Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:
· правовую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации;
· антикоррупционную экспертизу этого акта;
· принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
· присвоение регистрационного номера;
· занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти[23].
Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) представляются в Министерство юстиции Российской Федерации на бумажном носителе или в форме электронных документов. При этом нормативные правовые акты, созданные на бумажном носителе, представляются в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на электронном носителе). Нормативные правовые акты на бумажном носителе, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия).
Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на орган, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.
Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции Российской Федерации в срок до 15 рабочих дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции Российской Федерации, но не более чем на 10 рабочих дней, а в исключительных случаях - до 30 рабочих дней.
В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении правовой экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации и если при проведении антикоррупционной экспертизы в этом акте будут выявлены коррупциогенные факторы.
Нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации издавшему их органу с указанием причин отказа.
В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции Российской Федерации.
В случае если федеральный орган исполнительной власти, в регистрации нормативного правового акта которого было отказано в связи с выявлением в нем коррупциогенных факторов, не согласен с заключением Министерства юстиции Российской Федерации, этот федеральный орган исполнительной власти проводит с Министерством юстиции Российской Федерации совещание в течение 10 дней со дня получения отказа. По результатам совещания в случае неурегулирования разногласий по оценке указанных в заключении Министерства юстиции Российской Федерации коррупциогенных факторов федеральный орган исполнительной власти, издавший нормативный правовой акт, оформляет протокол, который подписывается Министром юстиции Российской Федерации и руководителем этого федерального органа исполнительной власти либо по указанию руководителей федеральных органов исполнительной власти их заместителями[24].
Руководитель федерального органа исполнительной власти, издавшего нормативный правовой акт, направляет в течение 10 дней со дня проведения совещания протокол этого совещания с приложением указанного акта и изложением своей позиции по этому вопросу в Правительство Российской Федерации для рассмотрения.
Указанные материалы рассматриваются в течение 1 месяца Председателем Правительства Российской Федерации, заместителями Председателя Правительства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей) с участием Министра юстиции Российской Федерации и руководителя федерального органа исполнительной власти, издавшего нормативный правовой акт (лиц, исполняющих их обязанности). По решению Председателя Правительства Российской Федерации материалы могут быть рассмотрены на заседании Правительства Российской Федерации.
В случае принятия решения об отсутствии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов этот акт подлежит в течение 5 дней со дня принятия такого решения повторному представлению на государственную регистрацию в порядке, установленном настоящими Правилами.
В случае принятия решения о наличии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов федеральный орган исполнительной власти, издавший акт, издает в течение 5 дней соответствующий документ о его отмене.
Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерством юстиции Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти без регистрации по просьбе федерального органа исполнительной власти, представившего этот акт на государственную регистрацию, а также если нарушены установленный порядок представления акта на государственную регистрацию или настоящие Правила.
В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации при нарушении установленного порядка представления на государственную регистрацию или Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, нарушения должны быть устранены, а акт - повторно представлен на государственную регистрацию в течение месяца либо в Министерство юстиции Российской Федерации должна быть направлена копия документа об отмене нормативного правового акта.
В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в «Российскую газету», в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации «Система» и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации[25].
Акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.
Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, также подлежат регистрации.
Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показало проведенное исследование, проблемы правового регулирования в сфере нормотворчества федеральных органов исполнительной власти весьма многообразны. Тем не менее, данная проблематика не получила достаточного освещения в юридической литературе. Настоящее исследование имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку в нем рассмотрены проблемы нормотворчества федеральных органов исполнительной власти с общетеоретических правовых позиций. В ходе исследования была выявлена юридическая природа нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, осмыслена структура, содержание и форма, специфика процесса их подготовки. При подготовке данной работы были изучены и обобщены имеющиеся научные материалы, выявлено место и роль федеральных органов исполнительной власти в системе органов государственной власти, исследовано нормотворчество и определены технико-юридические аспекты актов федеральных органов исполнительной власти как особой разновидности правотворческой практики, выявлена сущность подготовки, принятия, государственной регистрации и опубликования нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Принятие нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, как инструмента реализации предписаний законов и других нормативных актов, средства их развития и конкретизации в значительной мере требует совершенствования нормотворческой деятельности.
В соответствии с конституционным принципом разделения властей органы исполнительной власти организуют практическое выполнение законов и иных правовых актов: они осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, которая носит подзаконный характер. Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти обладает рядом особенностей и является объективной необходимостью, выступающей как организующая деятельность государства. Основным назначением исполнительной власти является организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов, отсюда и вытекает название «исполнительная власть». Данное предназначение органов исполнительной власти составляет сущность всей их деятельности, содержание и характер полномочий.
Таким образом, подводя итог проделанной работе, мы выяснили, что акты органов исполнительной власти являются основной формой выражения исполнительно-распорядительной деятельности исполнительной ветви государственной власти, здесь же следует отметить, что они играют основную роль как акты имеющие силу не закона, а именно подзаконного акта.
В ходе нашего исследования были даны определение акта органа исполнительной власти в системе административного права, выяснили что им является акт, имеющий предусмотренную законодательством форму и направленный на установление административно-правовых норм, возникновение и изменение административно-правовых отношений в целях осуществления задач и функций в сфере исполнительной власти. На основе данного понятия мы сумели выделить их отличительные черты, основные признаки этих актов, подтвердив на примерах.
Во второй части нашей работы мы проделали анализ и дали характеристику актам органов исполнительной власти в системе административного права, разделив их на акты правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, а также акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На наш взгляд, приоритетными направлениями в сфере разработки и совершенствования актов органов исполнительной власти, а вслед за ними и системы административного права в целом являются:
1) разработка Общих правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и проч. (эти правила существуют только применительно к отдельным органам исполнительной власти);
2) решение проблемы недействительности актов органов исполнительной власти. Она заключается в том, что в акт, независимо от его недостатков, несоответствий с законом, может быть отменен, а не приостановлен, только непосредственно органом, его издавшим.
Практика нормотворчества федеральных органов исполнительной власти представляет сложное явление правовой жизни, находящееся в постоянном движении и развитии. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти осуществляют регулятивное, стабилизирующее влияние на различные виды общественных отношений, способствуя тем самым стабильности правового порядка в государстве. В связи с этим одно исследование не может охватить все ее многообразие. На наш взгляд дальнейшему самостоятельному анализу должны быть подвергнуты порядок вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их толкование.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ // СПС «Гарант»
2. ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 №2 ФКЗ // СПС «Гарант»
3. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственная регистрации в ред. от 21.04.13 // СПС «Гарант»
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. № 877 «Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти» // СПС «Гарант»
5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 № 173 «О Порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» // СПС «Гарант»
6. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской федерации // СПС «Гарант»
7. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2012. 317 с.
8. Бахрак Д. Н. Административное право России. - М.: Норма. 2009. 310 с.
9. Дмитриев Ю.А Административное право Российской Федерации М.:2015 276 с.
10. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. /Административное право:. – «Юстицинформ», 2015. 298 с.
11. Коренев А.П. Административное право России. - М.: Московская академия МВД России, 2012. 322 с.
12. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах М.:2012 306 с.
13. Лапина М.А. Административное право: органы исполнительной власти // Учебник. М.: 2014 310 с.
14. Макарейко Н.В. Административное право. Конспект лекций М.: Высшее образование, 2012 187 с.
15. Овсянко Д.М. Государственная служба России: М.: Юристъ, 2014. 321 с.
16. Оболонский А.В. Государственная служба: учебник. М.: Дело, 2013. 299 с.
17. Попов Л.Л. Административное право: учебник. М.: Юристъ, 2011. 366 с.
18. Попов Л.Л. Военное право: учебник. М.: Юристъ, 2012. 322 с.
19. Россинский А.И. Административное право: учебник. М.: Норма-М, 2015. 365 с.
20. Скуратов Ю.И. История военного и государственного управления в России: учебно-методическое пособие. М.: Граница, 2012. 415 с.
21. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. СПб.: Юридический центр Пресс, 2015. 278 с.
22. Теория государства и права: Учебник. Издание 3-е, расширен. и доп. / Под ред. М.Н. Марченко. М.: ИКД "Зерцало-М", 2012. 289 с.
23. Титов Ю.П. История государства и права России: М.: Проспект, 2013. 401 с.
24. Уголовный процесс:/ Под ред. В.П. Божьев. М.: 2012. 300 с.
25. Хаманева Н.Ю. Административный процесс и административная юстиция: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2013. 310 с.
26. Чибиряева С.А. История государства и права России: учебник. М.: Былина, 2009. 299 с.
[1] Коренев А.П. Административное право России. - М.: Московская академия МВД России, 2012 С.98.
[2] Бахрак Д. Н. Административное право России. - М.: Норма. 2009. С.122.
[3] Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2012. С.209.
[4] Хаманева Н.Ю. Административный процесс и административная юстиция: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2013. С.122.
[5] Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. СПб.: Юридический центр Пресс, 2015. С.183
[6] Уголовный процесс:/ Под ред. В.П. Божьев. М.: 2012. С.111.
[7] Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. проф. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. С.211.
[8] Овсянко Д.М. Государственная служба России: М.: Юристъ, 2014. С.187.
[9] Оболонский А.В. Государственная служба: учебник. М.: Дело, 2013. С.193.
[10] Попов Л.Л. Административное право: учебник. М.: Юристъ, 2011. С.201.
[11] Попов Л.Л. Военное право: учебник. М.: Юристъ, 2012. С.89
[12] Россинский А.И. Административное право: учебник. М.: Норма-М, 2015. С.119.
[13] Административное право. Конспект лекций. Макарейко Н.В. - М.: Высшее образование, 2012. С.145.
[14] Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах М.:2012. С.176.
[15] Дмитриев Ю.А Административное право Российской Федерации М.:2015 С.341.
[16] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СПС «Гарант»
[17] Макарейко Н.В. Административное право. Конспект лекций М.: Высшее образование, 2012. С.211.
[18] Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 173 «О Порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» // СПС «Гарант»
[19] Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. // Административное право:. – «Юстицинформ», 2015. С.115.
[20] Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. № 877 «Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти»// СПС «Гарант»
[21] Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. СПб.: Юридический центр Пресс, 2015. С.313
[22] Овсянко Д.М. Государственная служба России: М.: Юристъ, 2014. С.289
[23] Россинский А.И. Административное право: учебник. М.: Норма-М, 2015. С.213
[24] Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственная регистрации в ред. от 21.04.13 // СПС «Гарант»
[25] Лапина М.А. Административное право: органы исполнительной власти // Учебник. М.: 2014 С.221