Новые явления в русской культуре в XVI в.

Укрепление централизованного государства, превращение России в царство, расправы с боярами, присоединение Казани, опричнина – все это в той или иной степени нашло отражение в фольклоре, памятниках письменности, в архитектуре и живописи.

Самым главным явлением русской культуры второй половины XVI в. стало дальнейшее расширение её горизонта, масштабов. Все больше и больше культурные явления в жизни страны оказывались связанными не с историей какого-то одного княжества, одной земли, но с событиями и идеями единого большого государства.

Создатели сказок, былин, пословиц, поговорок, авторы летописей, архитекторы, живописцы ощущают себя жителями огромной и сильной державы. В то же время все более сильное влияние на их творчество оказывает идея самодержавной власти, опричного террора, воинствующей борьбы церкви с ересью и вольнодумством. Не все принимают эти нововведения, пытаются подвергнуть их критике, бороться с ними.

Фольклор в полной мере отразил героев той бурной поры.

В сказках выступает в первую очередь яркая, противоречивая и страшная фигура Ивана Грозного. С одной стороны, он воспевается как борец с боярами, защитник бедняков, всех униженных и оскорбленных. С другой стороны – это грозный деспот, который не терпит возражений.

В исторических песнях царь, его стрельцы и пушкари прославляются за взятие Казани.

Другой любимой фигурой сказок и песен стал легендарный покоритель Сибири Ермак Тимофеевич. В глазах народа это идеальный герой – простой, смелый, мудрый и справедливый.

Создание нового государства, реформы центрального и местного управления требовали все большего количества грамотных людей.

Они нужны были и в земских избах, и в приказах. Теперь людей обучали не только в церквях и монастырях. Появились «мастера грамоты» в городах и больших селах. Они помогали написать челобитную грамоту (т. е. жалобу) царю, составить завещание или купчую. Появились первые учебники по грамматике и арифметике. Первую русскую грамматику составил выходец из греческих земель Максим Грек.

В многочисленных своих сочинениях Максим Грек обличал жестокость вельмож, критиковал пороки общественной и личной жизни, а особое внимание обращал на воспитание нравственности, имея в виду прежде всего кротость, мудрость, чувство гражданственности.

Все чаще в домах богатых людей появлялись библиотеки, включавшие как русские рукописи, так и книги, переведенные с греческого, латыни, древнееврейского языка. Иван Грозный был обладателем огромной библиотеки. В его письмах и сочинениях упоминаются десятки книг.

Важной вехой в истории русского просвещения XVI в. стало появление на Руси книгопечатания.

Книгопечатание изобрел в середине XV в. немецкий ученый Иоганн Гутенберг. В г. Майнце он отпечатал сокращенный вариант Библии. Через сто лет первую попытку печатания книги сделал русский мастер Иван Федоров. Он выпустил новым способом книгу «Апостол» – своеобразный сборник, содержащий наиболее популярные в то время тексты Евангелия и Библии. Затем напечатал ещё несколько книг. Однако церковники начали преследовать русского первопечатника, обвиняя его в еретическом занятии, колдовстве. В их понимании религиозные тексты можно было переписывать только от руки. Благодаря их подстрекательству толпа разгромила первую русскую типографию. Иван Федоров переехал в Литву. В 1574 г. выпустил во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола», в 1580–1581 гг. издал первую полную славянскую Библию («Острожская библия»).

С древнейших времен на Руси составлялись руководства морального характера,"определяющие поведение человека в семье, обществе, его взаимоотношения с другими людьми. В конце XVI в. такие произведения стали называться «домостроями». Наиболее знаменитый «Домострой» составлен уже упоминавшимся протопопом Сильвестром. Он был истовым поборником патриархальных порядков, поэтому всячески ратовал за укрепление роли отца и родителей в семье, твердое исполнение церковных обрядов. Обращаясь к детям, «Домострой» призывал: «Чада... любите отца своего и матерь свою и послушайте их, и повинуйтесь им по Боге во всем. И старость их чтите». «Домострой» поучал отца, мать, детей, домочадцев «не красти... не солгати, не оклеветати, не завидети (т. е. не завидовать), не обидеть, не клепати... не бражничать... не помнить зла, не гневатися ни на кого, к большим (т. е. к старшим) быти послушну и покорну, к средним любовно, к меншим и убогим приветну и милостиву». «Домострой» призывал растить детей в страхе Божьем и приветствовал телесные наказания. Детей надо учить «страхом» – «казни (т. е. наказывай) сына своего от юности», тогда он будет чтить и «покоить» родителей в старости. В то же время там есть и такие слова: «Обучая детей, люби их и береги». Отец должен быть строг и деятелен, жена «добра, страдолюбива (т. е. трудолюбива) и молчалива», дети послушны и богобоязненны.

Под руководством митрополита Макария, а потом и самого Грозного создавались летописи и другие исторические сочинения, в которых проводились мысли о преемственности власти византийских императоров и русского царя, идеи самодержавной власти. Ими был наполнен Лицевой свод, или Никоновская летопись, в которой, кроме того, было 16 тысяч цветных миниатюр-иллюстраций, или «лиц». Вся русская история в этой летописи неукоснительно вела, по мысли её авторов, к власти Ивана IV. Идеи самодержавия, божественного происхождения царской власти видны также в «Степенной книге», где шаг за шагом показаны все степени (отсюда и название «Степенная») династии Рюриковичей, а также в «Казанской истории», рассказывающей о взятии Казани.

Написанные во второй половине XVI в. исторические повести и сказания сообщают о важнейших событиях времен Ивана Грозного, о присоединении Новгорода к Москве, деяниях царя, борьбе с окрестными государствами. Так, «Повесть о Молодинском сражении» описывает блестящую победу над Крымским ханом в 1572 г., «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков» – героическую оборону этого города.

Для будущих поколений XVI в. оставил и образцы такого вида литературы, как публицистика. Один из них – челобитная, поданная неким дворянином Иваном Пересветовым самому царю. Он призывал молодого монарха к решительной борьбе за укрепление его власти и ограничению власти бояр. При этом Пересветов в качестве образца приводил Турцию, где все подданные являлись слугами султана. Такой же самодержавной страной автор хотел видеть и Россию.

Вопросов о сущности власти в России, об отношениях монарха со своими подданными касались в своей переписке бежавший в Литву князь Курбский и Иван IV. Как уже говорилось, Курбский обличал тиранию Ивана Грозного, а Иван, защищаясь, оправдывал идеи самодержавной власти. Их переписка стала достоянием общества.

Новые явления происходили и в архитектуре, живописи, музыке. Последние годы жизни Василия III и времена Грозного с его самодержавными претензиями отразились в строительстве ряда новых храмов, которые должны были увековечить деяния российских властелинов. В честь рождения Ивана IV его отец Василий III построил чудо тогдашнего каменного зодчества – церковь Вознесения в селе Коломенском. Это был шедевр так называемой русской шатровой архитектуры, когда строители создавали однокупольные храмы в виде каменного шатра. Такие храмы с XVI в. украшают русскую землю. В этом же стиле, но с девятью каменными шатрами был построен и знаменитый храм Василия Блаженного.

В иконописи появляются элементы реализма, намечается переход от иконы к портретной и жанровой живописи.

Быт различных слоев народа в эти десятилетия менялся медленно. Жизнь на огромных просторах России оставалась традиционной, как и сотни лет назад. Те же курные избы, та же деревянная посуда, те же развлечения. Лишь в крупных городах происходили некоторые сдвиги. Кое-где появились слюдяные и стеклянные окна вместо прежних, затянутых бычьими пузырями.

На жизнь верхних слоев общества влияли расширявшиеся контакты с иностранными государствами. В 1553 г. в устье Северной Двины бросил якорь английский корабль, и вскоре его капитан Ричард Ченслер был принят Иваном IV в Москве. Начались постоянные торговые контакты с Англией. Все чаще в русскую столицу приезжали послы и торговцы из разных европейских стран. В одежде знатных москвичей стали заметны западные новшества, кое-кто из них на западный манер стал коротко стричь волосы, брить лицо.

В домах появились шахматы, иностранные музыкальные инструменты – органы, клавесины, клавикорды. Из Новгорода в Москву пришло многоголосное церковное пение.

Но все это было лишь песчинками в море старорусской и старомосковской жизни. Подлинные перемены были ещё впереди.

§ 9. Борис Годунов – первый выбранный монарх России

Переходные годы. Смерть Ивана Грозного в 1584 г. ознаменовала конец целой эпохи в истории России.

Но история показывает, что ни одна страна, ни один народ долго не может жить в состоянии такого напряжения и ужаса. Вместе со смертью тирана уходит и его эпоха. Так было и в России.

С приходом к власти сына Ивана IV Федора Иоанновича, по характеру резко отличавшегося от отца, в стране многое изменилось. Закончились казни и преследования людей, прекратились разорительные войны. Однако самодержавное государство, созданное Грозным, продолжало существовать. Царь по-прежнему возвышался над окружающим его миром. Уцелевшая знать – князья и бояре, а также высшая приказная администрация – дьяки безропотно выполняли волю монарха. Элита централизованного государства, духовенство, укрепившееся при Иване IV дворянство, армия, в первую очередь стрелецкие полки, сплоченно стояли вокруг трона, несмотря на отдельные разногласия между ними. Все они, поддерживая верховную власть, тем самым сохраняли свои привилегии, доходы, а феодалы к тому же – право распоряжаться землей и трудом работающих на ней крестьян.

При царе Федоре, несмотря на его мягкость и незлобивость, власть неукоснительно продолжала политику закрепощения простого народа.

В 1597 г., за год до смерти Федора Иоанновича, был издан указ о введении «урочных лет», т. е. сроках сыска бежавших крестьян (в течение пяти лет). А это означало, что введенные Иваном IV «заповедные годы», т. е. временное прекращение перехода крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день, превращалось в постоянную меру. И происходило это не потому, что во главе государства стояли злодеи и ненавистники крестьян, посадских людей. Просто в условиях повсеместного разорения, бегства крестьян либо на свободные земли юга, Поволжья, либо под покровительство богатых вотчинников, монастырей, духовенства государство теряло налогоплательщика, подрывалось благосостояние дворянства – этой основной боевой силы армии централизованного государства – опоры царской власти и всей сложившейся в стране системы.

Таким образом, репрессивное наследие Грозного было ликвидировано, но его общая линия на усиление государства, соблюдение интересов верхушки общества, бывшей его главной опорой, осталась. Это возбуждало большое недовольство крестьян, холопов – тех слоев народа, которые от карательных и закрепощающих мер пострадали сильнее всех.

Надо помнить и о том, что после смерти Ивана Грозного вокруг трона, во главе приказов армии, на воеводствах в разных городах и уездах страны остались те же люди, которых поднял к власти жестокий царь. Большинство из них были обязаны своему возвышению опричнине.

Но оставались в живых и занимали свои высокие позиции многие из родственников уничтоженной царем знати, представителей духовенства, купечества. Теперь все они жаждали реванша и мщения за прошлые унижения и обиды, за гибель родственников.

Но едва 7 января 1598 г. скончался царь Федор Иоаннович, едва угас род Рюриковичей и тем самым исчез обруч, стягивающий воедино все враждующие группы знати, все недовольные слои населения, как сразу же обнажились глубокие противоречия общества: внутри самой знати, между закрепощаемым народом и властью, между бывшими опричниками и их жертвами, между элитой общества – князьями и боярами и средним и мелким дворянством.

В это тяжелейшее переходное время на русский трон был избран боярин Борис Федорович Годунов (1552–1605), который попытался на рубеже XVI–XVII вв. основать в России новую династию.

Приход Годунова к власти. Именно это переходное время со всеми его противоречиями, а также черты характера и склонности Годунова превратили его едва ли не в самую трагическую фигуру российской истории.

К моменту избрания русским царем Борису Годунову было 47 лет. Происходил он из весьма почтенного, но обедневшего рода костромских бояр. И он, него сестра Ирина, будущая царица, жена Федора Иоанновича, рано осиротели. Их опекал дядя, видный сановник в правительстве Ивана IV, глава Постельничьего приказа, который обеспечивал сон и покой царя. В 15 лет Борис – юный, стройный, черноволосый, красивый – был представлен Грозному, понравился ему, и с этих пор в должности стряпчего Постельничьего приказа он стал подавать и принимать одежду государя. Постоянная близость к царю, красивая внешность, обходительные манеры, природный ум и сметливость помогли ему быстро продвигаться по службе.

Честолюбивый, хитрый, изворотливый, он умело лавировал в дворцовых хитросплетениях. Во многом ему помогало то, что он, став опричником, женился на дочери известного опричника, исполнителя самых жестоких приказов царя Малюты Скуратова. Позднее его сестра Ирина стала женой Федора Иоанновича, и с этой поры Борис вошел в состав двора второго по старшинству царского сына. Но он по-прежнему оставался любимцем Ивана IV.

В свои 30 лет, за два года до смерти Грозного, он получает сан боярина и стремительно входит в круг самых влиятельных лиц государства. Борьбу за власть молодой боярин начал сразу же после смерти Грозного. Но поначалу – на вторых ролях.

По завету Ивана IV пятеро крупных деятелей Московского царства – его сподвижников и родственников должны были опекать болезненного и мало способного к управлению огромной страной Федора. Это были боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев, князья Иван Мстиславский, Иван Шуйский, бояре Богдан Вельский и Борис Годунов. Это был, по существу, регентский совет. Вскоре его члены выступили против Вельского, пытавшегося вернуть опричные порядки.

Годунов начал оттеснять от власти членов совета одного за другим.

К 1588 г. все основные соперники Годунова повержены. Начинается десятилетие фактического правления Бориса. Царь жалует ему небывалый до той поры на Руси титул «правителя». В 1589 г. Годунов помогает своему ставленнику митрополиту Иову получить титул патриарха. Отныне усилившаяся русская церковь становится его прочной опорой.

Но будто злой рок преследует всемогущего боярина. И «урочные лета», окончательно сковавшие свободу крестьян, и законы против холопов 1597 г. народ, как и прежние беды, все чаще связывает с именем всесильного фаворита. К тому же народная молва обвинила Бориса Годунова в убийстве царевича Дмитрия, единственного оставшегося в живых, кроме угасающего Федора, сына Ивана Грозного.

Не принесла Годунову популярности и война со Швецией в начале 90-х гг. Он вместе с царем по примеру Грозного возглавил поход на Нарву. И хотя часть захваченных шведами земель Москва вернула (города Ивангород и Копорье) и получила балтийское побережье между устьями рек Невы и Наровы, но Нарву – основной русский порт в здешних местах взять не удалось. Мир со Швецией лишь отодвинул решающую схватку с ней на будущее.

Со смертью царя. Федора Иоанновича в январе 1598 г. противоречия между верхушкой боярства и Годуновым обострились ещё сильнее.

Борис поначалу стремился передать трон своей сестре – царице Ирине, благо наследников ни у Ивана IV, ни у Федора не осталось. Тем самым он хотел сохранить свою ведущую роль в государстве. Но Ирина правила страной лишь полторы недели и столкнулась с сильной оппозицией со стороны Боярской думы. Не выдержав борьбы за власть, она постриглась в монахини и поселилась в Новодевичьем монастыре. Трон снова оказался пуст.

С этого часа Борис Годунов начал открытую борьбу за царский престол. Кто были его противники? На царскую корону мог претендовать старший из братьев Романовых Федор Никитич, а также дальний родственник Ивана III молодой Федор Иванович Мстиславский. Но никто из знатных князей и бояр в решающий момент не стал выдвигать на трон свою кандидатуру. Бояре, напутанные долгими десятилетиями деспотизма Грозного и не желая вновь оказаться под пятой тирана, сплотились и решили, что власть в стране следует передать Боярской думе. Ради этого жертвовали своими претензиями на трон Романовы, Мстиславские, Голицыны и другие славные русские боярские и княжеские роды. Бояре мечтали учредить порядок, какой уже существовал в Польше и Швеции, где реальная власть принадлежала знати.

Значило ли это, что боярство вновь хотело вернуть страну к феодальной раздробленности? Вовсе нет. Это время безвозвратно ушло. Представители знати были уже руководителями единого централизованного государства, состояли у него на службе. Но они не хотели отдавать Россию очередному самодержавному деспоту, а собирались ввести аристократическое правление, возможно, с последующим порядком выборности царей. Совещание бояр в Кремле потребовало, чтобы народ присягнул Боярской думе. И это несмотря на то, что после смерти царя Борис Годунов успел расширить состав Боярской думы и включить туда своих сторонников.

Борис Годунов стоял за старый порядок. Он мечтал о царском венце. Поэтому одновременно с заседанием Боярской думы патриарх Иов созвал в своих палатах другое совещание – Собор. Туда вошли видные церковники, представители дворянства, которое после закона об «урочных летах» поддерживало Бориса, а также верхушки городов. Иов предложил в цари кандидатуру Годунова, и его предложение было восторженно принято Собором.

По существу, образовалось две власти: Боярская дума и Собор, созванный патриархом, что вело к расколу страны.

Годунов заперся вместе с сестрой в хорошо укрепленном Новодевичьем монастыре и оттуда руководил действиями своих сторонников. Его агенты вели антибоярскую агитацию. В ответ новые слухи против Годунова поползли по Москве: его обвинили в отравлении царя Федора. Политические страсти накалялись.

Тогда патриарх организовал народное шествие с иконами к Новодевичьему монастырю. Придя к его стенам, духовные лица, купцы, дворяне, посадские люди слезно просили Годунова вступить на трон. Но Борис отказался. Он заявил, что не ищет престола и готов уйти в монахи. Этобыл хорошо рассчитанный ход: Годунов нагнетал обстановку, чем оказывал давление на непокорную Боярскую думу и в то же время поддерживал видимость народного волеизъявления.

Затем последовало второе шествие, огромные толпы людей пришли к Борису и вновь просили его принять предложение Собора и сесть на царство. Лишь после этого он дал согласие. И здесь же, в соборе Новодевичьего монастыря, патриарх нарек Годунова русским царем.

Позднее в Успенском соборе патриарх вторично и торжественно объявил Годунова царем.

Правление Бориса Годунова. В истории нередки случаи, когда после смерти деспота, диктатора его выдвиженец и наследник резко меняет прежнюю политику. Он стремится сгладить жестокость и несправедливость предыдущего правления и тем возвысить и укрепить свою власть, завоевать признание народа. Часто бывало и так, что, настрадавшись лично от капризов и прихотей тирана, новый правитель на всю оставшуюся жизнь получал отвращение к прежним порядкам. Все это произошло и с Борисом Годуновым. Уже в первые дни царствования он поклялся, что не будет проливать кровь в течение пяти лет, не возродит жестоких репрессий времен Грозного, будет править справедливо и милостиво. Во время венчания на царство он сказал, обращаясь к патриарху: «Бог свидетель сему, никто не будет в моем царствии нищ или беден». Позже в беседах с людьми он не раз брал себя за ворот сорочки и заявлял: «И сию последнюю разделю со всеми». Была объявлена амнистия, многое заключенные вышли на свободу.

Гуманные помыслы Годунова были связаны не только с искренним стремлением улучшить положение в стране, разоренной во времена Ивана IV, но и желанием оправдать этим собственную яростную, порой нечистоплотную и жестокую борьбу за власть, в ходе которой гибли невинные люди.

К тому же положение нового царя было непрочным. Против него выступали многие князя и бояре. Одни считали, что он незаслуженно обошел их – знаменитых и родовитых. Другие не забыли гонений, опал, тайных убийств, которые коснулись их родственников. Третьи были убеждены в том, что власть вообще должна принадлежать не самодержавному монарху, а Боярской думе. Волновался и закрепощенный народ.

Все это учитывал Борис Годунов, начав свое правление. С целью привлечь на свою сторону дворян, он устроил раздачу им жалованья, задержанного прежде. Многих бояр повысил в чинах. Для облегчения участи простых людей новый царь отменил все недоимки по налогам, облегчил само налоговое бремя. Годунов всячески поощрял торговлю как внутри страны, так и с зарубежными странами, давал купечеству различные льготы. В то же время в благодарность за поддержку Борис восстановил ряд податных привилегий церкви, отмененных ранее Грозным.

И конечно, он всячески стремился поддержать хозяйство среднего служилого класса – дворян. Именно в их пользу он жертвовал крестьянскими интересами. Годунов всячески возвышал незнатных, но способных людей, противопоставил их родовитому боярству. В этом он предвосхитил позицию Петра I. Но в свою очередь новый царь требовал от дворян честной и деятельной службы, что не нравилось некоторым из них, привыкшим к вольной жизни и необременительной службе. К тому же Годунов преследовал казачество, жестоко наказывал, в том числе дворян, за сношения с этими «рыцарями дикого поля». Он пытался ввергнуть казаков в тягло (налоги, работы, включая труд на государственных пашнях), что вызывало в свободолюбивом казачестве резкие протесты.

Пробовал Борис навести порядок и в приказах. Особенно он обрушился на взяточничество. По существу, это был первый русский царь, который поднял руку на чиновников и судей-взяточников. Если во взятках уличали дьяка, то его возили по всему городу и секли плетью. При этом на грудь ему вешали мешок со взяткой, будь то деньги, меха или другой товар. Но взяточничество не уменьшалось. Мздоимцы только стали осторожнее, и цены на их услуги возросли. В лице приказного дьячества Годунов также приобрел злейших противников.

Не отличаясь хорошим образованием, Борис Годунов тем не менее был страстным поборником просвещения. Он высоко ценил западную культуру, любил беседовать с иностранцами, помогал им обустроиться в Москве. При нем расцвела немецкая слобода Кокуй, где была построена протестантская кирха. Этим он вызвал неудовольствие части православного духовенства. Годунов содействовал развитию в стране книгопечатания, строительству типографий в разных городах. Мечтал он о создании школ и даже об открытии университета на западный манер. Первым же из русских царей он стал посылать дворянских детей за границу для обучения разным наукам и ремеслам. Но из 18 посланных ни один не вернулся на родину, все решили остаться жить за рубежом.

Особой страстью нового царя стало строительство, в котором он видел прогресс страны. По его велению появились первые каменные торговые лавки в Москве и каменный мост через реку Неглинку. Дело его рук и постройка колокольни Ивана Великого, на которой до сих пор красуется надпись с именем Бориса Годунова. При нем были возведены астраханский кремль, много храмов и других сооружений. Заботился царь о благоустройстве столицы: прокладывали новые мостовые, а в Кремле соорудили первый водопровод. Воду из Москвы-реки подавали мощные насосы.

Отличался Годунов, как говорили тогда, нищелюбием. Он открывал богадельни для нищих, приказывал оделять бедных людей продовольствием, одеждой, деньгами.

В отличие от Ивана Грозного Годунов был хорошим семьянином, любил жену, обожал своих детей – сына Федора и дочь Ксению, дал им блестящее по тому времени образование. Он не терпел «винопития» и всякие низменные и жестокие забавы, вроде травли людей медведями, которыми услаждались представители элиты.

Казалось, он выполнял все обеты, данные при восшествии на престол. И действительно, страна постепенно стала возрождаться, успокаиваться. Настроение народа, особенно средних его слоев, к которым благоволил Годунов, менялось в пользу нового царя. Этому способствовала его манера общения с людьми: он всегда был ровен, приветлив, дружелюбен. Но за этой мягкой внешностью скрывался железный характер, недюжинная воля, честолюбие, страсть к власти. Добрые начала и помыслы постоянно боролись в его душе с темными страстями. Чувствуя вражду боярства и дьячества, Годунов стал подозрителен, все больше верил доносам. Он поощрял даже доносы холопов на своих хозяев, и те порой с удовольствием мстили своим господам. Царь все больше боялся заговоров, подолгу запирался в своих палатах и не выходил к подданным, окружил себя телохранителями из иностранных наемников.

Вскоре жертвами этой подозрительности стали все тот же Богдан Вельский и его давние соперники бояре Романовы. Вельского за «непотребные» речи против Годунова поставили к позорному столбу и выщипали ему всю бороду – гордость сановного человека.

Что касается Романовых, то Борис давно стремился убрать с дороги этих очень богатых, щедрых, знатных и популярных в народе бояр. В 1600 г. он воспользовался тем, что слуга одного из них обвинил своего хозяина в колдовстве и стремлении «извести» царя. После долгого разбирательства род Романовых был подвержен расправе. Старшего, Федора Никитича, простригли в монахи под именем Филарета, его маленьких детей Михаила (1596–1645) (будущего первого царя из династии Романовых) и Татьяну разослали по тюрьмам. Все братья Романовы были отправлены в ссылку и темницы. Трое из них вскоре умерли.

В результате Годунов нанес жестокий удар Боярской думе, но одновременно восстановил против себя могучий боярский род Романовых и их многочисленных родственников. Это ещё больше ослабило его позиции.

Одновременно он ограничил знаменитое местничество, объявив службу «без мест». Это было полезно для интересов государства, но больно задело амбициозных князей и бояр.

Борьба все больше истощала силы Бориса, он стал часто болеть. Однажды с ним приключился удар, от которого он оправлялся несколько недель. После этого стал волочить одну ногу. Силы его угасали, он становился все более одиноким.

Глава 7. РОССИЯ В ПЕРИОД СМУТЫ

Наши рекомендации