БЛОК: Политика. Экономика. Народные выступления 2011-2016 годов.
Политический кризис Пакистана в разрезе 2011-2016 годов.
Введение.
Пакистан – это довольно удаленная страна от России, с которой, как сложилось исторически, довольно длительный исторический период не поддерживались отношения. Так почему же эта страна важна для нас? Что такого может получить Россия, налаживая политическое, экономическое и военное сотрудничество с этой страной? И почему кризис, который сейчас переживает Пакистан, может дестабилизировать ситуацию на Евроазиатском Континенте?
Историческая справка.
Торговые связи с Индией у России развиваются с середины 17 века, а с 1696 года были установлены дипломатические отношения, которые прервались с конца 18 века из-за колониальной политики Англии.
В полночь 15 августа 1947 года Индия распалась на два государства: Индию и Пакистан. Разделение Индии включило в себя и разделение двух крупных, ключевых провинций – Пенджаба и Бенгалии. Лондон давно сигнализировал о желании покинуть Индийскую империю, в 30-х годах работал над созданием Конституции новых псевдосвободных земель, и желал сосредоточить власть в руках двух государств-преемников, однако необдуманная политика англичан привела к «этническим чисткам» в этих землях.
Насилие, начавшееся в середине августа 1947 года, было исключительно жестоким: за одну ночь были изнасилованы десятки тысяч женщин и убито по разным оценкам от 200 до 360 тысяч человек. До 20 миллионов человек стали беженцами, т.е. индуисты, сикхи и мусульмане бежали либо из Индии в Пакистан, либо наоборот. При этом армия и полиция фактически потакали мародерству и насилию, не вмешиваясь в случаи грабежа, насилия и убийства.
Страшная резня продолжилась в сентябре и октябре 1947 года. Количество погибших в результате этого ужаса остается спорным. Часто используется цифра в полмиллиона человек, однако цифра более близкая к истине – это 1,5 миллиона погибших при разделе британской Индии. Слово «геноцид» тогда не использовалось, оно появилось позже.
Краткая оценка взята мною из доклада эксперта по Пакистану в Саудовской Аравии – Харуна Балоса.
Индийская империя возникла и укрепилась из военного союза Великих Моголов с Раджпутами. Руководил этим процессом Акбар Великий (третий падишах династии Мугль). Он с 1562 года состоял в брачном союзе с раджпутской принцессой, широко известной под именем Джодха. Союз был удачным во всех отношениях, поскольку удалось объединить земли Панджаба, Афганистана и Кашмира. Империя Моголов заняла большую часть полуострова Индостан. Этим союзом так же была прекращена постоянная междоусобная война между индийскими князьями, удалось создать единую и справедливую систему налогообложения, обезопасить путь в Хадж для мусульман Азии и установить межконфессиональный мир в землях Индостана. Более того, следуя примеру императора Акбара, люди стали вступать в брачные союзы не обращая внимание на вероисповедание друг друга, доходило до того, что в одном доме могли проживать два родных брата, из которых один исповедовал индуизм, а другой ислам и у них не было религиозной вражды.
Николай Рерих пишет так об этом: "Система мировоззрения, выработанная Акбаром, объединила лучшие законы всех верований - индуизма, ислама, христианства, иудаизма, - став государственной идеологией. Суфийское учение о том, что все религии являются различными, равно приемлемыми способами служению Богу, было положено в основу попытки выбрать из всех вер наиболее разумные черты. Эту же мысль доносит буддийский правитель древней Индии царь Ашока: «...не унижение других верований, не беспричинное обесценивание других, но надлежит воздание почитания всем верованиям за все, что в них достойно почитания». Великий Акбар с мудрой Джод-бай, создавая храм Единой Религии, мыслили о том же великом вмещении...». Конец цитаты.
Развал объединенной Индии фактически начинается со второй половины 18 века, когда Англия вступила на путь крупных территориальных захватов. Англичане бездумно во всех землях применяют древний римский принцип «Разделяй и властвуй». Как показывает история, этот принцип вполне применим в Западной Европе, но применение его в Восточной Европе и Азии приводит к войнам и массовому истреблению людей по этническому либо религиозному признаку, потерей целыми народами своей истории и культуры, стиранием языков и национальных особенностей.
Мой супруг, господин Надим Ахмед Кокар, потомок Раджпутов – военной элиты могольского государства, на мой вопрос: так почему же вы отдали свое государство англичанам на разграбление, почему же вы им позволили развалить объединенный Индостан и вновь развязать междоусобные войны в ваших землях, ответил так: мы слишком им доверяли. По их просьбе, им были предоставлены крупные склады для хранения товара в городах: Сурат, Мадрасс и Калькутта. Затем англичане организовали ряд нападений на свои склады и выпросили у могольского Правительства разрешение на поставки оружия и ввод английских военных подразделений для охраны этих складов. Именно это и привело к тому, что наши земли впоследствии были захвачены и стали английской колонией. Слом межконфессионального мира, который мы вместе с Муглами строили в нашем государстве, так же искусственно созданная ситуация: англичане в колониальные времена подкупали индуистских и мусульманских ученых-богословов, которые стали давать искаженные богословские заключения. Так, например, возникли фетвы о том, что индуистская пища не является разрешенной мусульманам, поскольку люди, исповедующие индуизм, не соблюдают гигиенические требования ислама. В то же время, индуисты издали богословское заключение о том, что если мусульманин входит в дом индуиста, то Кришна не войдет в этот дом и жилище необходимо помыть от крыши до фундамента. Делалось это для того, чтоб удерживать власть в наших землях, поскольку пока мы враждовали между собой, мы не воевали с колонизаторами.
Хочу отметить, что предателей интересов государства Индостан среди представителей рода Мугль и Кокар не было, поэтому многие из них погибли при колонизации Индии, а их оставшиеся в живых потомки, как говорят на Руси: пущены по миру.
К настоящему историческому моменту один народ, разделенный на Индию и Пакистан – осколки Империи Великих Моголов, являются ядерными державами. И, по моему мнению, могут быть использованы для дестабилизации ситуации на Евроазиатском Континенте.
Пакистан же, в настоящий момент переживает серьезнейшие проблемы, которые охватывают все сферы жизнедеятельности государства, а так же все пакистанское общество. Возникла серьезная угроза территориальной целостности, поскольку в северных территориях страны нарастают сепаратистские настроения, которые возникли из несправедливой политики действующего пакистанского Правительства.
В своем докладе я использую данные за последние пять лет, поскольку в этот период на моих глазах Пакистан буквально «скатывался» в пропасть нищеты, гражданских конфликтов и попрания собственного законодательства. Пакистанское общество деградирует настолько быстро, что это вызывает шок и страх за будущее этого региона.
БЛОК: Политика. Экономика. Народные выступления 2011-2016 годов.
Экономическую часть я начну с этнического состава Пакистана, поскольку в сложившейся ситуации именно конфликт между правящими элитами, а это в основном пенджабцы, и пуштунами с севера страны является миной замедленного действия и питательной средой для сепаратизма севера.
В Пакистане приблизительно 60% населения – это пенджабцы, вторая по численности национальность это пуштуны, которые составляют приблизительно 15% населения страны, 12% синдхи, мухаджиры 7% (переселенцы из Индии), и остальные 6% населения это другие народы.
Экономика Пакистана складывается в основном из экспорта товаров и сельскохозяйственной продукции. На рынке Пакистана остается приблизительно 15-20% производимых товаров, причем не лучшего качества. В основном экспорт товаров и с/х продукции обеспечивает средний и крупный частный бизнес.
В рассматриваемый период у власти находилось Правительство Асифа Али Зардари, представитель Пакистанской народной партии. На выборах в мае 2013 года партия потерпела поражение из-за многочисленных коррупционных скандалов и провальной внутренней и внешней политики, сопровождавших все правление вышеуказанного господина собственно с 2008 года, т.е. момента избрания г-на Зардари Президентом. С 08 сентября 2013 года у власти находится Правительство под руководством Наваза Шарифа, представителя партии Пакистанская мусульманская лига.
Выборы 2013 года мне запомнились тем, их сопровождали многочисленные скандалы и подтасовки голосов: так, например, по всем телевизионным каналам в Пакистане показывали выброшенные бюллетени, проголосовавших за пуштуна Имрана Хана, представителя партии Движение за справедливость. Так же, для обеспечения победы партии Наваза Шарифа, были использованы голоса пакистанцев, находящихся за рубежом. В Посольстве Пакистана в России гражданам Пакистана, проживающим в России, сообщили, что голосование в Посольстве проводиться не будет, а в ночь перед голосованием на сайте посольства появилась информация о проведении голосования, на которое граждане Пакистана уже не пришли – это был будний день.
При подготовке этого доклада я так же столкнулась с недостоверной экономической информацией в пакистанских источниках, поскольку начав просматривать данные по инфляции, спаду производства и оттоку населения столкнулась с явными фальсификациями этих показателей в официальной отчетности.
Это подтверждает сотрудник Государственного банка Пакистана, не буду называть его имя, поскольку он действующий сотрудник и может пострадать, если станет известно, что в частной беседе с иностранцами из России он позволил себе обсуждать государственную банковскую отчетность. Так вот, Государственный банк Пакистана действительно представляет реальные цифры о движении денежных потоков Правительству страны. Конкретно этот сотрудник участвовал в подготовке информации по движению денежных средств, выдаваемых в кредит банками Пакистана в 2015 году. Возмущению этого господина не было предела, поскольку он столкнулся с тем, что в официальной государственной отчетности данные искажены. Так же он сообщил, что МВФ с 2015 года штрафовал Правительство Пакистана за искажение данных отчетности.
В Приложении 1 я представила график официальных данных об инфляции в Пакистане, который охватывает период с 2011 года по настоящее время. На мой взгляд, информация по инфляции в Пакистане периода правления Асифа Али Зардари соответствует действительности, однако покупательная способность населения была высокой, средний класс имел возможность покупать товары не только первой необходимости, в Пакистане было большое количество свадеб, люди чувствовали себя более уверенно. А вот если вы обратите внимание на данные 2015 - 2016 годов, то обнаружите, что оказывается инфляция в Пакистане ниже, чем в России или Турции. Однако цены за последние два года выросли, а на ряд товаров в несколько раз: Это в первую очередь бобовые – одно из основных блюд среднестатистического пакистанца, подорожавшие в 4 раза, фрукты и овощи в 2 раза, говядина за последние два года подорожала на 15%, баранина в 3,5 раза, а стоимость одного барана на празднование главного мусульманского праздника Курбан байрам сравнялась со стоимостью нового китайского мотоцикла. Особая статья расходов среднестатистического пакистанца – это отрезы ткани на пошив национальной одежды шаровар-камис, которые для женщины в начале 2012 года стоили 500-650 пакистанских рупий, в 2014 году стоили в среднем 800-900 пакистанских рупий, а к сентябрю 2016 года составили 1600-1700 пакистанских рупий.
С февраля 2014 года на фоне укрепления курса пакистанской рупии по отношению к доллару на 10-12 пунктов начинают разоряться частные фабрики и хозяйства, а крупный пакистанский бизнес испытывает серьезные проблемы, поскольку львиная доля фабрик, заводов и сельскохозяйственных угодий работает на экспорт продукции в страны Запада, Китай, Афганистан и Иран. Все контракты, как вы понимаете, заключены в долларах США.
Чтобы хоть как-то удержать ситуацию под контролем Правительство Пакистана с осени 2014 года начинает замораживать цены. Так, например, предпринимателям запрещено поднимать цену на детское питание, курицу, муку и мучные изделия, бензин и ряд других товаров. При этом себестоимость продукции Правительство Пакистана упускает из вида, что в свою очередь, так же приводит к разорению ряда частных предприятий, хозяйств и торговцев. Покупательная способность населения упала в разы! В деревнях, расположенных вокруг крупных городов Исламабад, Лахор и Сиалкот, на мой взгляд, количество магазинов и лавочек сократилось на треть. Ряд торговцев переориентировали свой бизнес: стали продавать товары, имеющие больший спрос у населения.
Особая статья экономики Пакистана и интереса России и Китая к этой стране составляет хлопок. В Пакистане особые климатические условия, которые позволяют вырастить хлопок лучшего в мире качества. Замечу, что мы в России, когда покупаем турецкий текстиль, английские рубашки и бельё - на самом деле покупаем пакистанский хлопок, но ткань высокого качества, того, которое может предложить Пакистан, до российского потребителя не доходит совсем.
В этой отрасли фабрики – производители ткани сталкиваются с рядом проблем. В первую очередь это то, что фабрики не получает хлопок-сырец в соответствии с заключенными контрактами. Другая проблема заключается в увеличении числа хлопчатобумажных фабрик в регионе, однако количество хлопка-сырца не увеличивается. Это, в свою очередь, приводит к нездоровой конкуренции, когда фабрики, пытаются вырвать долю хлопка-сырца друг у друга на внутреннем рынке, пытаются купить больше хлопка-сырца, чем могут переработать, за покупку хлопка-сырца предлагают завышенную цену производителю - и это очень тревожная ситуация. Правительство Пакистана должно вмешиваться и ограничить количество хлопчатобумажных фабрик в соответствии с поставками хлопка-сырца, однако не делает этого. Другая проблема заключается в том, что Правительство не выступает в роли покупателя хлопка-сырца для регулировки цен на этот товар. Такая же ситуация сложилась на рынке пшеницы и сахарного тростника.
Так же хочу отметить, что Палата мелких торговцев Исламабада (ИККТ) 27 ноября 2016 года выразила глубокую обеспокоенность и обратилась к Правительству Пакистана по поводу продолжающегося падения экспорта текстиля, считая такую ситуацию неприемлемой, поскольку продажа хлопчатобумажной ткани - это самый большой доход сектора в валюте. Палата мелких торговцев Исламабада просила Правительство принять незамедлительные меры по прекращению этой тенденции, так как конкурирующие страны выхватывают долю Пакистана на международном рынке.
В 2015, 2016 году Правительством Пакистана так же были заключены контракты на поставки томатов сомнительного качества из Индии, а свои натуральные томаты, выращенные на севере Пакистана, остались гнить на складах, что еще больше подогревает сепаратизм на севере страны.
Такая удручающая ситуация в политической и экономической жизни страны приводит к непрекращающимся народным выступлениям как против действующей власти, так и против доминирования США в этом регионе. Митинги на моей памяти проходят постоянно с перерывом на летний период. Условно эти выступления можно разделить на два периода: до выборов 2013 года и после выборов.
До выборов 2013 года в Пакистане были крупные антиправительственные выступления партии Пакистанская мусульманская лига под предводительством Наваза Шарифа, а так же практически постоянные выступления против гегемонии США в регионе под руководством политико-религиозных объединений, которыми управляют так называемые муллы. Выступления против США особенно затронули регион города Карачи.
После выборов 2013 года, в связи с фальсификациями, на первый план вышли выступления партии Движение за справедливость под предводительством Имрана Хана. Это представитель пуштунов, поддерживаемый и частью населения Пенджаба. Эти выступления собирают многомиллионные митинги сторонников. В октябре-ноябре 2016 года противостояние между Правительством Наваза Шарифа и Движением за справедливость Имрана Хана достигло пика. В столице Пакистана Исламабаде были перекрыты дороги, полицейские кордоны не пропускали даже машины скорой помощи, было отменено автобусное сообщение между Исламабадом и другими городами, не работали системы доставки товаров и почтовых отправлений. Исламабад стоял в пробках из-за того, что полицейские пропускали автотранспорт только по одной машине. Было ощущение, что этот конфликт готов перерасти в гражданское кровопролитие, однако, после вмешательства представителей пакистанской армии, этот гражданский конфликт на время затих.