Построить структурно-логическую схему текста лекции по теме 1.
Пояснение.
Структурно-логическая схема представляет собой граф, вершинами которого выступают термины (словосочетания) изучаемой предметной области (представляются в виде прямоугольников с вписанными в них словами), а ребрами — логические связи между этими терминами. Между терминами любой предметной области объективно существуют связи различных типов. К ним относятся связи включенности (иерархической соподчиненности), отражающие отношения типа "родовое понятие — видовое понятие"; связи атрибутивности, отражающие свойства, характеристики, выражаемые одним термином по отношению к другому; связи синонимичности и антонимичности, отражающие одинаковость или противоположность смысла одного термина по отношению к другому; связи субъектно-объектности, характеризующие роли терминов и их носителей в определенных процессах и др.
Оптимальность и достоинства структурно-логических схем: 1. Зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры смыслового содержания темы, которое преподносится с учетом законов логики: анализа, синтеза, сравнения, суждения. 2. Структурно-логическая схема в воображении создаёт целостную картину изучаемого материала при помощи наглядно-образной систематизации материала, основанной на ассоциативных и логических связях понятий, суждений, умозаключений. 3. Структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания за счет структурированности смысловых отрезков, на которых базируются понятия, суждения, умозаключения. 4. Структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого содержания материала. 5. Структурно-логические схемы демонстрируют содержание темы при оптимальной смысловой и информационной нагрузке: информация представлена в удобном для восприятия виде, логика подачи информации не даёт двусмысленной интерпретации. 6. Структурно-логические схемы помогают восстанавливать целостную картину из смысловых фрагментов. 7. Структурно-логические схемы учитывают образ мышления современных молодых людей, предпочитающих нетекстовую, наглядно-образную информацию, и способствуют формированию культуры научного познания, в основе которого лежит умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Произвести анализ достоинств и ограниченности патерналистской модели социальной политики:
Таблица
Патерналистская модель социальной политики
Достоинства | ограниченность |
4. На основе самостоятельно собранной информации определить сущность и особенности модели социальной политики (Финляндии или Норвегии).
На основе данных Петростата проанализировать основные проблемы региональной социальной политики.
Официальная статистика. Социальная сфера.http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/ru/statistics/Sant_Petersburg/sphere/
Проанализировав идеи М.Липсета, определить социальные основания политики.
См. :Липсет М. Политический человек. Социальные основания политики. М.: Мысль, 2016. – 612 с.
Написать философско-социологическое эссе «Бедность как порок», или почему был неправ А.Н.Островский (пьеса «Бедность не порок»).
Текст пьесы: http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/text_0040.shtml
Объем работы – 6 стр. Принимаются только оригинальные мысли, подтвержденные официальной статистикой!
КЕЙС 1. Пенсионный возраст
С развитием цивилизации, а это верно, как для западной (Европа и Америка), так и для восточной (Китай и Япония), человечество столкнулось с кризисом установления пенсионного возраста.
Практически одновременный спад рождаемости в конце 80-х и все 90-е гг. прошлого века, а также рост продолжительности жизни трудоспособного населения, привели к тому, что тех, кто будет работать, становится все меньше, а тех, кто был бы еще способен, но вышел из «рабочего» возраста - все больше. И, благодаря современной медицине, продолжительность жизни старшего поколения значительно возросла, что не может не радовать. К примеру, в странах Западной Европы даже при достаточно большом возрасте выхода на пенсию (до 62-67 лет), средняя продолжительность жизни на пенсии составляет более 13-14 лет. Соотношение между численностью работающих и пенсионеров непрерывно сокращается.
Различные страны по своему решают данную проблему, одни проводят пенсионные реформы, другие перекладывают заботу о своей старости на плечи «соискателей».
Среди популярных вариантов решения данной проблемы обычно выделяют следующие:
Вариант 1.Увеличивать количество трудоспособного населения за счет повышения пенсионного возраста
Проблема 1.1.Не все пожилые люди способны поддерживать установленный рабочий график, сказывается проблема со здоровьем, нехваткой времени и т.д.
Проблема 1.2.Сохраняя за пожилыми людьми рабочие места, последние не освобождаются для развития молодых кадров, что тем самым провоцирует безработицу среди молодежи.
Вариант 2.Заполнить рынок труда инокультурными мигрантами по опыту 60-70-х гг. Великобритании (граждане Пакистана, Индии и Ямайки), Франции (граждане Алжира и Туниса), Германии (граждане Турции).
Проблема 2.Мигранты новой волны покидают свои страны не ради работы, а чаще всего в погоне за благами современной цивилизации. Тем более, что они с трудом перенимают культуру страны пребывания или вовсе отказываются от нее, образуя колонии, «гетто».
Вариант 3.Не самым популярным способом считается повышение производства товаров (услуг) с повышенной прибавочной стоимостью (к примеру, в России - это ВПК, атомная, космическая промышленность). Таким способом имеется возможность сохранить уровень развития экономики страны.
Проблема 3.Молодежь, к сожалению, не стремится осваивать высокотехнологические профессии (инженер, технолог), делая выбор в пользу производства товаров (услуг) с эластичным спросом и высокой конкурентоспособностью (в России, например - это туризм, реклама, мобильная связь и т.д.).
Задание: Сравнить плюсы и минусы предлагаемых вариантов, сделать выбор наиболее перспективного, аргументировать собственное мнение.
Оценочные средства (формы текущего и промежуточного контроля) | Показатели* оценки | Критерии** оценки |
Доклад | · соблюдение регламента (15 мин.); · характер источников (более трех источников); · подача материала (презентация); · ответы на вопросы (владение материалом). | Каждый критерий оценки доклада оценивается в 0,25 балла, максимум 1 балл за доклад. Допускается не более одного доклада на занятии. |
Тестирование | процент правильных ответов на вопросы теста. | Менее 60% – 0 баллов; 61 - 75% – 6 баллов; 76 - 90% – 8 баллов; 91 - 100% – 10 баллов. |
Зачет (промежуточная аттестация) | · корректность и полнота ответа; · знание и использование терминологии; · логичность и последовательность в изложении материала; · использование примеров. | · при ответе задействованы 2 показателя, 10-12 баллов; · при ответе задействованы 3 показателя, 13-15 баллов; · при ответе задействованы 4 показателя, 16-18 баллов. |
Круглый стол/дискуссия | · соблюдение регламента (10 мин. на доклад, 3 мин. на выступление в дискуссии) · количество и характер источников · подача материала докладчиками (презентация); · ответы на вопросы (владение материалом) · вежливость и взаимоуважение при ведении дискуссии | Выступления оцениваются по 5 критериям, всего до 5 баллов. Для одного человека возможно 2 выступления с докладами в дискуссиях или круглых столах в семестр, итого до 10 баллов в семестр. |