Боеприпасы к огнестрельному оружию.


Обычно порох содержал около 60% селитры и по 20% серы и древесного угля, - хотя, в смысле соотношения частей, была масса вариантов. Принципиально важной, однако, была только селитра. Сера добавлялась для воспламенения, - сама она загоралась при очень низкой температуре, уголь представлял собой только горючее. Серы в порох иногда не клали вовсе, - это всего лишь означало, что запальное отверстие придется делать шире. Иногда, серу не подмешивали в порох, а насыпали сразу на полку. Древесный уголь мог быть заменен молотым бурым углем, сушеными опилками, цветами васильков (синий порох), ватой (белый порох), нефтью (греческий огонь) и т. д. Все это, однако, делалось редко, так как древесный уголь был доступен, и мало было смысла заменять его чем-то другим. Так что, порохом определенно следует считать любую смесь селитры (окислителя) с каким-то горючим. Первоначально порох (буквально - "пыль") представлял собой мелкий порошок, "мякоть", состоящую кроме перечисленных ингредиентов, из всякого рода мусора. При выстреле не менее половины пороха вылетало из ствола несгоревшей.
Снарядом к ручному оружию служили иногда железная картечь или камни, но наиболее часто применялась круглая свинцовая пуля. Круглой она, конечно, являлась только сразу после изготовления, мягкий свинец деформировался при хранении, потом его плющили шомполом при заряжении, потом пуля деформировалась при выстреле, - в общем, вылетев из ствола, особо круглой она уже не являлась. Неправильная форма снаряда плохо сказывалась на точности стрельбы.

Петринали.


Первое ручное огнестрельное оружие, появившееся в 13-м веке на Востоке и во второй половине 14-го в Европе, представляло собой граненую болванку из мягкого железа (или круглую из меди или бронзы) высверленную изнутри. Называть такое оружие можно ручной бомбардой, петриналью (итальянское название), карабином (арабское название), ручницей (русское), кулевриной или самопалом. Я предпочитаю название "петриналь", так как на все прочие претендует различное другое оружие. Длина ствола составляла обычно около 40-50 см, при диаметре канала 13-30 мм. Соответственно, чем больше был калибр, тем дешевле оказывалась петриналь. Ближе к казне, сбоку, высверливалось запальное отверстие и приваривалась полка для затравочного пороха. С середины 15-го века полка приобрела крышечку для предохранения пороха от высыпания при переноске и заимствованный от арбалета приклад. До этого приклады петриналей были самыми разнообразными и часто неожиданного вида, - иногда петриналь клали на плечо, как базуку. Были и варианты вовсе без приклада. Вес этого оружия составлял от 4-х до 6-ти килограммов. Воспламенение заряда осуществлялось палительной свечой - пропитанной селитрой деревянной палочкой.
Заряжались петринали малого калибра круглой свинцовой пулей диаметром на 1.5 мм меньше диаметра ствола. Если канал был широким, то использовался круглый камешек, завернутый в тряпку, - специально ни кто каменную пулю не делал, просто находили примерно подходящий камень, - тряпка обеспечивала обтюрацию. Вместо камня петриналь можно было заряжать вообще всем, что стрелок находил лишним в своем хозяйстве, - использовались сломанные гвозди, медные монеты, - любой металлический мусор. Заряжение этого оружия было бы не сложным, если бы пороховая мякоть не имела привычки прилипать к стенкам ствола, - прибить ее шомполом к казне было трудно. Так что, на выстрел требовалось не менее 2-х минут. На практике, однако, петриналь в бою, обычно, не перезаряжалась. Картечью или камнями стрельба велась всего на несколько метров и пробивная сила была скромной. Лучшие петринали свинцовыми пулями пробивали доспехи, но по дистанции эффективного огня уступали арбалетам, - стрельба велась ни как не далее, чем на 15 метров.
Распространились петринали в Европе одновременно с арбалетами. Арбалет имел в разы большие скорострельность и дальность эффективной стрельбы, но петриналь имела более удобную форму, стрелять из нее было проще и стоила она дешевле, а главное, при выстреле производила громкий хлопок и вспышку пламени, - рыцарская лошадь пугалась и сбрасывала всадника. Наемники пользовались арбалетами, а горожане полюбили петринали, - нравилось им прикалываться над всякой феодальной деревенщиной, неспособной приучить лошадей к плодам технического прогресса. Но все-таки петриналь оставалась экзотикой и сколько-то заметно не потеснила лук и арбалет. Хотя случалось, что ополчения целых городов вооружались петриналями.
В конце 15-го века к петриналям стали прилаживать замки, а ствол их удлинился, - петриналь превратилась в аркебузу, но тут вскрылось новое достоинство традиционного вида петринали, - если в 14-м веке петринали, как и арбалеты могли изготавливаться в немногих крупных городах, то в 16-м веке, оборудование необходимое для производства петриналей стало доступным и для сельских мастеров. Самопалы стали делать повсеместно, как оружие ополченцев. До конца 17-го века самодельные петринали (наряду с луками) использовались казаками.

Аркебуза.


В последней четверти 15-го века в Европе появились фитильный и колесцовый замки, а в Азии в этот же период был изобретен кремневый замок. В регулярных войсках петринали стали заменяться аркебузами, - оружием весом около 3-х килограммов (первые образцы, - около 4-х), калибром 13-18 мм и стволом длиной 30-50 калибров. Обычно, 16-ти миллиметровая аркебуза выбрасывала 20-ти граммовую пулю с начальной скоростью около 300 м/с. Дальность прицельного огня составляла 20-25 метров, залпового - до 120 метров. Приблизительно такие характеристики сохраняли легкие ружья до начала 19-го века, - менялся только замок. Скорострельность в конце 15-го, начале 16-го века не превышала одного выстрела за 3 минуты, но доспехи пробивались уже на 25 метров. Более тяжелые и мощные аркебузы уже использовались с сошкой, но их было крайне мало, - порох в виде мякоти совершенно не годился для быстрого заряжения длинных стволов, - час мушкетов еще не пробил.
Аркебуза представляла собой уже вполне функциональное оружие, и если петринали использовались от случая к случаю, главным образом, с целью взятия противника на испуг, то аркебузиры обосновались в европейских армиях уже в серьез. Обычная армия начала 16-го века в Европе примерно на треть состояла из кавалерии (в том числе рыцарской), на треть из пикинеров, и на треть из легкой пехоты (алебардщиков, лучников, арбалетчиков и аркебузиров). Учитывая, что и часть всадников имела аркебузы, около 7-8% воинов были вооружены ими. В конце 16-го века огнестрельное оружие имелось уже у 30% солдат. Хотя, в этой статистике аркебузы и петринали учитываются вместе, в Польше, например, еще в 1560-х годах, петриналей было в несколько раз больше, чем аркебуз. В Западной Европе беззамковые ружья вышли из употребления в начале 16-го века, а в Восточной, только в конце 16-го, начале 17-го.

Замки.


Если говорить о замках, то в течение всего 16-го и львиной доли 17-го века наиболее распространенным оставался фитильный замок, - ради своей простоты и надежности. Существовали азиатский и европейский его варианты, - европейский был существенно сложнее, но компактнее и надежнее в действии. Вместо палительной свечи использовался фитиль, - вываренный в порохе жгут из тряпки. Фитиль стрелок делал сам, - как и пули с помощью формочки. Стоя, например, на часах, стрелок постоянно должен был следить за процессом тления фитиля, - раздувать его, если он начинал гаснуть, стряхивать пепел, поправлять фитиль в губках курка, - время пролетало незаметно. Крышечка полки, обычно, открывалась просто пальцем, так как скорострельность была совсем низкой, вводить здесь автоматизацию не мело смысла. В кремневых и колесцовых замках крышечка была автоматической.
Здесь надо сказать, что первые замки для ружей были модификациями арбалетных замков. Наиболее примитивная китайско-арабско-византийско-русская конструкция имела одну пружину, - пластинку упругой стали, - и представляла собой длинную деталь качающуюся на оси. Снизу был длинный рычаг ("шорв"), когда его, преодолевая сопротивление пружины, тянули вверх, к шейке приклада, курок с фитилем опускался на полку. В арбалетном варианте он просто опускался, освобождая тетиву. Такая конструкция была проста, но не обеспечивала надежного удержания тетивы, а для тяжелых арбалетов вовсе не годилась. В Азии не придавали арбалетам большого значения и не совершенствовали конструкцию, но в Европе в 14-м веке стали применять более совершенный спусковой механизм с двумя пружинами. Первая по-прежнему создавала нагрузку на спусковой крючок, но уже символическую. Спусковой крючок освобождал деталь державшую вторую пружину, которая выдергивала щеколду тетивы. В фитильном варианте, вторая пружина прижимала курок с фитилем к полке. "Азиатский" замок появился в России не напрямую из Азии, а из Новгорода и Пскова, где до этого производили арбалеты азиатской конструкции. Примитивный фитильный замок был не надежен в действии, сильно удлинял оружие и требовал большого усилия при спуске, но в самой Азии его совершенствовать не стали, так как имелся уже кремневый замок.
Действительно, в Азии в этот период существовал уже и кремневый замок, - при взведении курка огниво (совмещавшее функции крышки полки) поднималось, а кремень (серный колчедан) отводился для удара. Около 1500-го года арабский (на самом деле - турецкий) замок появился в Испании, но серийное производство кремневых замков в Европе было налажено только в конце 17-го века. Европейский вариант был куда более тяжелым, громоздким и сложным чем арабский, но осечки давал существенно реже, - одну на 7- 15 выстрелов, а к концу 18-го века даже одну на 40 выстрелов. Арабский замок осекался один раз на 3-5 выстрелов, зато его легко можно было превратить в фитильный, - только надо было вставить фитиль вместо кремня. Сам кремень надо было менять после 30-ти выстрелов.
Более популярным в Европе 16-го 17-го веков был колесцовый замок (единственное полезное изобретение Леонардо да Винчи). В нем ни что и не почему не било, - огонь извлекался трением. Несколькими оборотами ключа взводилось специальное рубчатое колесико, - вращающееся огниво. При нажатии на спуск колесико начинало вращаться высекая искры из кремня. Колесцовый замок почти не давал осечек, но его механизм был чувствителен к засорению пороховой гарью и осколками кремня, - не более, чем через 30 выстрелов он отказывал. Привести его в рабочее состояние снова стрелок мог собственными силами только если был часовщиком по жизни. Колесцовый замок был намного дороже кремневого, но служил параллельно с ним до середины 18-го века, пока надежность кремневого замка не возросла достаточно. Колесцовый замок имел закрытый механизм и допускал выстрелы при сильном ветре. Однако, в 16-м веке колесцовое оружие могли позволить себе только аристократы.
В Азии колесцовый замок совершенно не производился, так как включал некоторые конструктивные элементы незнакомые арабам 13-го века. Сами турки не были затронуты восточным средневековьем, но турки занимались только войной, производством же занимались арабские мастера, которым в 16-м веке мысль о возможности совершенствования технологий уже показалась бы, мягко говоря, странной.
Для полноты картины, можно упомянуть терочный замок, появившийся одновременно с фитильным в Европе в конце 15-го века. Над полкой укреплялся кремень и подвижное рубчатое огниво. Для выстрела нужно было за специальную ручку сильно дернуть огниво на себя, - оно скользило по пазу и терлось о кремень. Пружин замок не имел. Собственно, это и было обычное хозяйственное огниво укрепленное над полкой. Известны единичные экземпляры оружия с таким замком.

Пищаль.


В России эволюция огнестрельного оружия пошла несколько иначе. Петринали не были сколько-то популярны. С конца 15-го, и в течение всего 16-го века оружием русских стрелков была пищаль. Пищалями ("дудками") на Руси называли любое длинноствольное оружие, независимо от калибра и назначения, в том числе и артиллерийские орудия, но в данном случае, имеется в виду русский аналог аркебузы. Пищали имели массивный железный ствол грубой работы и самый примитивный, азиатского типа фитильный замок, состоявший всего из одной подвижной и одной упругой деталей, - но замок был обязательно. Собственно, в России, как и в азиатских странах беззамковые ружья просто переделали, дооборудовав замками. Азиатский замок стоил дешево и мог быть установлен на уже готовую петриналь, - если она того стоила. В сравнении с аркебузой пищаль была мощным оружием, при весе около 8-ми килограммов, она имела ствол калибром 18-20 мм и длиной порядка 40 калибров. Заряд пороха закладывался основательный, так что доспехи пробивались на дистанции втрое большей, чем из аркебузы. Прицельных приспособлений, как и у большинства аркебуз, не имелось. Вероятно, залповый огонь мог вестись до 200 метров, однако, русские уставы предусматривали только стрельбу на расстояние не более 50 метров. К пищали, за ее большим весом, обязательно полагалась подпорка в виде бердыша. Русские пищали тысячами экспортировались в Иран (в 16-м веке Соединенные Штаты Америки еще не существовали, так что протесты в связи с этими поставками поступали только из Турции). Заряжать пищаль пороховой мякотью было не легко.
Концентрация огнестрельного оружия в России в 16-м веке была той же, что и в Европе - несколько процентов в начале и около трети - в конце. Но в русской армии кавалерия составляла тогда до 70% (типа, а расстояния-то какие?), так что к середине века почти вся пехота оказалась вооруженной пищалями. Кроме пеших стрельцов существовали и конные, - стременные стрельцы - драгуны. Эти были вооружены фитильными аркебузами русской работы, - ствол европейский, замок азиатский (но назывались они тоже пищалями, - "завесными пищалями", так как имели ремень для переноски), кроме стрельцов русскую пехоту составляли еще "городовые" (то есть иногородние, не московские) казаки. Эти товарищи не имели привилегий стрельцов, не получали казенного оружия и жалования, так что вооружены бывали обычно луками, но ближе к концу 16-го века, все чаще аркебузами и пищалями.

Наши рекомендации