Характеристика актов Федеральных органов исполнительной власти

Важной особенностью деятельности федеральных органов исполнительной власти является то, что ими издается огромное количество разнообразных правовых актов.

Среди них следует выделить:

· индивидуальные (содержат предписания, которые порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения),

· нормативные (устанавливают, изменяют или отменяют правовые нормы).

По сфере действия (кругу лиц) нормативные акты Федеральных органов исполнительной власти можно разделить на:

· внутриведомственные (обязательны только для организаций, сотрудников соответствующего органа),

· общего действия (общеобязательные)[14].

Последний вид актов представляет наибольший интерес. Суть в том, что многие Федеральные органы исполнительной власти обладают правом издавать нормативные акты, обязательные для неподчиненных им субъектов права, не входящих в систему органов возглавляемого ими административного ведомства. Так например, Федеральная налоговая служба определяет нормативное правовое регулирование в сфере осуществления налогов и сборов, обязательное для всех субъектов административных правоотношений.

Конституция не регламентирует нормотворчество, касаемое федеральных органов исполнительной власти. Право отдельных федеральных органов исполнительной власти на нормотворчество предусмотрено в текстах федеральных законов, указов Президента РФ. Ими оно предоставлено федеральным органам исполнительной власти, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

В большинстве же случаев нормотворческие полномочия федеральных органов исполнительной власти установлены Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ.

Еще одно основание издания актов федеральных органов исполнительной власти - делегация, то есть предоставление органу исполнительной власти вышестоящим органом власти права издать нормативный акт по вопросу, входящему в нормотворческую компетенцию этого вышестоящего органа. Это частный, но в правовом отношении важный случай делегации компетенции. Данные акты имеют свои особенности, связанные с тем, что федеральному органу исполнительной власти передается право на реализацию «чужой» нормотворческой компетенции[15].

Вопросы издание актов федеральными органами исполнительной власти регламентируются Указами Президента РФ Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, постановлением Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственная регистрации.

Правила ограничивают наименования актов федеральных органов исполнительной власти исчерпывающим перечнем. Это постановления, приказы, правила, инструкции, положения, распоряжения. Хотя Правила запрещают издание актов федеральными органами исполнительной власти в виде писем и телеграмм, на практике допускается нарушение этого положения.

Издание актов федеральных органов исполнительной власти включает в себя следующие стадии:

1. подготовительные работы;

2. разработка проекта акта;

3. принятие акта;

4. государственная регистрация акта;

5. опубликование акта.

Согласно Правилам подписанный (утвержденный) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности, нормативный акты должен содержать:

· наименование органа (органов), издавшего акт;

· наименование вида акта и его название;

· дату подписания (утверждения) акта;

· номер акта;

· наименование должности и фамилию лица, подписавшего акт[16].

Частое явление - совместная нормотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти. Она может выражаться в издании ими нормативных актов «совместно» или «по согласованию».

Основным способом контроля за акты федеральных органов исполнительной власти в Российской федерации выступает их государственная регистрация, осуществляемая Министерством юстиции Российской Федерации.

В соответствии с Правилами государственной регистрации подлежат акты федеральных органов исполнительной власти:

· затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

· устанавливающие правовой статус организаций;

· имеющие межведомственный характер

Акты федеральных органов исполнительной власти или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию.

Наши рекомендации