Теории происхождения государства. Глубина понимания и анализа различного рода общественных феноменов обусловлена обращением к их истории
Глубина понимания и анализа различного рода общественных феноменов обусловлена обращением к их истории. Исторический подход позволяет выявить сущностные черты изучаемого объекта. Данный методологический прием чрезвычайно важен и для исследования государства.
В науке сложилось несколько теорий происхождения государства. Теологическая теория — одна из самых древних, обоснование которой связывают, например, с Фомой Аквинским. Для нее характерна производность государства от воли Бога, поэтому в государстве все изначально целесообразно и человеку вмешиваться в установленный порядок вещей недопустимо.
Патриархальная теория обоснована великим древнегреческим философом Аристотелем. Государство, как считал ученый, — продукт общественного развития, обусловленный потребностями человека к общению. Государство является результатом разросшейся семьи (семья, большая семья, селение, полис — высшая форма объединения, которая позволяет удовлетворить все потребности человека).
Договорнаятеория получила теоретическое обоснование в работах Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева в период борьбы с абсолютизмом (XVII—XVIII вв.)- Сторонники данной концепции признавали, что до возникновения государства и права общество находилось в естественном состоянии. По мнению Ж.-Ж. Руссо, это был «золотой век человечества», так как люди были равны и отсутствовала частная собственность. Томас Гоббс, напротив, считал, что это было состояние «войны всех против всех». Государство появляется во имя спасения человеческого рода. Между индивидами заключается договор о передаче части своего суверенитета государству в обмен на обязательство обеспечить безопасное существование всех членов общества. Следовательно, государство является результатом сознательного творчества, превратившего отдельных индивидов в единый народ посредством договора.
Отметим, что характер общественного договора, лежащего в основе создания государства, трактовался неоднозначно. Так, Ж.-Ж. Руссо считал, что государь несет юридическую ответственность за выполнение принятых на себя обязательств, поскольку является стороной договора. Позиция Т. Гоббса связывалась с добровольностью передачи полномочий государю, значит, долг каждого человека — добровольно ему повиноваться.
Теория насилияобоснована Л. Гумпловичем и К. Каутским. Они считали, что государство появляется в результате насилия, применяемого для удержания в повиновения завоеванные территории и народы.
Психологическаяконцепция возникновения государства зародилась в конце XVIII века при теоретической поддержке Н.М. Коркунова и Л.И. Петражицкого, которые утверждали, что психологическая потребность человека в авторитете и лидере обусловила развитие общества и государства. Усложнение отношений и связей между членами общества привело к признанию государства в качестве лучшей формы обеспечения их интересов.
Марксистско-ленинскаяконцепция происхождения государства была обоснована К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. Лениным. Основные позиции данной теории, характерные для Древней Греции и Древнего Рима, изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Марксистско-ленинская теория исходит из того, что основная причина появления государства связана с развитием экономики, с возникновением потребности управлять делами общества, поэтому данную теорию называют такжеэкономической.
Долгое время марксистско-ленинская теория происхождения государства рассматривалась в качестве догмы, а не одного из многочисленных подходов к исследованию. Апологетическое отношение к марксистско-ленинской теории как к истине в последней инстанции, верной для всех времен и народов, преодолено. История, реальные факты развития общества показали ошибки этого учения. Но столь же неверным является поворот к другой крайности, к признанию этого учения изначально ложным, ошибочным во всех своих оценках. Можно, видимо, утверждать, что марксистско-ленинское учение о государстве соответствовало реальным фактам на определенном этапе развития общества в определенных странах.
Таким образом, существует множество подходов к объяснению процесса происхождения государства, которые основываются на одном определяющем факторе. Как уже отмечалось, государство — многомерный феномен, и довольствоваться «одномерными конструкциями» в современных подходах исследования причин возникновения государства недопустимо.
Ценность государства
В мире существуют противоречивые взгляды на ценность государства. Сторонники негативной позиции по отношению к государству, в частности, считают, что оно:
– препятствует самоутверждению личности;
– эксплуатирует людей;
– есть необходимое зло, и чем меньше будет сфера его деятельности, воздействия, тем лучше;
– сковывает их свободу;
– оно чуждо и враждебно индивидам;
– несовместимо с правами и свободами человека и свободой общества в целом;
– тиран, делающий человека рабом.
Эти и другие взгляды высказывались и высказываются анархистами и сторонниками раннего либерализма.
Сторонники позитивной позиции (а их большинство) оценивают государство положительно, отмечая главным образом такие его черты как:
- права и свободы человека, которые возникают и существуют внутри государства;
- свободу и право, которые возможны только в государстве. Человек обязан поддерживать свое государство, защищать его, активно трудиться над укреплением и развитием его положительных начал.
Сравнивая права и свободы человека и государства, следует учитывать, что существуют три точки зрения на взаимоотношение прав государства и человека:
• права государства выше прав человека;
• права человека выше прав государства;
• права человека и права государства одинаково важны для общества.
Распространено также мнение о том, что каковы люди (в том числе каждый в отдельности), таково и государство.