Неславянские народы России в XVII в.

История России состояла не только из событий, происходивших в Москве, не только из борьбы за власть в Кремле, реформ, войн с соседними государствами. Эта история разворачивалась на необозримых просторах страны, где жили миллионы людей различных национальностей, входящих в состав России. Так было в прошлом, так происходило и в XVII в.

Разница лишь в том, что, во-первых, в это время территория страны значительно увеличилась. И все большее количество различных народов входило в состав страны. Россия становилась все более многонациональным государством.

Во-вторых, с каждым десятилетием жизнь нерусских народов, сохраняя свои национальные особенности, естественно вплеталась в жизнь всей страны, подчинялась её порядкам. Эти народы становились участниками общероссийских социально-экономических, культурных процессов.

С одной стороны, это приводило к развитию национальных районов страны, знавших ранее лишь племенной строй, традиционные лесные промыслы, охоту, рыболовство и отсталое земледелие. С другой – новшества ломали старые хозяйственные навыки, традиционный быт, культуру. Россия постепенно как бы перемалывала уклад жизни этих народов на общероссийский манер.

К тому же жизнь народов, особенно европейской России, все крепче стягивал обруч феодальных отношений, крепостнической зависимости, наступления на их земли бояр, помещиков, церкви, самоуправство воевод. Это вызывало недовольство нерусских народов. В отдельных районах вспыхивали волнения, восстания, которые порой носили антирусский характер.

Необходимо вспомнить, что наиболее крупным нерусским народом в европейской России были татары, жившие в Волго-Камском междуречье. В междуречье Волги и Оки обитали мордва, мари, чуваши. Коми заселяли бассейн реки Печоры, удмурты располагались в Приуралье по реке Каме. Карелы занимали северо-западные, пограничные с Финляндией российские земли. Калмыки расселились в низовьях Волги и по северному побережью Каспийского моря. В Предуралье, по берегам рек Белой и Уфы, а также на Среднем Урале обитали башкиры. На северном Кавказе жили зависимые от России кабардинцы.

Переломным для истории некоторых народов Поволжья и Приуралья стало завоевание Россией в середине XVI в. Казанского и Астраханского ханств, присоединение северо-восточных земель. Отныне их история все теснее связывается с историей России. Но это вовсе не означало, что они утрачивали свое лицо. Нерусские народы России по-прежнему сохраняли национальную самобытность, традиции, обычаи, верования. Их многовековая история продолжалась.

Характерной чертой этого развития становится все более многонациональный состав данных территорий. Порой на коренных землях одного народа появляются его соседи, происходит взаимное проникновение. В соседних селах, деревнях, а то и в одних селениях живут мордва и мари, татары и башкиры. Все чаще появляется здесь и русское население. Происходит свободная миграция людей в удобные для них места, получают распространение смешанные браки. Все шире идет колонизация Поволжья и Приуралья русскими крестьянами. Они приносят в лесные и охотничьи края свой хозяйственный земледельческий опыт, смешиваются с местным населением, порой перенимают его навыки и обычаи. Все это идет на пользу и старым, и новым жителям этих мест; процесс проходит в основном мирно. Земель и лесов хватает на всех. Но вот когда в татарских, мордовских, чувашских, марийских землях появляются русские помещики или к ним протягивают жадные руки церковные феодалы – монастыри, патриарх, положение меняется. Постепенно на частновладельческие земли распространяются нормы российских законов, крепостное право. В междуречье Оки и Волги, на плодородных землях все это происходило быстрее; в Приуралье, на северо-востоке, в дальних лесных районах, напротив, медленнее.

И все же в XVII в. основная масса жителей этих краев не знала крепостного права, как русское крестьянство. Они были государственными крестьянами, платили в казну ясак – налог пушниной, продуктами промыслов, несли различные государственные повинности – на строительстве дорог, мостов, крепостных стен; выполняли ямскую гоньбу, т. е. почтовую службу.

В дальних лесных северо-восточных краях, где жили коми, частновладельческих земель было мало. Местные жители являлись лично свободными. Зато сюда тянулись русские промысловики. Эти земли были особенно богаты пушниной, рыбой, другими дарами лесов и рек. Здесь ещё во время Строгановых обнаружились залежи соли, и соледобыча постоянно расширялась, менялась экономика края. Многие здешние жители уходили на соляные промыслы. Через Коми-край шли торговые пути от Белого моря в Сибирь. Все это ещё теснее привязывало здешние земли и их население к общероссийским процессам, будило прежнюю промыслово-охотничыо лесную глухомань. Но одновременно втягивание Коми-края в общерусскую жизнь приводило к включению населения в «тягло», а это означало уплату налогов – ясака, разного рода повинностей, воеводские расправы и вымогательства. Однако крепостная неволя в XVII в. миновала эти места.

Сильным рычагом освоения Поволжья и Приуралья, утверждения здесь российской власти становилась их христианизация. В этом процессе царь и патриарх выступали единым фронтом. Особенно активно наступление православия на местные народы началось в годы правления исключительно религиозного царя Федора Алексеевича.

Велась жесткая борьба против влияния мусульманства в татарских и башкирских землях. У татарских мурз, не желавших перейти в православие, отнимали земли. Крестьянам, отказавшимся от языческих обрядов или мусульманства и обращенным в христианство, обещали освобождение от феодальной зависимости и предоставляли льготы по налогам и повинностям. Все это считалось богоугодным делом, но на деле означало русификацию края и вызывало недовольство как верхушки, так и народных масс Поволжья и Приуралья.

На северо-западе страны трудной и сложной была судьба карелов и других здешних малых угро-финских народов. Исторически связанные с русскими землями, они попали в XVII в. после Смуты в подчинение Швеции, которая стала устанавливать здесь свои порядки, вводить протестантство. Многие карелы бежали на русскую территорию, в восточную Карелию, оставшуюся за Россией.

Здешние жители традиционно занимались охотой и рыболовством. На бедных каменистых почвах сеяли зерновые, которые давали, однако, скудные урожаи – хлеб приходилось ввозить сюда с юга. Новые веяния входили в жизнь карельского края: началась разработка рудных месторождений и обработка железа, появились первые мануфактуры.

Вошедшая в состав России в середине XVI в. Кабарда оставалась на правах русского вассала. Но постепенно русское влияние здесь усиливалось. В XVII в. на берегах Терека появились первые русские крепости, гарнизоны которых состояли из служилых людей и казаков.

Народы европейской России включались не только в общероссийские экономические процессы, но порой разделяли и военные тяготы, выпадавшие на долю страны. Так, башкирская, калмыцкая и кабардинская конницы участвовали в войнах России с Польшей, ходили с Голицыным в Крымские походы.

На исходе XVII в. карельские крестьяне подняли восстание, когда их попытались насильно приписать в качестве рабочих к одному из местных промышленных предприятий. В 60 – 80-е гг. XVII в. крупное восстание вспыхнуло в Башкирии в ответ на захват местных земель русскими и принудительную христианизацию.

Поволжские и приуральские народы приняли активное участие в восстании Степана Разина в начале 70-х гг. XVII в. К Разину приходили ведомые своими атаманами из местных крестьян отряды мордвы, марийцев (черемисов), чувашей. Вместе они бились за свое народное счастье, вместе с русскими погибали в боях и восходили на плаху. И даже после казни Разина долго ещё не мог успокоиться Поволжский край.

Наши рекомендации