1.) отменены откупа на соль, сахар, нефть; 2.) ввели акцизную систему; 3.) гластность и законность в правилах сост. и утверждения бюджета; 4.) контроль за администрацией; 5.) публикация гос. расходов и доходов; 6.) ликвидированна с-ма казенных банков; 7.) создан Госбанк, ставший инструментом пр-ва в проведении внутренней п-ки. * 2. Судебная реформа: 1.) Судебные уставы вводили институт судебных следователей, адвокатуру и присяжных заседателей, определявших виновность и невиновность подсудимого; 2.) Процессы стали гласными, отчеты о них стали публиковаться в газетах. 3.) введение бессословного суда и его независимости от администрации. * 3. Реформы в обл. образования: 1.) были учреждены семилетние гимназии для девушек; 2.) в мужских гимназиях был провозглашен принцип равенства для всех сословий и вероисповеданий; 3.) Университетский устав 1863 предоставлял широкую автономию 4.) "Временные правила"о цензуре 1865 отменяли предварительную цензуру. Полностью от цензуры освобождались прав-венные и научные издания. * 5. Военная реформа: 1.) Были отменены телесные наказания; 2.) срок службы рекрутов был сокращен до 16 лет; 3.) централизированно управление армией; 4.) создано Военное мин-во; 5.) введен новый военный устав; 6.) проведена реформа военных-учебных заведений, улучшившая подготовку офицерских кадров; 7.) введение в 1874 всеобщей воинской повинности; 8.) переворужение армии завершили военную реформу. * 6. Земская реформа 1864 создала выборные учреждения местного управления в губерниях и уездах. Гос-во контролировало деят-ть земств через губернаторов и министра внутренних дел, имевших право приостанавливать любые постановления земств. * 7.Городская реформа: введено городское самоуправление. В 509 городах появились Город. думы, получившие в свое ведение хоз. вопросы, и создавашиеся на основе имущественного ценза. * Все эти реформы способствовали формированию начал гражданского общ-ва.
18.Общественно-политические движения в пореформенной России .
После поражения декабристов центрами развития общественной мысли стали различные салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, ВУЗы, литературные журналы: «Отечественные записки», «Современник» и др. Три идейных направления: радикальное, либеральное и консервативное. Консерватизм. В России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея незыблемости самодержавия развивалась в течение 18-19 веков. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она основана на трех принципах: самодер-вие, православие, народность. Суть теории в признании самодер-вия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России. Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами мое. университета М.П. Погодиным и С.П. Щевыревым. Либерализм. На рубеже 30-40-х годов 19 века среди оппозиционных прав-ву либералов сложилось два течения - славянофильство и западничество. Оба течения желали видеть Россию процветающей. За изменение социально-полит. строя, за конституционную монархию, смягчение или отмену крепостного права, наделение крестьян небольшими наделами земли. свободу совести и слова. Идеологами славянофилов были писатели философы и публицисты: Аксаковы, Киреевские. Хомяков, Самарин и др. Они преувеличивали национальную самобытность России. Настаивали на возвращении тех порядков, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Основная их идея в том, что единственно верная и нравственная религия. 10 православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма. Этим они объясняли особый путь России. Боролись с поклонением Западу. Западники за развитие России в русле европейской цивилизации. Объясняли отличие от Запада исторически сложившейся отсталостью России. Отрицали особую роль крестьянской общины. Выступали за широкое просвещение народа. Радикалы. Во второй половине 20-х - первой половине 30-х годов организованной формой антиправительственного движения стали малочисленные кружки, появлявшиеся в Москве и провинции, где не так сильно был развит полицейский надзор. Их члены разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Они распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительство. Тайные организации 30-х годов 19 века имели в основном просветительский характер. Вокруг Станкевича , Белинского, Герцена и Огарева сложились группы, члены которых и изучали отечественные и иностранные полит, произведения, пропагандировали новейшую западную философию. Во второй половине 30-х годов спад обществ. движения из-за разгрома кружков полицией. В 40-ые годы наметился подъем в связи с деятельностью Белинского, Герцена, Огарева, Буташевича-Петрашевского и др. Кружок Петрашевского. В него входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты ( Достоевский, Салтыков-Щедрин). Петрашевцы осуждали самодер-вие и крепостное право. В республике они видели идеал полит, устройства и намечали программу широких демократических преобразований. Радикальная часть их пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне. Кружок был раскрыт в 1849 правительством