АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ (А.В. Осипов) i
Акт толкования, — это один из видов правовых актов. Вопрос о
юридической природе актов толкования тесно связан с проблемой сущ
ности толкования, т.е. является ли это правотворческой деятельностью
или это средство уяснения и разъяснения смысла существующей
нормы права. }
В литературе высказываются на этот счет различные мнения. Одни авторы склонны считать акты толкования одной из форм (источникбв) права; другие ученые утверждают, что таким актом не устанавливаются, не изменяются и не отменяются нормы права. На наш взгляд, предпочтительнее вторая точка зрения, поскольку многие акты толкования, хотя и являются нормативными (в смысле общеобязательными), исходят от субъектов, которым не предоставлено право нормотворчества (Верховный Суд РФ).,,
Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свои особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их судьбу.
Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как
юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Последний может
быть устным или письменным. Акт толкования — это официальный,
юридически значимый документ, направленный на установление дей
ствительного смысла и содержания нормы права. -,1.
Интерпретационные акты можно классифицировать по различным
основаниям: •
Тема 21. Толкование права
1. По внешней форме они могут быть письменными и устными.
Письменные акты толкования имеют определенную структуру, т.е. в,;
них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к>
каким нормам права (институту, отрасли, нормативному акту) отно
сится, когда вступил в действие. Они могут, облекаться в ту же форму,
что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими ор
ганами (указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.). ,
2. По юридической значимости различают акты нормативного тол-'
кования и казуального. ••..,'
| Акты нормативного толкования распространяют свое действие на
' неопределенный круг субъектов и, рассчитаны на применение каждый:
раз, когда реализуется толкуем|ая норма, в этом смысле они носят об
щеобязательный характер. ' \ I, • '.'.'•'
Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются кон
кретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными^
3. Юридическая сила акта толкования и сфера его действия опреде-s
ляются местом органа, его издавшего. Это акты органов власти: испол
нительно-распорядительных, судебных, прокурорских и т.д.,
4. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-;;
правовой акт, они могут быть аутентичными или легальными. Если акт
принимает и толкует один и тот же субъект, это авторское толкование
(аутентичное). !
Если норму права толкует субъект, который на это управомочен,.'
которому это право делегировано (разрешено) законом (например^
Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то
; это легальные акты. i !
5. Можно выделить акты толкования в различных отраслях права;
уголовно-правовые, административно-правовые и т.д. i <
Все сказанное позволяет сделать вывод, что толкование права и его
результаты i играют важную роль в правореализационном процессе.
Юно завершает процесс правового регулирования общественных отно-,
шений и делает правовые нормы готовыми к реализации различными
1 ^субъектами, i
' I ' • ' •' • . ! ,'..'...
1 6. ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ И ИНЫХ ЗАКОНОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ
i i i (Б.С.Эбзеев)
Переживаемые страной глубокие формационные преобразования и обусловленная ими всесторонняя демократизация общества постелен-: но приводят к тому, что Конституция из способа закрепления строя абсолютного государства с характерной для него не ограниченной правовыми рамками властью становится законом правового государства,
6. Толкование Конституции и иных законов РФ Конституционным Судом 489
власть которого ограничена суверенитетом народа и правами человека и гражданина, составляющими сферу индивидуальной автономии личности, свободную от произвольного вторжения государства, его органов и должностных лиц.
Под конституцией, несмотря на различие трактовок этого документа, понимают законодательный акт, которым определяются организация высших органов государства, порядок призвания их к отправлению своих функций, их взаимоотношения и компетенция, а также положение личности по отношению к государственной власти.
С формальной точки зрения конституция может совпадать с други
ми законами государства, но в практике современного конституциона
лизма она обычно отличается отгних по способу издания, внесения в
нее изменений и дополнений, а юриспруденцией признается ядром
правовой системы соответствующего государства. . < . • <
Конституция обладает высшей юридической силой и тем самым поставлена над всеми иными законами и нормативными актами, определяет деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти. Это основной закон государства, но государство и право не представляют собой изолированную субстанцию, напротив, они являются именно результатом развития социальных связей, способом организации совместной деятельности людей, их взаимодействия :во имя индивидуальной и социальной жизни. Конституция формирует основы правового режима общества, его политическое единство, определяет цели, функции, организацию и порядок деятельности государства и его органов, принципы взаимоотношений с гражданами.
Этим и обусловлена значимость толкования Конституции Российской Федерации, которое (ч. 5 ctj 125) отнесено к компетенции Конституционного Суда РФ. Именно Конституционному Суду предоставлено право интерпретировать волю народа, выраженную в принятом всенародным референдумом Основном Законе.
Конституционное закрепление этого права Суда означает, что ника
кой иной орган государственной власти в России — федеральный или
субъекта Федерации — не может давать официального и обязательного
для органов государственной власти и местного самоуправления, пред
приятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их
объединений толкования Конституции. Это исключительная прерога
тива Конституционного Суда. Причем для конституционного права в
силу недостаточной конкретности его основного источника и широты
конституционных положений, допускающих различные интерпрета
ции, толкование имеет приоритетное значение, чем в иных детализиро
вание нормированных отраслях права. ' i
Традиционно теория толкования акцентирует внимание на необходимость выяснения либо воли конституционного (и обычного) законе-
Тема 21. Толкование права
дателя, либо воли и смысла самой Конституции. Нет однозначного «рецепта», пригодного на все времена и для каждого случая, и в решениях Конституционного Суда.
В частности, если в Постановлении от 12 апреля 1995 г. по делу о толковании статей 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции РФ Суд отдал предпочтение смыслу самой Конституции и признал, что положение об общем числе депутатов Государственной Думы, содержащееся в указанных статьях Основного Закона, следует понимать как число депутатов, установленное для депутатов Государственной Думы частью 3 статьи 95 Конституции, 450 депутатов1, то в Постановлении от 20 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. предпочтение было отдано изначальному видению объема депутатских иммунитетов, из которого исходили создатели проекта Основного Закона2.
В силу этого толкование Конституции и ее норм требует в каждом конкретном случае тщательного анализа дословного текста толкуемого положения, источника его возникновения, места в системе Конституции, его смысла и цели.
Конституция РФ не содержит определения понятия толкования Конституции РФ, а в Законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» говорится лишь о «неопределенности в понимании положения Конституции», которая преодолевается толкованием Конституционного Суда.
Не обращался специально к этому вопросу и Конституционный Суд, но принятые им решения позволяют сделать вывод, что, по мнению Суда, сложившемуся на основании отечественной правовой доктрины, толкование Конституции и ее норм включает в свое содержание как уяснение, так и разъяснение смысла интерпретируемых норм. ;.
Процесс толкования означает и .познание конституционной нормы,
т.е. интеллектуальную деятельность, не выходящую за рамки сознания
самого интерпретатора, и разъяснение нормы, т.е. предметную деятель
ность Конституционного Суда по доведению до всеобщего сведения
содержания конституционных норм и выраженной в них воли законо
дателя. . . [
Такая предметная деятельность применительно к статусу Конституционного Суда всегда воплощается в письменных решениях — либо
1 См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 2, 3.
С. 17-22. : :'
2 См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. № 2J С. 12—20.
6. Толкование Конституции и иных законов РФ Конституционным Судом 491
по конкретным делам (и в этом случае речь идет о казуальном толковании), либо в итоговом Постановлении Конституционного Суда о толковании Конституции РФ, ее норм, которое согласно части 2 статьи 71 названного Закона обладает нормативным значением.
Глава XIV Закона «О Конституционном Суде Российской Федера
ции» регламентирует только порядок нормативного-толкования, кото
рое рассчитано на неоднократное применение и осуществляется в от
ношении широкого круга общественных отношений, являясь офици
альным и обязательным. '. . • ;
Таким образом, толкование Конституции РФ состоит в преодолении Конституционным Судом неопределенности в понимании ее положений, в выяснении объективного смысла и содержащихся в ней позитивных правовых принципов. По существу, толкований Конституции есть ее Конкретизация.
Вопрос об объёме толкования (адекватном, расширительном, ограничительном), способах толкования (систематическом, филологическом, историко-политическом, логическом), значении цели в толковании конституционной нормы (телеологическое толкование) не получил разрешения ни в Конституции, ни в Законе «О Конституционном Суде Российской Федерации». Однако некоторые требования к осуществляемому Судом толкованию Основного Закона в этих актах, а также в решениях самого Конституционного Суда сформулированы; В частности, согласно ч. 2 ст. 16 Конституции никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя России. Интерпретация всех последующих положений Конституции не может расходиться с нормами главы 1 Основного Закона и поэтому должна осуществляться в сопряжении с ними.
В связи с этим возникает требование о системности толкования, выявлении системообразующих связей конституционных норм и права в целом: 'субординации, координации, происхождении и т.п. В Послании Конституционного Суда Верховному Совету Российской Федерации «О состоянии конституционной законности в Российской Федерации» от 5 марта 1993 г. подчеркивалось, что «нельзя не учитывать, что Конституция есть единый документ и все ее положения должны рассматриваться во взаимосвязи, системно»1.
Конституционный Суд при толковании положений Основного Закона не должен ограничиваться только дословным изложением нормы, но и обязан оценивать ее контекст, а также место в общей системе конституционных норм. При этом любая конституционная норма должна интерпретироваться таким образом, чтобы избежать противо-
1 См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1993. № 2. С. 5.
Тема 21. Толкование права
I . .
речий с другими нормами Конституции, ибо все элементы Основного4 Закона находятся во взаимосвязанности и в рамках единой системы
ВЫПОЛНЯЮТ СВОЮ РОЛЬ. ; '
1 Отсюда следует также требование к Конституционному Суду: в >
процессе толкования Конституций с уважением относиться к позитив^
ному праву, учитывая иерархию правовых норм и их многообразие1.1
Речь идет о-.том, что Конституционный'Суд в процессе толкования
Конституции часто вынужден обращаться к содержанию иных зако
нов — федеральных конституционных и федеральных, а также закОноё:
субъектов Российской Федерации. i1 ! "• ^ j
В последнем случае конституционные :нормьгвьгступают'мерилом:
конституционности иных законов с точки зрения их содержания и'
соответствия защищаемым Основным Законом целям и ценностям.,
При этом закон не должен признаваться ничтожным, если его противо
речие Конституции не является явным или его можно интерпретйро-'
i вать в соответствии с Конституцией. • ' ,','-'"'• '•*
Данное положение не' противоречит праву 'Суда выводить способ
объективного разрешения конституционного спора из общих начал и1
х смысла Конституции РФ. Сказанное также означает, что закрепленные
в главе 1 Основного Закона РФ принципы конституционного строя, в;
которых прежде всего выражены общие начала и смысл Конституции,
приобретают bs определенных ситуациях непосредственное регулирую
щее значение. ,..,'. i;
В связи с этим важным требованием К интерпретации конституци
онных норм Конституционный Суд также считает практическую согла
сованность и функциональную рациональность даваемого им толкова
ния. Цели Конституции и функции органов 'государственной! власти
должны быть обеспечены соответствующими средствами и полномо-
!чиями, которые^ возможно, не всегда текстуально воспроизведены! в/
Конституции, но вытекают из нее или ею подразумеваются. К примеру,:
Постановлением Конституционного Суда по делу о проверке консти-н;
туционности ряда правовых актов, принятых в связи Снурегулировани-;,
, ем вооруженного конфликта в Чеченской Республике^ от 31 июля) s
1995'г. легализован новый для отечественной (правовой доктрины и ;;
практики конституционного регулирования институт |так называемых,;
скрытых (подразумеваемых) полномочий главы| государства, которые,!
'по мнению Суда, вытекают из части 2 статьи 80 и других статей Консти
туции и которые легли в основу этих актов1* : i i i
••••!• •• , -. .. - ' '.'.., ...••! i i :'i. " ':'
1 См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 5.|С. 10.
Уместно отметить, чтопозиция Конституционного Суда, выраженная в указанном поста-',
новлении, вызвала резкие возражения некоторых судей,, заявивших по данному делу
особые мнения. См. там же. С. 25-26,46-47,59-60. ' .; •. '
6. Толкование Конституции и иных законов РФ Конституционным Судом 493
Суд не всегда может рассматривать дословный текст интерпрети
руемой нормы в качестве той границы толкования, которую невозмож
но преодолеть. Рациональное применение самой Конституции или
принятого на ее основе закона может потребовать от интерпретатора
выйти за пределы чисто грамматического толкования текста конститу
ционной нормы. . | •; • ; ' • i -
Тем самым Конституционный Суд выполняет одновременно в известной мере правотворческую функцию, поскольку предлагае? такие решения,!,которые связаны с дословным текстом Конституции весьма тонкими нитями. Данный подход и правотворческая функция особенно отчетливо проявились в Постановлении Конституционного Суда о толковании статьи 136 Конституции от 31 октября 1995 iv i
Как известно, Конституция РФ, регламентируя порядок внесения в
нее поправок, в ст. 136 устанавливает, что поправки к главам 3—8 при
нимаются в порядке, предусмотренном для федерального конституци
онного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законо
дательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской
Федерации. , ; '
Суд пришел к выводу, что положения статьи 136 Конституции
могут быть реализованы только в форме специального правового акта
о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающе
гося как от федерального закона, так и от федерального конституцион
ного закона. Согласно пункту 1 резолютивной части постановления,
поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации
принимаются в форме особого правового акта — закона о поправке к
Конституции Российской Федерации, который, как известно, не упо
минается в тексте Основного Закона1. '
Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» уста
навливает также, что его решения о толковании Конституции должны
быть совместимы с1 другими решениями данного органа. Решение по
делу1 о толкований Конституции не должно противоречить ранее при
нятым актам о толковании или решениям- по конкретным делам, fli
которых дано казуальное толкование конституционных норм. i'
Если требование о совместимости между собой решений об офици-1 альном толковании Конституции является императивным, то'требование о совместимости решений по конкретным делам представляется желательным, 'но не абсолютным. Согласно статье 73 указанного Закона, в случае, если большинство судей, участвующих в заседании одной из палат Конституционного Суда, склоняется к необходимости принять решение, н'е соответствующее правовой позиции, выраженной в
1 См.: Вестник (Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 6. •
Тема 21. Толкование права
ранее принятых решениях Конституционного Суда, дело передается на
рассмотрение в пленарное заседание. ' ' у
Конституционный; Суд в пленарном заседании может принять ре*
шение, не соответствующее ранее выраженной им позиции. Такое'ре
шение может быть обусловлено либо «поиском права», либо «превра^
щением» Конституции, т.е. изменением Основного Закона без измене-1
ния его текста, либо внесением в Конституцию дополнений и измене
ний, влекущих к изменениям в нормативном содержании ранее интер-*-
претированных конституционных положений, которые в >силу этого
нуждаются в новом осмыслении. • ; : ]; '"''•*'!• •"
Толкование Конституции РФ, отдельных ее норм дается исключи
тельно в пленарных заседаниях Конституционного Суда. Примем pie-;;
шение о толковании Конституции, в отличие от решений по иным
делам, принимается большинством не менее двух третей от общего
числа судей. Это обусловлено как юридической, так и общесоциальной
значимостью таких решений, а также возможными политическими
последствиями.- !По' мнению законодателя, данный порядок принятия
решения о толковании Конституции и установленное комментируемой
статьей большинство служит гарантией от интеграции Суда в текущий
политический процесс. '
Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом,
является официальным и обязательным для всех представительных,
исполнительных и судебных органов государственной власти, органов
местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций,
1 должностных лиц, граждан и объединений. '
Официальный характер такого толкования заключается в том, что
оно дается Конституционным Судом, уполномоченным на это частью 5
статьи 125 Конституции РФ, содержится в специальном' акте (поста
новлении) и обязательно для всех субъектов права. , i ?
С момента провозглашения постановления Суда по делу о толкова
нии неопределенности в понимании положений Конституции, которая
стала предметом для обращения в Конституционный Суд, неопреде
ленность считается преодоленной. , ' . • ,',
В отличие от официального, неофициальное толкование Конститу
ции и ее норм, осуществляемое различными органами и должностными
лицами, а также учеными и практическими работниками, гражданами,
нередко обладая высоким авторитетом и воздействуя на общественное
и индивидуальное правосознание и поведение субъектов конституци
онного права, юридических последствий не порождает, i ,,
Официальное толкование, даваемое Конституционным Судом,
признается нормативным, ибо оно распространяется на всех субъектов
правовых отношений и весьма широкий круг случаев, обязательно на
6. Толкование Конституции и иных законов РФ Конституционным Судом 495
всей территории Российской Федерации, для зарубежных органов внешних сношений РФ, а также отечественных юридических и физических лиц, пребывающих за рубежом.
Любой правоприменитель обязан руководствоваться тем пониманием положений Конституции РФ, которое содержится в постановлении Конституционного Суда. Даваемое им толкование Конституции неотделимо от интерпретируемых положений Основного Закона. Толкование Конституции не ограничено временем, может в будущем дополняться или уточняться и разделяет судьбу истолкованной нормы или положения Конституции.
Решение Суда о толковании Конституции не влечет утраты юридической силы какими-либо актами или их отдельными положениями, как это происходит при принятии Судом решений по делам о консти-" туционности нормативных актов, договоров, спорах о компетенции. Однако акты или отдельные их положения, основанные на противоречащей толкованию Конституционным Судом интерпретации конституционных норм, подлежат пересмотру издавшими их органами и должностными лицами.
Решение Суда о толковании Конституции может также являться основанием для судебного обжалования (в судах общей юрисдикции и арбитражных судах) соответствующих решений и действий, если при их вынесении или осуществлении органы и должностные лица руководствовались неправильной интерпретацией своих полномочий, не соответствующими толкованию Конституционным Судом норм о разграничении предметов ведения и полномочий.
1. Понятие юридической практики
Тема 22. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (В.Н. Карташов)
1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ "
. '• ; ' , • I • ' ; V:
В правоведении существуют различные мнения о понятии юриди
ческой практики. Можно выделить на сегодня три точки зрения. Одни
авторы отождествляют практику с юридической деятельностью
'(И.Я. Дюрягин, А. Герлох). Другие, стремясь отграничить юридичес-
.кую практику от юридической деятельности!и представить ее в качест
ве относительно самостоятельного явления, причисляют -к ней лишь
определенные итоги, объективированный опыт правовой деятельности
(С.С. Алексеев, С.И, Вильнянский и др.). '•>.;.
И, наконец, третья точка зрения, которая представляется наиболее
предпочтительной, — когда любой вид юридической практики рассмат
ривается в неразрывном единстве правовой деятельности и сформиро
ванного на ее основе социально-правового опыта (В.К. Бабаев, В.И. Ле-
ушин, В.П. Реутов и др.). I
Ошибочность первых двух позиций, на наш взгляд, состоит в том, что в первом мнении из практики исключается такой важный ее элемент, как юридический опыт, во втором — допускается другая крайность: результаты деятельности, объективированный вовне! опыт отрываются, противопоставляются самому процессу деятельности и не учитывается тот факт, что практическое преобразование общественной жизни происходит не только с помощью решений и положений, выражающих итоговую сторону юридической деятельности, но и непосредственно в ходе этой деятельности, при 'осуществлении организационно-конструктивных правовых действий и операций.
Третья точка зрения позволяет точнее! определить природу юридической практики и основные элементы ее (структуры,! объективнее от-- разить диалектику прошлой (ретроспективной), настоящей (актуаль-;' ной) и предстоящей юридической деятельности, понят^ значение соци-/ ально-правового опыта в механизме правового регулирования. Этот опыт как важнейший компонент практики представляет собой коллек-. тивную, надындивидуальную социально-правовую память, обеспечи-: вающую накопление, систематизацию, хранение и передачу информации (знаний, умений, оценок, прдходов и т.д.), позволяющую фиксировать и в определенной степени воссоздавать весь процесс деятельности
или отдельные его фрагменты. «Опыт — вот учитель жизни вечной», — писал Гете1. Без социально-правовой памяти невозможно эффективное правотворчество и толкование, конкретизация и правоприменение, систематизация и'восполнение пробелов в праве.
Таким образом, юридическая практика — это деятельность по изданию (толкованию, реализации и т.п.) юридических предписаний, взятая в единстве 'с накопленным социально-правовым опытом.
Юридической практике как одной из основных разновидностей социально-исторической практики свойственны черты, присущие любой практике. Однако вовлеченная в правовую систему общества, в процесс правового регулирования, социальная практика получает некоторые новые, в частности юридические, качества, позволяющие рассматривать ее как относительно самостоятельный тип практики.
Действия и субъектов, и участников юридической практики, ис
пользование ими определенных средств и методов, способы оформле
ния вынесенных решений и закрепление накопленного опыта урегули
рованы, упорядочены правовыми нормами и иными юридическими
предписаниями. Тем самым ограничивается субъективизм и волюнта
ризм участников, обеспечивается ее стабильность. •
Юридическая практика образует существенную часть культуры общества. Изучение, например, материалов юридической'практики Древнего Рима (законов, судебных решений и т.д.) дает представление не только о тех или иных конкретных правовых ситуациях, но и об экономике и политике этой страны в разные периоды ее развития, о социальном и правовом положении населения, государственном и общественном устройстве.
Без этого вида социальной практики немыслимо возникновение,
развитие и функционирование правовой системы общества. Она играет
существенную интегрирующую роль в этой системе, связывая в единое'
целое нормативно-правовые и индивидуально-конкретные предписа
ния, субъективные права и юридические обязанности, правовые идеи и
принимаемые на их основе решения. . !'
Она же способствует целенаправленному юридическому измене
нию общественной жизни. Это достигается при помощи издания
новых или изменения уже существующих нормативно-правовых пред
писаний, их толкования и конкретизации, использования и приме
нения. , , . !'
Большинство практических действий и вынесенных решений тре
буют закрепления в строго определенных официальных актах-до
кументах.: '
Слово о науке. Кн. 'l. M., 1976. С. 187.
32 - 1934
Тема 22. Юридическая практика
2. Структура юридической практики
Общественная, коллективная природа юридической практики про
является в том, что, во-первых, она обусловлена другими типами
социальной практики, во-вторых, любая юридическая деятельность
предполагает соответствующие формы сотрудничества между ее субъ
ектами и участниками, обмен информацией и результатами, в-тре
тьих, накапливаемый социально-правовой опыт является совокуп
ным продуктом .совместной деятельности. ; \
В отличие от теоретической (научной) деятельности, где вырабаты
ваются гипотезы, идеи, понятия, юридическая практика направлена на
объективно-реальное изменение окружающей действительности. Со
знание, которое опосредует любые практические действия, служит
внутренней детерминантой юридической практики. Здесь оно присут
ствует во внешне выраженном, опредмеченном виде. ; г
В процессе юридической практики возникают разнообразные материальные, политические, социальные и иные изменения. К ее особенностям следует отнести то, что она всегда порождает и соответствующие юридические последствия.
Юридическая практика в той или иной степени влияет на все сто
роны жизни общества, способствуя развитию происходящих в нем про^
цессов либо тормозя их. Это методологически важное положение сле
дует иметь в виду при формировании и реализации любых планов и
программ экономического, политического, социального и иного пере^
устройства общества. '
Анализ отмеченных черт и особенностей юридической практики показывает, что она занимает относительно самостоятельное место в правовой системе общества и играет существенную роль в механизме правового регулирования. ... .J . • . i •.