Безусловные рефлексы и их классификация.

БР, становление которых завершается в постнатальном онтогенезе, являются генетически заданными и жестко подогнанными под определенные, соответствующие данному виду экологические условия. Под влиянием раннего индивидуального опыта врожденные рефлексы претерпевают значительные изменения. Попыток описания и классифик. БР было сделанно много, и при этом пользовались различными кретериями: по характеру вызывающих их раздражителей, по их биологической роли, по порядку их следования в данном конкретном поведенческом акте. Ю . Конкорский разделил бр по их биологич. роли на сохранительную -рефлексы, обеспечивающие регуляцию постоянства внутренней Среды организма( пищевой, дыхательный и т.д.); рефлексы сохранения и продолжения рода (половой и заботы о потомстве), и на защитные- рефлекторные реакции , связанные с устранением вредных агентов, попавших на поверхность или внутрь организма ( чесательн. рефлекс, акт чихания и т.д.), рефлексы активного уничтож. или нейтрализ. вредных раздражителей, объектов (наступательные или агрессивные рефлексы), реакции пассивно-оборонительного поведения. В особую группу выделены ориентировочный рефлекс на новизну, реакция нацеливания на стимул и ориентировочоно-исследовательское поведение. И.П. Павлов разделил безусловные рефлексы на 3 группы: простые, сложные и сложнейшие бр. Среди сложнейших бр он выделил следующие: 1) индивидуальные-пищевой, активно- и пассивно-оборонительный, агрессивный, рефлекс свободы, исследовательский, рефлекс игры; 2) видовые- половой и родительский. С эволюционной точке зрения каждое существо занимает определенное пространственно-временное место в геосфере, биосфере и социосфере, а для человека и в ноосфере (интеллектуальн. освоение мира), хотя филогенетич. предпосылки последнего обнаруживаются лишь у высших животных. По мнению П.В. Симонова, освоению каждой сферы Среды соответствуют три разных класса рефлексов:

1. Витальные бр обеспечивают индивидуальное и видовое сохранение организма (пищевой, оборонительный, ориентировочный). Критерии: 1. неудовлетворение соответствующей потребности ведет к физической гибели особи, 2. реализация бр не требует участия другой особи того же вида.

2. Ролевые ( зоосоциальные) бр могут быть реализованы только при участии др. особи своего вида (половой, заботы о потомстве, территориальной поведение).

3. БР саморазвития ориентированны на освоение новых пространственно-временных сред, обращены к будущему.(исследов. поведение, свободы, игры. ) Особенностью этой группы явл. их самостоятельность, она не выводима из др. потребностей организма и не сводится к другим мотивациям.

Экстрополяционный, подражательный рефлексы.

Экстрополяц. рефлекс (УР)- это одно из сложных явлений внд животных описанный Л.В.Крушинским (в1960 г.) заключается в том, что животное способно улавливать и предвидеть благоприятные и неблагоприятные обстоятельства. Крушинский рассматривает экстраполяцию как “унитарную единицу” поведения, как один из критериев рассудочной деятельности животного. Рассудочн. деятельн. животного определяется как способность в новой ситуации эмпирически улавливать законы окружающей Среды.

Подражательный рефлек явление подражания широко распространено у позвоночных животных. По мнению Павлова при помощи подражательного рефлекса у всех складывается сложное индивидуальное и социальное поведение Явление подражания наиболее просо проявляется у стайных и стадных животных в виде рефлекса следования, при этом он резко выражен и носит характер “слепой” реакции, возникающ. даже при неадекватных условиях. (следования новорожд. птиц за первым предметом- импринтинг- одномерное обучение, следования рыбы за муляжом стаи).

Психонервная деятельность.

Психонервная деятельность- особая форма деятельности мозга или образная память. Ее суть состоит в том, что у животных возникает определенный образ при однократном восприятии конкретных явлений окруж. действительности (пищи, врага и т.д.), т.е. всех тех объектов внешней Среды, которые имеют какую-либо связь с биологически важным состоянием животного (кормлением, самозащитой или размножением). Такой тип поведения включает информационный (образ) и мотивационно-эмоциональные компоненты. Целостные представления о среде животным приобретаются при его первом же попадании в данную среду, в процессе его активного ориентировочно-исследовательского освоения. Что касается условных рефлексов, вырабатываемых по мере повторных сочетаний, то они образуются на основе автоматизированного образного поведения. При этом в процессе осуществления сложного поведения новые трудные задачи решаются организмом благодаря врожденному инсайту, т.е. внезапному внутреннему озарению, а не путем использования ранее приобретенных навыков или выработки новых в соответствии с новыми обстоятельствами.



Наши рекомендации