Понятие высшей и низшей деятельности.
Г. 3 курс веч. отд.
Преподаватель - Хлудова
Понятие высшей и низшей деятельности.
Высшая нервная деятельность- условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных- больших полушарий и переднего мозга), обеспечивающих адекватные и наиболее совершенные отношения целого организма к внешнему миру, т.е. поведение.
Низшая нервная деятельность- деятельность низших отделов головного и спинного мозга, заведующих главным образом соотношениями и интеграцией частей организма между собой.
Принципы рефлекторной теории.
Принцип детерминизма (причинности)-” Нет действия без причины” Всякая деятельность организма, какой бы сложной она ни казалась , всегда есть причинно обусловленный, закономерный ответ на конкретные внешние воздействия.
Принцип структурности- в мозге нет процессов, которые не имели бы материальной основы, каждый физиологический акт нервной деятельности приурочен к структуре. Благодаря тому, что структура дает возможность хранить и во времени воспроизводить смысловые значения предметных отношений действительности, возникает возможность ориентироваться как в прошлой и настоящей действительности, так и в будущей.
Принцип анализа и синтеза раздражителей внешней и внутренней Среды. Другими словами в мозге непрерывно происходит анализ и синтез как поступающей информации, так и ответных реакций. В результате организм извлекает из Среды полезную информацию, перерабатывает, фиксирует ее в памяти и формирует ответные действия в соответствии с обстоятельствами и потребностями.
Понятие безусловного (БР) и условного (УР) рефлекса.
БУ- это врожденная видоспецифическая реакция организма, рефлекторно возникающая в ответ на специфическое воздействие раздражителя, на воздействие биологически значащего (боль, пища) стимула адекватного для данного вида деятельности. БУ связанны с жизненно важными биологическими потребностями и осуществляются в пределах стабильного рефлекторного пути. Они составляют основу механизма уравновешивания влияний внешней среды на организм. БР возникают на непосредственные сенсорные признаки адекватного для них раздражителя и, таким образом могут быть вызваны сравнительно ограниченным числом раздражителей внешней среды.
УР- это индивидуально приобретенная реакция организма на ранее индифферентный раздражитель, воспроизводящая безусловный рефлекс. В основе условного рефлекса лежит формирование новых или модификация существующих нервных связей, происходящие под влиянием изменений внешней и внутренней Среды. Это временные связи , которые тормозятся при отмене подкрепления, изменении ситуации.
Врожденные формы поведения.
Поведение животных прежде всего направлено на индивидуальное и видовое самосохранение. В процессе филогенеза сформировался целый ряд врожденных рефлексов, каждый из которых выполняет свои конкретные функции и принимает участие в поддержании нормальной жизнедеятельности организма. Весь генетический фонд врожденных реакций отдельного индивида представляет своего рода “видовую (генетическую) память”, способствующую сохранению себя, своего потомства, популяции и вида. Фонд врожденных рефлексов каждого вида животных сформирован эволюцией таким образом, что бы животному существу, появившемуся на свет и не имевшему предшествующего опыта, был присущ первичный репертуар адаптивных поведенческих реакций. ( например: стереотипная деят. птенца, обеспечив. его вылупление из яйца, сопровожд. резким повышением уровня бодрствования и усилением мышечного тонуса). Но врожденный рефлекс может проявляться до тех пор пока высшие центры еще не созрели, но “исчезает”, как только высшие центры начнут оказывать тормозное действие. (например: новорожд. реьенок).Это происходит потому, то отногенетическое развитие нервной системы происходит в направлении от заднего каудального низшего отдела мозга, где расположены центры простых врожденных рефлексов, к переднему , ростральному, высшему отделам. С момента появления организма на свет он обладает всеми свойствами целостной системы, вступающей в непрерывной взаимодействие с внешней средой. Продуктом этого взаимодействия является поведение. В процессе индивидуального развития, организмы усваивают, какие поведенческие реакции дают наилучшие результаты, и в соответствии с этим изменяют свое поведение. Целостное поведение включает два вида адаптационных реакций- генотипический, обусловленный генной программой, и фенотипический- обусловленный взаимодействием генотипа и условий Среды, или индивидуально приобретенный, основанный на обучении.
Психонервная деятельность.
Психонервная деятельность- особая форма деятельности мозга или образная память. Ее суть состоит в том, что у животных возникает определенный образ при однократном восприятии конкретных явлений окруж. действительности (пищи, врага и т.д.), т.е. всех тех объектов внешней Среды, которые имеют какую-либо связь с биологически важным состоянием животного (кормлением, самозащитой или размножением). Такой тип поведения включает информационный (образ) и мотивационно-эмоциональные компоненты. Целостные представления о среде животным приобретаются при его первом же попадании в данную среду, в процессе его активного ориентировочно-исследовательского освоения. Что касается условных рефлексов, вырабатываемых по мере повторных сочетаний, то они образуются на основе автоматизированного образного поведения. При этом в процессе осуществления сложного поведения новые трудные задачи решаются организмом благодаря врожденному инсайту, т.е. внезапному внутреннему озарению, а не путем использования ранее приобретенных навыков или выработки новых в соответствии с новыми обстоятельствами.
УР высшего порядка.
Порядковые условные рефлексы образуются на основе прочного условного рефлекса и называются рефлексами высшего порядка. УР высшего порядка образуется тем легче, чем более возбудима нервная система, а так же чем сильнее БР, на основе которого выработан рефлекс первого порядка. (пример собака)
Виды торможения УР.
Павлов установил, что существует два вида торможения- безусловное (внешнее) и условное (внутреннее).
Внешнее (безусловное торможение)- есть процесс экстренного ослабления или прекращения отдельных поведенческих реакций при действии раздражителей, поступающих из внешней или внутренне Среды. Является врожденным. При длительном или повторном действии стимула или его узнавании происходит угашение ориентировочного рефлекса, то выражается в нивелировании тормозного состояния и в восстановлении исходного уровня условнорефлектороной деятельности ( гаснущий тормоз). Другой разновидностью врожденного тормозного процесса является так называемое запредельное торможение. Оно развивается при длительном нервном возбуждении организма (заторможенное состояние у людей).
Условное (внутреннее торможение) является приобретенным и проявляется в форме задержки, угашения, устранения условных реакций. Выделяют четыре вида внутреннего торможения : угасательное, дифференцировочное, запаздывательное и условный тормоз. Общим для всех видов внутреннего торможения является их развитие на базе предварительно выработанного условного рефлекса. Угасательное торможение (угашение условного рефлекса) возникает после отмены подкрепления условного стимула. Дифференцировочное торможение является важным механизмом в деятельности мозга, способствующим различению сигналов Тонкое различение сигнального раздражителя происходит в результате неподкрепления посторонних стимулов, близких по своим параметрам условному сигналу. Запаздывательное торможение образуется при выработке запаздывающих или следовых условных рефлексов, когда условный сигнал значительно опережает подкрепление. Исходной предпосылкой замыкания временной связи является общефизиологический феномен проторения пути. Он заключается в усилении рефлекторного ответа организма при одновременном или последовательном раздражении одного и того же рецептивного поля. Явление проторения состоит в постепенном повышении проводимости нервного возбуждения по первично стииулируемому пути и нервного центра.
Механизмы замыкания УР.
При сочетании индифферентного (светового) раздражителя с безусловно-рефлекторным( пищевым) подкрепляющим рефлексом образуется временная связь между корковым (и подкорковым) ветвями двух безусловных рефлексов (ориентировочного и подкрепляющего), т.е. образование условного рефлекса- это синтез двух ( или нескольких) различных безусловных рефлексов. ”Собственное” эффекторное выражение условного раздражителя в процессе обучения угасает (в результате внутреннего торможения), в тоже время в эфферентной части дуги подкрепляющего раздражителя возбудимость возрастает и условный стимул становится эффективным для запуска несвойственной ему ранее эффекторной реакции. По мере образования ассоциативной связи порог восприятия условного сигнала понижается, т.е. повышается возбудимость афферентной части безусловнорефлекторной дуги первого из сочетаемых раздражителей; параллельно этому повышается возбудимость в корковом представительстве подкрепляющего раздражителя и его эфферентной части безусловнорефлекторной дуги. При попарном сочетании между собой двух типичных безусловных рефлексов (пища, локальное электрораздражение кожи и т.д.), при сочетании таких раздражителей вырабатывались условные рефлексы с двухсторонней временной связью, причем каждый из пары сочетаемых раздражителей становится условным сигналом для рефлекса партнерного раздражителя, т.е. вызывает его эффекторное выражение. Таким образом было установлено, что возбуждение одного рефлекса тонически меняет исходный функциональный фон другого рефлекса. Под влиянием внутреннего торможения с центра безусловного рефлекса затормаживается его среднее звено, в результате редуцируется его специфическая эфферентная реакция, а воспринимающие эл-ты сигнального раздражителя остаются свободными для замыкания с вновь образуемыми рефлексами. Образование условных рефлексов с прямыми и обратными связями является общей закономерностью “переключения” в внд. В переключательной функции коры участвуют тонические ( настроечные, подготовительные) и фазичиские (завершающие, командные, исполнительные) механизмы. П.К. Купалов в 1963г. выдвинул концепцию укороченных условных рефлексов. Он выделил два механизма , участвующих в условнорефлекторной деятельности: первый, настроечный, регулирующий общий тонус и создающий определенный уровень возбудимости и работоспособности нервных центров; второй, запускающий процессы, которые осуществляют ту или иную условную реакцию.Ю. Конкорский делает важный вывод, что в процессе выработки условного рефлекса формируется связь условного стимула и всей внешней ситуации с безусловным драйв-рефлексом (мотивацией), помимо этого устанавливается связью между условным сигналом и исполнительным рефлексом. Таким образом, на тонус головного мозга оказывают влияние не только внешние индифферентные раздражители, но и внутренние мотивационные механизмы. По исследованиям Б.И. Котляра следует, что мотивационное возбуждение, на котором базируется конкретный условный рефлекс, оказывает значительный вклад в формирование уровня тонической активности и условного ответа нейронов, участв. в реализации условного рефлекса. Тонический регуляторный механизм определяет “предстартовый” уровень функционирования мозга. После достижения качественно специфического для каждого рефлекса состояния различных отделов мозга и избирательного повышения возбудимости в афферентных путях условного раздражителя и эфферентных путях подкрепляющего рефлекса в ответ на условный сигнал происходит запуск условного ответа. Формирующийся специфический уровень центрального тонуса и предопределяет выбор программы условнорефлекторного поведения.
Доминанта и УР.
Доминанта в физиологии - это временно “господствующий” рефлекс, которым направляется работа нервных центров в данный момент. Наличие доминанты создает повышенную готовность организма реагировать так, а не иначе, ориентирует организм на поиск тех ситуаций (тех раздражителей), по отношению к которым данная доминанта наиболее адекватна. (1923 г. А.А. Ухтомский) Доминанта представляет собой функциональное объединение нервных центров, состоящее из относительно подвижного коркового компонента и субкортикальных, вегетативных и гуморальных компонентов “Доминантный очаг” это “физиолог. система” образующаяся в ходе текущей деятельности организма на всех этажах цнс, в разных ее участках, но с первичным фокусом возбуждения в одном из отделов и с переменным значением функций отдельных компонентов костеляции. Доминанта есть общий принцип работы цнс, и она определяет освобождение организма от побочной деятельности во имя достижения наиболее важных для организма целей. Доминанта по всем данным есть комплекс определенных симптомов во всем организме, проявляющийся и в мышечной, и в секреторной, и в сосудистой деятельности. Центры входящие в состав доминирующей функциональной констелляции, характеризуются: повышенной возбудимостью, стойкостью , инертностью возбуждения и сопряжено тормозящим действием на другие центры, не входящие в состав данной констеляции. Морфологически разбросанные нервные центры не просто связанны в определенные констеляции, а функционально объединены единством действий. В. С. Русинов считает, что механизмы условнорефлекторной деятельности, формирования новой условной связи часто протекают как единый процесс, включающий различные ступени развития. Такими ступенями явл. простой суммационный рефлекс, сложный суммационный рефлекс- доминанта и условный рефлекс, который сам по себе может быть сложным в различной степени. Нейрофизиологические механизмы образования условного рефлекса связанны с суммацией. Явление суммации заключается в возникновении действенного возбуждения в нервных центрах в условиях применения ряда последовательных раздражений, каждое из которых само по себе недостаточно, что бы вызвать ответ. Исходной предпосылкой замыкания временной связи является общефизиологический феноен проторения пути. Он заключается в усилении рефлекторного ответа организма при одновременном или последовательном раздражении одного и того же рецептивного поля. Явление проторения состоит в постепенном повышении проводимости нервного возбуждения по первично стимулируемому пути и нервного центра. Направление движения нервных процессов при формировании условного рефлекса связанно с механизмом и св-ми доминанты, для которой характерна не только высокая возбудимость, но и способность стойко удерживать свое возбуждение, суммировать его за счет последовательно проходящих импульсов от других нервных центров. Возникший в коре очаг возбуждения от условного стимула может иррадиировать во все стороны, однако при наличие сильного возбуждения, которое обусловленно действием подкрепления (несущего пробуждающее безусловно рефлекторное действие), иррадиация будет “направляться” в сторону этого более сильного очага. Доминанта входит в структуру условного рефлекса в виде активированной обратной связи. Сложное динамическое взаимодействие доминанты и условного рефлекса П.В. Симоновым представляется в виде гипотетической схемы, в которую в которую включена деятельность эмоционального “центра”, выступающего в роли фактора подкрепления. (см. рис 20 стр146). Наличие доминанты и ее устранения после действия условного сигнала является условием быстрого (поле одного-двух сочетаний) обучения (образования условного рефлекса). Представление о механизме замыкания временной связи как о прекращении, снятии доминанты физиологически объясняет закон “эффекта” Э.Л. Торндайка. Следует отметить, что условные рефлексы, замыкающиеся после одного сочетания, не являются какой-то высшей, более совершенной формой обучения по сравнению с рефлексами , требующими многократных повторений для их прочной фиксации. Ведь в огромном большинстве случаев одно-два совпадения стимула с подкреплением вовсе не означают, что такое совпадение будет и в дальнейшем. Именно устойчивость, а так же способность к угасанию условных рефлексов при изменившихся ситуациях и обеспечивают живым существам широкие адаптивные возможности. П.В. Симонов рассматривает взаимодействие доминанты и условного рефлекса в качестве функциональной единицы индивидуально приобретаемого поведения. Доминанта и ур дополняют друг друга. Синтез механизма доминанты и механизма формирования ур обуславливает два фактора организации поведения: его активный, творческо-поисковый характер (доминанта) и точное соответствие объективной реальности (упрощенный, тонкоспециализированный условный рефлекс).
Функциональные системы.
Функциональная система- единица интегративной деятельности целого организма. Она осуществляет избирательное вовлечение и объединение структур и процессов на выполнение какого-либо четко очерченного акта поведения или функции организма.. Другими словами это динамическая организация, в которой взаимодействие всех составляющих ее частей направленно на получение определенного и полезного для организма в целом приспособительного результата. Выделяют два типа функциональных систем. Системы первого типа обеспечивают постоянство определенных констант внутренней Среды за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма (например система поддержания постоянства кровяного давления). Функциональные системы второго типа используют внешнее звено саморегуляци . Они обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменение поведения. Именно функциональные системы второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.
Двигательные системы мозга.
Двигательные области коры стоят на выходе интегрирующей и координирующей деятельности мозга и выполняют функцию запуска и контроля двигательной деятельности, реализации двигательных актов. В высших отделах интегративно-пускового блока мозга, расположенного в передних отделах больших полушарий- кпереди от центральной извилины формируются двигательные программы, а затем переходят к аппаратам низших моторных образований (первичным корковым зонам; стволовым и спинальным двигательным ядрам).Двигательная кора (первичная проекционная зона) является выходными воротами интегративно-пусковой системы мозга. Состав двигательных импульсов посылаемых на периферию должен быть подготовлен, включен в определенные программы, и только после такой подготовки, двигательная импульсная программа может обеспечить нужные целесообразные движения. Командные нейроны вторичной зоны двигательной коры или премоторные отделы лобной области организуют отдельные мышечные сокращения в целостный двигательный акт. Наиболее важной частью 3-о функционального блока мозга являются третичные зоны коры, которые занимают префронтальные или лобные отделы, которые представляют собой блок программирования намерений, оценки выполненных действий и коррекции допущенных ошибок, т.е. аппарат наиболее сложных форм регуляции целостного поведения.
Модулирующие системы мозга.
ФС является результатом взаимодействия или баланса отдельных субсистем активации, т.е. ФС- явление системное, которое требует системного подхода. Существует две субсистемы активации: эмоциональная и неэмоциональная. Они были идентифицированные на основе изучения нейронных механизмов ритмической активности мозга у животных и Ээг у человека как два самостоятельных волновых генераторов: генератор низкочастотного (7-8Гц) и среднечастотного (9-10Гц) альфа ритма. Конкретное ФС человека в условиях бодрствования определяется балансом двух систем ритмической активности. Представление о системном характере регуляции ФС получило подтверждение при изучении специального класса регуляторов ФС- волновых генераторов электрической активности мозга. Модулирующая система распространяет два типа влияний: 1. тонические, когда изменяется средний уровень возбудимости нервной системы и 2. ритмические, когда возбудимость нервных элементов меняется периодически.
Сон. Виды сна. Функции сна.
Сон- это активный процесс, который вызывает активацию одних структур и торможению других. Переход от бодрствования ко сну- это особое состояние, которое осуществляется через ряд гипнотических фаз, выделенных Павловым как уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная и наркотическия. Гипнотические фазы различают про величине условных рефлексов на сильные, слабые, положительные, отрицательные условные раздражители. Павлов выделял два механизма развития сна. С одной стороны сон возникает как явление охранительного торможения в результате длительного раздражения какого-либо из участков коры больших полушарий. С др. стороны сон возникает как результат внутреннего торможения, т.е. активного процесса формирования отрицательного условного рефлекса. Естественный сон характеризуется циклической сменой медленного и парадоксального сна. Сон всегда начинается с медленного сна. Фазические компоненты парадоксального сна более выражены в последних циклах сна. Как медленный так и быстрый сон характеризуется тоническими и фазическими явлениями. Наиболее типичным поведенческим проявлением ПС является полное расслабление мускулатуры тела, поддерживающей позу животного или человек, т.е. полная атония антигравитационной мускулатуры и исчезновение активности мышц шеи. ПС отличается своеобразными фазическими явлениями- быстрыми движениями глаз, движениями тела, конечностей. По данным Т.Н. Ониани следует выделять 2 стадии ПС: эмоциональную и неэмоциональную. Др. фазич. явление ПС- -понто-геникуло-окципитальные спайки , которые регистрируются в варолиевом мосту, латеральном коленатом теле и в зрительной коре. Во время медленного сна имеет место своеобразная психическая активность. Возникновение ночных кошмаров у детей и взрослых связанно с МС. Функции сна: восстановительные процессы в нервных клетках мозга, мотивационная функция, освобождение организма от избыточной мотивационной энергии, накопленной при бодрствовании, и тем самым сохраняется равновесие, психологическая стабилизация, защита личности от нерешенных конфликтов, отбор и сохранение в памяти ранее приобретенной значимой информации. Сон, по-видимому выполняет не одну, а много разнообразных функций, которые реализуются за счет механизмов разного уровня.
Стресс. Механизмы стресса.
Автор концепции сиресса Ганс-Селье выделяет “стресс” и “дистресс”. Его понятие стресса тождествеено изменению функционального состояния, отвечающего задаче, решаемой организмом. Дистресс- это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму. В узком смысле слова стресс- это проявление адаптационной активности организма при сильных, экстремальных для него воздействий, а в широком смысле слова- когда адаптационная активность возникает при действии любых значимых для организма факторов. Сейчас стресс- это напряжение, которое возникает при угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. Биологическая функция стресса-адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий различного рода: физических, психических. Воздействия вызывающие стресс называются стрессорами. Они бывают физиологическими и психологическими. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие н ткани тела (боль, холод, высокая температура и т.д.). Психологические стрессоры- это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий (сигналы опастности, переживания, обиды). В соответствии с 2-я видами стрессоров различают и два вида стрессов физический и психологический. Психологический сресс разделяют на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в результате информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения при требуемом темпе и высокой ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс вызывается сигнальными раздражителями и проявляется в ситуации угрозы, обиды и др. Универсальными психологическими стрессорами являются словесные раздражители. Г. Селье разработал гипотезу общего адаптационого синдрома (ОАС) и выделил три его стадии:
1. Стадия стресса (тревоги) состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма при котором сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Она выражается в реакции надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта. Если стрессор сильный, то может наступить смерть.
2. Стадия сопротивления. Если действие совместимо с возможностями адаптации, то в организме стабилизируется фаза сопротивления.
3. Стадия- фаза истощения. В результате длительного действия стрессороного раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость стрессу, запасы адаптационной энергии постепенно истощаются и индивид погибает.
По Кассилю схема развития стресса представляется следующим образом: стрессор через кору больших полушарий головного мозга сигнализирует гипоталамусу о наличие опасности. В нервных клетках гипоталамуса происходит мобилизация НА, переходящей из связного состояния в свободное и активирующей затем норадренергические элементы лимбико-ретикулярной системы (НАЭ) и вызывает возбуждение симпатических центров, тем самым усиливая деятельность симпато-адреналовой системы. Симпатическая стимуляция по главным нервам достигает мозгового слоя надпочечников и вызывает у человека усиленный выброс смеси адреналина и норадреналина из коры надпочечников в кровь. Катехоланины через гематоэнцефалический барьер проникают в определенные участки гипоталамуса и лимбико-ретикулярной системы. Происходит активация адренергических, а так же серотонических и холинергических элементов ЦНС. Повышение их активности стимулирует (+) образование релизинг-факторов ( среди них 7 стимулирующих- либеронов, и 3 тормозящих -статинов), который стекая к передней доли гипофиза вызывает у него выработку адренокортикотропного гормона, под влиянием которого в коре надпочечников увеличивается выработка кортикостероидов и содержание их в крови нарастает. Как только содержание кортикостероидов в крови достигает верхних границ нормы, срабатывает закон обратной связи. Проникая через ГЭБ в спинномозговую жидкость и мозг КС тормозят образование РФ в гипоталамусе, автоматически приостанавливается образование АКТГ и уровень кортикотропных гормонов в крови падает. При длительных стрессогенных воздействиях в механизме обратной связи прерывающей секрецию КС, могут возникать сбои. При этом КС связываются с особым белком крови- транскортином (Т). Это соединение задерживается ГЭБ, поэтому в мозг перестает поступать информация об избытке КС в крови и выработка АКТГ не прерывается и в результате наступает стадия истощения. Известно, что А- гормон короткого действия, его называют гормоном тревоги, а НА- поддерживает энергетику организма в течение долгого времени, гормон гомеостаза.
Стресс влияет на эффективность деятельности. При высоком уровне стрессовой напряженности падает работоспособность, раньше страдают более сложные формы деятельности, но простая сенсомоторная реакция улучшаются. Расширяется поле зрения. Вместе с тем нарушаются более сложные интегративные процессы.
Память. Виды памяти.
В нейрологической памяти выделяют генотипическую память, которая обуславливает становление БР, инстинктов, импринтинга и фенотипическую память, мозговые механизмы которой обеспечивают обработку и хранение информации приобретаемой живым существом в процессе индивидуального развития. Память- единовременный процесс формирования инграммы для длительного хранения. Временная организация памяти- это многокомпонентный процесс включающий оценку значимости поступившей в мозг информации и реализацию организующей роли фактора времени. Традиционно выделяют долговременную память (третичная) и различные формы недолговременной памяти (сенсорная, кратковременная-первичная (вербальная информация и промежуточная - вторичная невербальная инф.).Психологические исследования показали, что у человека процессы памяти проявляются в двух формах: логическо-смысловой и чувственно-образной. ЛС оперирует с основными понятиями (перцептивная) и является высшей, вторая-представлениями. ЧО память разделяется на зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и т.д. Таким образом, процессы памяти человека проходят по крайней мере 4 стадии.
Речь и мышление.
И.П. Павлов считал, что специфика внд человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Интегративная деятельность нервной системы человека осуществляется не только на основе непосредственных ощущений и впечатлений, но и путем оперирования словами. При этом слово выступает не только как средство выражения мысли. Слово перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совершается и формируется с помощью слова. Суть мышления в выполнении некоторых внутренних операций с образами во внутренней картине мира. Благодаря слову, картина мира становится более совершенной, с одной стороны, с другой стороны- более обобщенной, более дифференцированной. Присоединяясь непосредственному образу предмета, слово выделяет его существенные признаки, вносит в него формы анализа и синтеза, которые непосредственно недоступны субъекту. Слово переводит субъективный смысл образа в систему значений, что делает его более понятным как субъекту, так и любому слушателю.
Особенности ВНД человека .
Закономерности условнорефлекторной деятельности , установленные для животных, св-ны и человеку. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизические механизмы, которые определяют особенности его внд. Павлов считал, что специфика внд человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миров, который стал возможен в результате деятельности людей и который выразился в речи. Особенностью внд человека является осознанность многих внутренних процессов его жизни. Сознание- функция челов. мозга.
ОСОБЕННОСТИ ВНД ЧЕЛОВЕКА
Павлов считал, что спец. нерв. деят челов. закл. в налич. нового способа взаимод. с миром-речь. С возникновением языка появ. нов. система сигнал. раздр. в виде слов. Т.о. у челов сущ. вторая сигн. система Слово хотя и является физич. раздражителем , нот оно принц.ю отличается тем, что в нем отраж. не конкретные, а наиб. существенные, основные св-ва и отношения предметов и явлений. Оно обесп. возм. обобщенного и отвлеченного отражения действительности. Интегративная деят. НС челов. осущ. не только на основе непосредственных ощущений и впеч. , а и путем оперирования словами. Благодаря слову картина мира станов. более совершенной и более диференц. Присоед. к непосредственному образу предмета, слово выд. его существенные признаки, вносит в него формы анализа и синтеза, кот. непосредственно недоступны субъекту.
Г. 3 курс веч. отд.
Преподаватель - Хлудова
Понятие высшей и низшей деятельности.
Высшая нервная деятельность- условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных- больших полушарий и переднего мозга), обеспечивающих адекватные и наиболее совершенные отношения целого организма к внешнему миру, т.е. поведение.
Низшая нервная деятельность- деятельность низших отделов головного и спинного мозга, заведующих главным образом соотношениями и интеграцией частей организма между собой.