Зона ахимсы. Получение Нобелевской премии мира
В сентябре 1987 года Далай-лама предложил политическую программу под названием Зона ахимсы или Зона мира (англ. Zone of Ahimsa), заключающуюся в расширении «полностью демилитаризированной зоны ненасилия, которой он предлагает сделать сначала Тибет, до размеров земного шара»[7][8]. В программе предполагается, что Тибет как зона мира будет освобождён от любых видов оружия и будет местом гармонического сосуществования человека и природы.[9]
За выдвижение плана, как его ещё называют, «срединного пути» Далай-лама XIV был удостоен Нобелевской премии мира в октябре 1989 года.[9] Нобелевский комитет отметил постоянное противодействие Далай-ламы применению насилия в борьбе за освобождение Тибета от китайской оккупации и его «конструктивные и дальновидные предложения для решения международных конфликтов, вопросов о правах человека и глобальных экологических проблем».[10]
(Расширено)
Дата | Событие (дата согласно тибетскому календарю) |
17 декабря 1933 | В возрасте 57 лет уходит из жизни Далай-лама XIII (год Воды-Птицы, 10-й месяц, 30-й день). |
6 июля 1935 | Далай-лама XIV рождается в деревушке Такцер, провинция Амдо, Тибет (год Дерева-Свиньи, 5-й месяц, 5-й день). |
июль 1939 | Далай-лама XIV покидает Амдо и отправляется трехмесячное путешествие в Лхасу. |
Близ города Бумчен официально объявлено об обнаружении и признании Далай-ламы XIV. | |
8 октября 1939 | Далай-лама XIV прибывает в Лхасу после трехмесячного путешествия из Амдо (год Земли-Зайца, 8-й месяц, 25-й день). |
22 февраля 1940 | Церемония возведения на трон (год Железа-Дракона, 1-й месяц, 14-й день). |
Далай-лама XIV в возрасте пяти лет приступает к получению монастырского образования. | |
Далай-лама XIV получает обеты новообращенного монаха от Тактра Ринпоче (1-й месяц, 10-й день). | |
17 ноября 1950 | После вторжения Китая в Тибет в 1949 г. Далай-ламу XIV наделяют всей полнотой светской (политической) власти (год Железа-Тигра, 10-й месяц, 11-й день). |
16 декабря 1950 | Перед лицом китайского вторжения Далай-лама XIV переезжает из Лхасы в Дромо. |
с января 1951 по июль 1951 | Далай-лама XIV проживает в Дромо, Ятунг. |
23 мая 1951 | Тибетская делегация под давлением подписывает в Пекине «Соглашение из 17 пунктов». |
16 июля 1951 | Китайская делегация во главе с генералом Чжаном Цзиньу, недавно назначенным на должность управляющего гражданскими и военными делами Тибета, встречается с Далай-ламой XIV в Дромо, Ятунг. |
24 июля 1951 | Далай-лама XIV выезжает из Дромо, Ятунг, в Лхасу (год Железа-Зайца, 5-й месяц, 17-й день). |
17 августа 1951 | Далай-лама XIV прибывает в Лхасу из Дромо (год Железа-Зайца, 6-й месяц, 13-й день). |
Далай-лама XIV получает обеты полностью посвященного монаха, гелонга, от Линга Ринпоче (год Дерева-Лошади, 1-й месяц, 15-й день). | |
Далай-лама XIV впервые дарует посвящение Калачакры во дворце Норбулинка в Лхасе. | |
с июля 1954 по июнь 1955 | Далай-лама XIV посещает Китай для участия в мирных переговорах и встречается с Мао Цзэдуном и другими китайскими лидерами, включая Чжоу Эньлая, Чжу Дэ и Дэна Сяопина. |
с ноября 1956 по март 1957 | Далай-лама XIV посещает Индию для участия в праздновании 2500-летия со дня рождения Будды Шакьямуни (Будда Джаянти). |
февраль 1959 | Далай-лама XIV получает степень геше-лхарамбы во время молитвенного праздника Монлам в Лхасе (год Земли-свиньи, 1-й месяц, 13-й день). |
10 марта 1959 | Десять тысяч тибетцев собрались перед дворцом Норбулинка в Лхасе, чтобы предотвратить посещение Далай-ламой театрального представления в китайской ставке. Начало Тибетского народного восстания в Лхасе. |
15 марта 1959 | Китайские войска открывают огонь по дворцу Норбулинка. |
17 марта 1959 | Далай-ламе XIV удается под покровом ночи покинуть дворец Норбулингка. |
март 1959 | В Лхудуп Дзонге объявлено о воссоздании Тибетского правительства. «Соглашение из 17 пунктов» признано недействительным. |
30 марта 1959 | Далай-лама XIV пересекает границу Индии после 14 дней многотрудного ухода из Тибета. |
18 апреля 1959 | Далай-лама XIV проводит международную пресс-конференцию и официально объявляет о расторжении «Соглашения из 17 пунктов». |
20 апреля 1959 | Далай-лама XIV прибывает в Массури и поселяется в Бирла-Хауз. |
30 апреля 1960 | Далай-лама XIV прибывает в Дхарамсалу и размещается в резиденции Сварг Ашрам. |
Далай-лама XIV представляет проект демократической конституции Тибета. В Дхарамсале созвано первое заседание Тибетского парламента (Собрания народных депутатов Тибета) в изгнании. | |
Первые зарубежные визиты (с момента ухода в изгнание) в Японию и Таиланд. | |
Далай-лама XIV переезжает из резиденции Сварг Ашрам в резиденцию Тхекчен Чолинг, где проживает по настоящее время. | |
с сентября по ноябрь 1973 | Первый визит в западные страны (Италия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, Великобритания, Западная Германия и Австрия). |
Первые контакты с Правительством Китайской народной республики с момента ухода в изгнание в 1959 г. | |
21 сентября 1987 | Далай-лама XIV выносит на рассмотрение членов Конгресса США в г. Вашингтоне, США, документ исторического значения «План мира по Тибету из пяти пунктов». |
июнь 1988 | Далай-лама XIV выносит на рассмотрение членов Европейского парламента в Страсбурге, Франция, еще один документ исторического значения, так называемое «Страсбургское предложение» о будущем Тибета. |
10 декабря 1989 | Далай-лама XIV получает Нобелевскую премию иира в г. Осло, Норвегия. |
Далай-лама XIV предлагает ряд дополнительных мер по демократизации тибетского общества, включая выборы министров (калонов) Собранием народных депутатов Тибета и создание судебной ветви власти. Прежде калоны назначались Его Святейшеством Далай-ламой. | |
Впервые в истории Тибета премьер-министр (калон трипа) избирается посредством всеобщих демократических выборов |
Три периода развития иудаизма: от Моисея до Давида (до 1004 г. до н.э.); от Давида до Соломона (до 928 г. до н.э.); до указа Иосии об отмене многобожия (622 г. до н.э.) – основные события, даты.
Исход из Египта и скитания по пустыне ( XII- XIV в. до н. э.| 40 лет)
Новая ступень в развитии религии еврейского народа связан с пророком Моисеем (Моше). Через него евреи заключили Завет (Договор) с Богом, открывшим Моисею своё имя - Яхве (Сущий).
Завет нашел свое выражение в «Десяти заповедях» (греч. Декалог - «Десять слов»; древнеевр. Асерет-а-диброт - «Десять речений»), данных Богом, согласно Библии, Моисею на горе Синай.
«Десять заповедей» обязывали евреев соблюдать весьма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы.
Моисей получил также свитки Торы (Учение), известные также как Пятикнижие: Бе-решит («В начале»), Шмот («Имена»), Ва- икра («И воззвал») , Бе-мидбар («В пустыне), Дварим («Слова»). В русском написании - Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.
По повелению Яхве был создан походный храм (Скиния), где размещался Ковчег Завета, символизировавший земное местонахождение Бога.
Богослужение отныне осуществлялось специальным сословием – священниками (ед.ч. коген, мн.ч. коханим) во главе с первосвященником. Им помогалилевиты.
Первым первосвященником стал Аарон из колена Левия, брат Моисея, которому наследовали его потомки.
В левиты посвящались потомки Левия, кроме рода Аарона. Они обязаны были помогать священникам в исполнении их обязанностей, охранять и переносить Скинию со всеми ее принадлежностями.
В Торе не было сказано, как выполнять те или иные заповеди применительно к разным жизненным ситуациям. Поэтому на протяжении веков еврейские мудрецы - законники толковали и разъясняли заповеди Торы, создавали комментарии к ним. Так появился Устный Закон (Устная Тора), который передавался от учителей (раввинов) к ученикам
Иисус Навин(XII век до н.э.). Завоевание Земли Обетованной (Ханаана).
Около 1200 года до н.э. в область Ханаан (ныне Палестина) вторглись 12 еврейских племен (колен). (14 ЛЕТ)
Эпоха Судей (XII—XI вв. до н. э.| ~ 300 лет)
После смерти Иисуса Навина народ остался без определённого политического вождя и фактически распался на двенадцать самостоятельных республик, объединением для которых служило лишь единство религии и закона и сознание своего братства по крови.
С XI в до не начинается существование Израильского-Иудейского царства со столицей в городе Иерусалиме
Первый израильский царь Саул (1020-1004 гг до не) еще не было постоянной столицы и считался более военным вождем, чем руководителем государства еще при жизни Саула достиг воинской славы Давид (1004-965 гг д до не) из колена Иуды Когда после гибели Саула с сыновьями в битве с филистимлянами царем стал сын Саула Исбаал, Давид сел на престол в городе Хевраі Хеврон.
По мнению Ренана, Давид был убежденным последователем Яхве, но ему выпала судьба стать народным героем К тому же он был выдающимся дипломатом и государственным деятелем, поэтом и музыкантом Он сознательно опирается ався на культ Яхве и возвеличил его в 1050 г до не Давид был провозглашен царем племени Иуды Своей столицей он избрал Иерусалимрусалим.
Эпоха Первого Храма (IX—VII вв. до н. э.| ~ З50 лет)