Функциональные состояния в структуре поведения.
ФС определяют как фоновую активность цнс в условиях которой осуществляется та или иная деятельность. В определение фс существует два подхода:
1. ФС определяется через комплекс взаимосвязанных физиологических реакций, т.е. фс -это смена одного комплекса реакций другим.
2. ФС оценивается по результатам трудовой деятельности человека, которые рассматриваются как наиболее интегральный показатель ФС. Снижение эффективности выполняемой работы расценивается как признак ухудшения ФС.
Исследования модулирующих систем мозга (ретикул. формации, лимбич. сист.) дает основание выделять их в особу. функциональную систему, которая имеет несколько уровней реагирования: физиологический, поведенческий психологический. Выражением активности этой функциональной системы является ФС- психофизическое явление со своими закономерностями, которые заложены в архитектуре особой функциональной системы. По принципу функционального полиморфизма мозга состояние мозга соответствует виду деятельности и каждому состоянию соответствует качественная специфичность структуры церебральной нервной сети. Механизм регуляции ФС является базальным механизмом интегративной деятельности мозга. ФС в отношении поведения выполняет прежде всего операционную функцию. Вместе с тем ФС может выступать в качестве цели поведения. ФС зависит от целого ряда факторов: мотивация, содержание самого труда, общего уровня сенсорной нагрузки, исходного уровня активности нервной системы, индивидуальных особенностей субъекта.
Физиологические индикаторы функциональных состояний.
Выделяют три основные группы физиологич. реакций, по которым судят об изменении ФС человека: двигательные, вегетативные и электроэнцефалографиеские.
1. Двигательные показатели: уровень двигательной активности может быть измерен колличеством и интенсивностью реакций, уровень фонового мышечного напряжения (тонуса).
2. Вегетативные: характеристики дыхательной системы, кожногальванический рефлекс, его тоническая и фазическая форма, артериальное давление, расширение и сужение сосудов головы и конечностей.
3. Электорэнцефалографически: ЧСС, ЭЭГ-реакции, реакция перестройки биотоков мозга количественно может быть измерена с помощью его частного спектра, изменение реактивных потенциалов (последовательности колебаний) на одиночный стимул (среди них различают вызванные потенциалы или усредненные вп и с событиями связанные потенциалы и т.д.
Сон. Виды сна. Функции сна.
Сон- это активный процесс, который вызывает активацию одних структур и торможению других. Переход от бодрствования ко сну- это особое состояние, которое осуществляется через ряд гипнотических фаз, выделенных Павловым как уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная и наркотическия. Гипнотические фазы различают про величине условных рефлексов на сильные, слабые, положительные, отрицательные условные раздражители. Павлов выделял два механизма развития сна. С одной стороны сон возникает как явление охранительного торможения в результате длительного раздражения какого-либо из участков коры больших полушарий. С др. стороны сон возникает как результат внутреннего торможения, т.е. активного процесса формирования отрицательного условного рефлекса. Естественный сон характеризуется циклической сменой медленного и парадоксального сна. Сон всегда начинается с медленного сна. Фазические компоненты парадоксального сна более выражены в последних циклах сна. Как медленный так и быстрый сон характеризуется тоническими и фазическими явлениями. Наиболее типичным поведенческим проявлением ПС является полное расслабление мускулатуры тела, поддерживающей позу животного или человек, т.е. полная атония антигравитационной мускулатуры и исчезновение активности мышц шеи. ПС отличается своеобразными фазическими явлениями- быстрыми движениями глаз, движениями тела, конечностей. По данным Т.Н. Ониани следует выделять 2 стадии ПС: эмоциональную и неэмоциональную. Др. фазич. явление ПС- -понто-геникуло-окципитальные спайки , которые регистрируются в варолиевом мосту, латеральном коленатом теле и в зрительной коре. Во время медленного сна имеет место своеобразная психическая активность. Возникновение ночных кошмаров у детей и взрослых связанно с МС. Функции сна: восстановительные процессы в нервных клетках мозга, мотивационная функция, освобождение организма от избыточной мотивационной энергии, накопленной при бодрствовании, и тем самым сохраняется равновесие, психологическая стабилизация, защита личности от нерешенных конфликтов, отбор и сохранение в памяти ранее приобретенной значимой информации. Сон, по-видимому выполняет не одну, а много разнообразных функций, которые реализуются за счет механизмов разного уровня.
Стресс. Механизмы стресса.
Автор концепции сиресса Ганс-Селье выделяет “стресс” и “дистресс”. Его понятие стресса тождествеено изменению функционального состояния, отвечающего задаче, решаемой организмом. Дистресс- это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму. В узком смысле слова стресс- это проявление адаптационной активности организма при сильных, экстремальных для него воздействий, а в широком смысле слова- когда адаптационная активность возникает при действии любых значимых для организма факторов. Сейчас стресс- это напряжение, которое возникает при угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. Биологическая функция стресса-адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий различного рода: физических, психических. Воздействия вызывающие стресс называются стрессорами. Они бывают физиологическими и психологическими. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие н ткани тела (боль, холод, высокая температура и т.д.). Психологические стрессоры- это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий (сигналы опастности, переживания, обиды). В соответствии с 2-я видами стрессоров различают и два вида стрессов физический и психологический. Психологический сресс разделяют на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в результате информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения при требуемом темпе и высокой ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс вызывается сигнальными раздражителями и проявляется в ситуации угрозы, обиды и др. Универсальными психологическими стрессорами являются словесные раздражители. Г. Селье разработал гипотезу общего адаптационого синдрома (ОАС) и выделил три его стадии:
1. Стадия стресса (тревоги) состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма при котором сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Она выражается в реакции надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта. Если стрессор сильный, то может наступить смерть.
2. Стадия сопротивления. Если действие совместимо с возможностями адаптации, то в организме стабилизируется фаза сопротивления.
3. Стадия- фаза истощения. В результате длительного действия стрессороного раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость стрессу, запасы адаптационной энергии постепенно истощаются и индивид погибает.
По Кассилю схема развития стресса представляется следующим образом: стрессор через кору больших полушарий головного мозга сигнализирует гипоталамусу о наличие опасности. В нервных клетках гипоталамуса происходит мобилизация НА, переходящей из связного состояния в свободное и активирующей затем норадренергические элементы лимбико-ретикулярной системы (НАЭ) и вызывает возбуждение симпатических центров, тем самым усиливая деятельность симпато-адреналовой системы. Симпатическая стимуляция по главным нервам достигает мозгового слоя надпочечников и вызывает у человека усиленный выброс смеси адреналина и норадреналина из коры надпочечников в кровь. Катехоланины через гематоэнцефалический барьер проникают в определенные участки гипоталамуса и лимбико-ретикулярной системы. Происходит активация адренергических, а так же серотонических и холинергических элементов ЦНС. Повышение их активности стимулирует (+) образование релизинг-факторов ( среди них 7 стимулирующих- либеронов, и 3 тормозящих -статинов), который стекая к передней доли гипофиза вызывает у него выработку адренокортикотропного гормона, под влиянием которого в коре надпочечников увеличивается выработка кортикостероидов и содержание их в крови нарастает. Как только содержание кортикостероидов в крови достигает верхних границ нормы, срабатывает закон обратной связи. Проникая через ГЭБ в спинномозговую жидкость и мозг КС тормозят образование РФ в гипоталамусе, автоматически приостанавливается образование АКТГ и уровень кортикотропных гормонов в крови падает. При длительных стрессогенных воздействиях в механизме обратной связи прерывающей секрецию КС, могут возникать сбои. При этом КС связываются с особым белком крови- транскортином (Т). Это соединение задерживается ГЭБ, поэтому в мозг перестает поступать информация об избытке КС в крови и выработка АКТГ не прерывается и в результате наступает стадия истощения. Известно, что А- гормон короткого действия, его называют гормоном тревоги, а НА- поддерживает энергетику организма в течение долгого времени, гормон гомеостаза.
Стресс влияет на эффективность деятельности. При высоком уровне стрессовой напряженности падает работоспособность, раньше страдают более сложные формы деятельности, но простая сенсомоторная реакция улучшаются. Расширяется поле зрения. Вместе с тем нарушаются более сложные интегративные процессы.
Память. Виды памяти.
В нейрологической памяти выделяют генотипическую память, которая обуславливает становление БР, инстинктов, импринтинга и фенотипическую память, мозговые механизмы которой обеспечивают обработку и хранение информации приобретаемой живым существом в процессе индивидуального развития. Память- единовременный процесс формирования инграммы для длительного хранения. Временная организация памяти- это многокомпонентный процесс включающий оценку значимости поступившей в мозг информации и реализацию организующей роли фактора времени. Традиционно выделяют долговременную память (третичная) и различные формы недолговременной памяти (сенсорная, кратковременная-первичная (вербальная информация и промежуточная - вторичная невербальная инф.).Психологические исследования показали, что у человека процессы памяти проявляются в двух формах: логическо-смысловой и чувственно-образной. ЛС оперирует с основными понятиями (перцептивная) и является высшей, вторая-представлениями. ЧО память разделяется на зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и т.д. Таким образом, процессы памяти человека проходят по крайней мере 4 стадии.