Общие черты развития науки. 5 страница
Во Франции литературный процесс XIX в. протекал несколько по-иному. Романтизм, пережив свой апогей в начальные десятилетия века, продолжает сохранять значение творчески активной школы, пока не завершается путь Жорж Санд (1804-1876) и Виктора Гюго (1802- 1885). В то же время уже в 30-40-е годы создают свои лучшие произведения классики реализма Оноре Бальзак (1799-1850), Стендаль (1783-1842), Проспер Мериме (1803-1870). Два направления долгие годы развиваются параллельно, связанные сложными отношениями взаимного влияния и полемики, подчас острой. Реалист Стендаль оказывается автором одного из манифестов романтизма - трактата «Расин и Шекспир» (1825). В творчестве Бальзака постоянно чувствуются романтические мотивы, а у Гюго, наоборот, со временем усиливаются черты реалистической поэтики.
Жорж Санд (псевдоним Авроры Дюдеван) неизменно вдохновлялась протестом против тирании во всех ее проявлениях и испытала сильное влияние утопических идей. Разрешение противоречий общественного развития она связывала главным образом с торжеством христианского идеала.
Творческий путь Виктора Гюго длился шесть десятилетий. Он был крупнейшим поэтом и драматургом своего времени, автором прославленных романов - как исторических, так и посвященных современности (среди последних наиболее известен роман «Отверженные»). Гюго считал, что искусство должно изображать события укрупненно, используя прежде всего такие приемы, как контраст и гротеск. Он создавал яркие, титанические образы и выводил на сцену незаурядные характеры. Все творчество Гюго направлено против разных форм насилия над свободой и гуманностью, против фанатизма и попрания прав личности. Он создал многогранное полотно жизни.
Но все-таки магистральную линию развития литературы уже с 30-х годов определял во Франции реализм. Существенную роль в укреплении позиций реализма сыграло творчество Мериме как новеллиста и драматурга. Еще более велика в этом процессе роль Стендаля (псевдоним Анри Бейля). Многим связанное с наследием просветителей, его творчество выразило конфликты и драмы эпохи, увенчанной революцией 1830 г. В тот год вышел лучший роман Стендаля «Красное и черное», где антагонизм сил революции и реакции преломился в судьбе юноши, стремившегося любыми средствами утвердиться на верхних ступенях социальной иерархии и потерпевшего жизненное и моральное крушение. В «Пармской обители» Стендаль достиг новых вершин, аналитически изображая драму героя-романтика в годы наполеоновских войн и в удушливой атмосфере периода Реставрации. Незавершенный роман «Люсьен Левей» стал заключительным звеном трилогии, воспринимающейся как художественная история молодого европейца XIX столетия. Новеллы Стендаля, его мемуарные книги и эстетические работы входят в золотой фонд реалистической литературы.
Крупнейшим ее завоеванием стал многотомный цикл романов и повестей Бальзака «Человеческая комедия». Бальзак добивался всеохватности этого цикла с поразительным упорством на всем протяжении своего недолгого творческого пути. Писатель стремился создать историю нравов современной Франции, считая, что романы пишет сама действительность, а он является лишь ее секретарем. Эпопея Бальзака подразделяется на три большие части («Этюды нравов», «Философские этюды», «Аналитические этюды»); в свою очередь, внутри «Этюдов нравов» выделялись сцены провинциальной, парижской, частной, военной, политической, деревенской жизни. По плану эпопея должна была включить 143 произведения, из которых Бальзак успел завершить 95.
По своим политическим взглядам Бальзак был легитимистом, но требования художественной истины побуждали его объективно развенчивать собственное политическое убеждение. В «Человеческой комедии» создан исчерпывающий по своей полноте «коллективный портрет» Июльской монархии. Обличительный смысл произведения не укрылся уже от первых его читателей. Бальзак остался не только блистательным хроникером, но и непревзойденным социальным аналитиком, писателем подлинно эпического дарования, широко раздвинувшим границы реалистического романа. Истории победителей в битве за успех и жертв их деятельности, истории молодых людей той эпохи, истории художников, философов, героев-республиканцев - вся широкая панорама общественной и частной жизни Франции между революциями 1830 и 1848 гг. воссоздана в эпопее Бальзака, подлинно неисчерпаемой в многообразии затронутых ею проблем, обрисованных на ее страницах персонажей, типов, коллизий, противоречий, драм. «Человеческая комедия» по сей день остается вершинным творением реализма прошлого века в мировой литературе. Вплоть до современности реализм развивается под знаком плодотворного воздействия Бальзака.
Во французской литературе новый этап развития реализма связан с творчеством Гюстава Флобера (1821-1880), выступившего после поражения революции 1848 г. Беспощадный критик порядков и нравов Второй империи, Флобер принес в литературу дух предельной объективности изображения, трезвости оценок, свободы от всяческих иллюзий. Скептицизм и пессимизм Флобера нашли выход в лучших его романах «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», в сатирическом «Лексиконе прописных истин» и других произведениях писателя. Он сделал предметом своего изображения пошлость современной действительности, выбрал героями типичных представителей буржуазной среды, отказался от всякой «декламации» в искусстве, добиваясь глубокой аналитичности и многоплановости создаваемой картины. Творчество Флобера явилось одним из важнейших звеньев на пути от реализма XIX в. к литературе нашей эпохи.
Театр.
XVIII век не стал для театрального искусства столь плодотворной эпохой, какой было Возрождение или XVII столетие во Франции - век Мольера и Расина. Однако происходившие на подмостках перемены были по-своему значительны.
Серьезно изменился сам характер театрального представления. На смену площадным формам шекспировского театра или итальянской народной комедии пришла сцена-коробка. Постепенно исчезли и места зрителей на сцене, появилась рампа, спектакль начал приобретать свой современный вид. Этого требовала новая драматургия, далеко отходившая от шекспировских и мольеровских традиций. Так, в Англии эпохи Реставрации на сцене преобладала уже не трагедия и не историческая хроника, а мещанская драма или комедия, отмеченная яркой театральностью, но достаточно поверхностная по сути. Свой расцвет переживает пантомима и балладная опера - высшим ее образцом была «Опера нищего» Джона Гея (1685-1732), через двести лет переделанная Брехтом. Популярны малые жанры - скетч, комедия нравов, мастером которых был Филдинг, много работавший для театра. Вершиной комедийного искусства XVIII в. стало творчество Ричарда Бернсли Шеридана (1751-1816), особенно его знаменитая «Школа злословия».
Лучшим английским театром той поры являлся Друри-Лейн, возглавляемый вначале Давидом Гарриком (1717-1779), а затем Шериданом. Гаррик блистал в шекспировском репертуаре. Пьесы Шекспира шли в переделках, приближенных к просветительским понятиям и вкусам, и в игре Гаррика тоже сильно чувствовался рационализм, что не помешало ему, однако, создать галерею замечательных образов.
Во Франции той эпохи на подмостках царили Вольтер, а затем Бомарше. В 1680 г. был основан театр «Комеди Франсез», и поныне остающийся ведущим театральным коллективом страны. С ним соперничала «Комеди Итальен», дававшая спектакли сначала по-итальянски, а затем по-французски. Активно работали и ярмарочные театры, с середины XVIII в. именовавшиеся театрами бульваров. Но авторитет «Комеди Франсез» оставался непоколебимым.
В этой труппе играли великие актеры эпохи - Адриенна Лекуврер (1692-1730), Мари Дюмениль (1713-1803), Ипполита Клерон (1723-1803). Они принадлежали к разным школам: одни стремились продолжать традиции XVII в., другие воспитывались на идеях Вольтера и Дидро. Выдающимся актером и режиссером вольтеровского театра был Анри Луи Лекен (1729-1778).
В 1794 г. якобинцы закрыли «Комеди Франсез» на пять лет. Театр переживал внутренний раскол. Многие представители старой школы противились не только идеологии революции, но и тем изменениям, которые происходили в искусстве театра, в те годы обратившегося к высокой трагедии, наполненной прямыми отголосками бурнокипящей современности, и к мелодраме. Революция требовала народного театра, и предпринимались перспективные попытки его создания. В 1791 г. революционно настроенные актеры «Комеди Франсез» во главе с Франсуа Жозефом Тальма (1763-1826) открыли «Театр Республики», просуществовавший недолго, но оставивший яркий след в истории театральной культуры.
XVIII век ознаменовался подъемом итальянского театра, чьим реформатором выступил прославленный комедиограф Карло Гольдони (1707-1793). Он стремился обогатить традицию комедии масок, превратив ее в просветительскую комедию нравов. Пьесы Гольдони «Слуга двух господ» и особенно «Хозяйка гостиницы» во многом предвещают искусство Бомарше. Стараниями Гольдони Венеция сделалась одной из театральных столиц Европы, однако самому ему пришлось покинуть родной город, когда публика недвусмысленно отдала предпочтение пьесам его соперника Карло Гоцци (1720-1806), драматурга, наделенного подлинно новаторским дарованием. Гоцци создал специфический жанр фьябы, пьесы-сказки, которая открывала увлекательные новые возможности перед режиссурой и актерами. «Любовь к трем апельсинам», «Король-олень», «Принцесса Турандот» и другие фьябы Гоцци прочно вошли в мировой репертуар.
На немецкой сцене до Лессинга, Шиллера и Гете господствовало подражание расиновскому и мольеровскому театру. Мощный стимул, который придала развитию театра деятельность великих просветителей, не прошел бесследно и для сценического искусства Германии. Переворот на подмостках произвел Фридрих Людвиг Шредер (1744-1816), крупнейший постановщик и исполнитель пьес Шекспира и немецких драматургов того времени. Важную роль сыграл и Веймарский театр, которым с 1791 по 1817 г. руководил Гете.
Крупнейшей фигурой романтического театра в Германии стал прозаик Людвиг Тик (1773-1853), много писавший для сцены, выступавший и как режиссер. В спектаклях Тика последовательно осуществлялся принцип романтической иронии, разрушались грани между представлением и реальностью, между сценической иллюзией и прозаической повседневностью. С появлением в 30-е годы выдающегося драматурга Георга Бюхнера (1813-1837), чья трагедия «Смерть Дантона» была пронизана революционными настроениями, на сцене утверждаются реалистические принципы. Лучшими немецкими актерами и режиссерами той эпохи были Людвиг Девриент (1784- 1832), игравший в Бреславле, и Карл Зейдельман (1793-1843), прославленный исполнитель Мефистофеля и других ролей в пьесах Гете, Шиллера, Шекспира.
Во Франции романтизм вступил в решительную схватку с классицизмом, когда в 1830 г. была поставлена пьеса Гюго «Эрнани», шокировавшая публику «Комеди Франсез», но восторженно принятая молодежью. В пьесах Гюго, Александра Дюма-отца (1802-1870), Мериме, создателя цикла романтических пьес «Театр Клары Гасуль», новая школа одержала верх над традициями XVIII в. Эта школа вызвала к жизни и актеров новой формации, среди которых особенно выделялись Мари Дорваль (1798-1849), Фредерик Леметр (1800- 1876) и Элиза Рашель (1821 - 1858) - великие романтики, обогатившие театральное искусство и пафосом подлинной героики, и глубоким психологизмом.
Английский романтический театр испытывал мощное воздействие Байрона и Шелли, хотя их философские трагедии с трудом находили себе путь на сцену. В эти годы на подмостках Друри-Лейн властвовал Эдмунд Кин (1787-1833) -актер, в чьем искусстве чувствуется глубокая близость к Байрону. Среди его работ наибольшую славу приобрели образы Гамлета и Отелло, переосмысленные в духе романтизма.
После 1848 г. в развитии европейского театра начинается полоса упадка, когда главенствует «хорошо сделанная пьеса» - искусно построенная, но малосодержательная мелодрама и чисто развлекательная комедия. Мельчает и актерское искусство. Однако конец XIX в. стал для театра европейских стран временем плодотворных новаторских исканий и открытий, предопределивших пути развития сценического искусства в наше столетие.
Музыка.
Век Просвещения ознаменовался и глубокими переменами в музыкальном искусстве. Виола уступает место скрипке, клавесин - фортепьяно. Антагонизм между светским и церковным искусством сменяется бурными столкновениями непосредственно в сфере светской музыки.
В начале столетия музыка, как и другие искусства, развивается под доминирующим воздействием высокого классицизма. Это эпоха Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750), Георга Фридриха Генделя (1685-1759), Йозефа Гайдна (1732-1809)-поистине золотой век классической немецкой музыки. Его завершением, а во многом - открытием нового, предромантического периода явилось творчество Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791).
Бах остался величайшим мастером полифонии в мировой музыке. Не чуждое рационалистичности, его творчество вместе с тем наделено эмоциональной мощью, поражающей в таких грандиозных творениях, как оратория «Страсти по Матфею», в мессах и кантатах, духовных кантатах и клавирных концертах композитора. Расцвет классической оратории связан с именем Генделя, широко использовавшего образы библейского эпоса («Самсон», «Иуда Маккавей» и др.).
Бурно развивалась опера - другой жанр, которому долгие годы творчества посвятил Гендель. Особенно популярна стала комическая опера, пережившая свой расцвет в Италии и Франции. Возникают и другие жанры: сентиментальная опера, музыкальная драма, крупнейшим мастером которых был Кристоф Виллибальд Глюк (1714- 1787), создатель новаторской оперы «Орфей и Эвридика».
Новые искания в инструментальной музыке связаны с итальянской школой, прежде всего с Антонио Вивальди (ок. 1678-1741) " создателем жанра сольного инструментального концерта, положившим начало программному симфонизму. Дальнейшее развитие симфонизма связано с венской школой - Гайдном, Моцартом. Гайдн выработал главные принципы сонатно-симфонического цикла - высшего типа многочастной композиции - и утвердил классический вид симфонического оркестра. Моцарт бесконечно расширил тематический и эмоциональный диапазон симфонической и камерной музыки. В своих театральных произведениях («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта») он выработал новый жанр «веселой драмы». Его творчество бесконечно многогранно и неисчерпаемо.
На рубеже классицистской и романтической эпох в истории музыки возникает титаническая фигура Людвига ван Бетховена (1770-1827). Творчество Бетховена охватывает едва ли не все формы и жанры музыки, но его вершиной были девять симфоний, каждая из которых заключает в себе целый художественный мир. Современник революции 1789 г., страстно воодушевленный ее первыми шагами и решительно отвергший бонапартизм, художник философского склада, бесконечно расширивший выразительные средства музыки, композитор трагического мироощущения, Бетховен был по-настоящему оценен и поднят на щит романтиками, хотя он очень существенно расходился с их эстетическими убеждениями. В Бетховене воплотились лучшие черты всей предшествовавшей ему музыкальной культуры, вместе с тем его творчество - это поворотный пункт в искусстве музыки.
Романтическое направление в европейской музыке оказалось редкостно богатым выдающимися дарованиями: это Франц Шуберт (1797-1828) и Роберт Шуман (1810-1856), Гектор Берлиоз (1803- 1869) и Рихард Вагнер (1813-1883), Ференц Лист (1811-1886) и Фредерик Шопен (1810-1849), многие другие композиторы, чьи имена составляют гордость национальных культур и всей мировой культуры. Романтизм принес в музыку повышенную эмоциональную выразительность, фантастический вымысел, сказочно-поэтичную образность, нередко заимствованную из фольклора, тяготение к конкретности метафор, масштабность символических обобщений. Произошла существенная перестройка жанров: важнейшее значение приобрели романс, одночастная фортепьянная пьеса, инструментальная танцевальная миниатюра, различные малые формы, наполнившиеся серьезным и глубоким содержанием.
Новые тенденции затронули и симфонизм, и музыку для театра. Появляется жанр героической оперы-саги (четырехчастный цикл «Кольцо нибелунга» Вагнера), оперы, складывавшейся под воздействием национально-освободительных движений. В творчестве Джузеппе Верди (1813-1901) такой тип оперы представлен «Доном Карлосом» - произведением, в целом реалистическим, в отличие от его блестящих романтических опер «Риголетто», «Травиата», «Аида».
В эпоху романтизма музыка активнее, чем прежде, взаимодействует с литературой. Это предопределило появление программных музыкальных сочинений, в той или иной степени использующих элементы художественного слова или театральной эстетики. Начиная с романтиков этот принцип в многообразных своих проявлениях становится преобладающим, сказываясь в симфонических и инструментальных произведениях. Обновление интонационной сферы, новые принципы формообразования и другие особенности романтической музыки подготовили реалистическую музыкальную эстетику, заявившую о себе к концу XIX столетия.