Отметьте на контурной карте территорию государства Каракитаев. Назовите предпосылки создания государства Каракитаев.
Формирование каракитаев тесно связано с центральноазиатскими племенами киданей. Кидани (ци-дань, кита, хита) упоминаются в письменных источниках с IV в. н. э. как монголоязычные племена. Они обитали к северу от Китая, на территории Маньчжуриии Уссурийского края. В 924 г. обширная территория от Алтая до Тихого океана перешла под эгиду Киданьского государства (империю Ляо).
В 1128 г. баласагунский владетель из династии Караханидов призвал каракитаев пойти против притеснявших его канглов и карлуков. Елюй Даши, заняв Баласагун, устранил караханидского владетеля и основал государство в Жетысу. Затем совершил ряд завоевательных походов, раздвинув границы от Енисея до Таласа. После этого каракитаи покорили канглов, присоединили Восточный Туркестан. В 1137 г. они разбили при ХоджентеМахмуд-хана, владетеля Мавераннахра, а в 1141 г. в Катванской степи близ Самарканда — сельджукско-караханидские войска. Каракитаи заняли Бухару и весь центральный Мавераннахр.
Билет № 21 1. Учебно-просветительские учреждения и научные общества Казахстана во второй половине XIX века. 2. Объясните значение Казахстана для Российской империи в годы Первой мировой войны. 3. Отметьте на контурной карте города Тараз, Сауран, Фараб, Испиджаб, Шафгар. Назовите товары, поступавшие по Великому Шелковому пути в Казахстан. |
1) Учебно-просветительские учреждения и научные общества Казахстана во второй половине 19 века.
Во второй половине 19 века в Казахстане сложилась следующая система народного просвещения: открытие начальных учебных заведений (приходские, русско-казахские и аульные школы), средних учебных заведений (реальные училища, женские и мужские гимназии), и учебных заведений со специальной подготовкой (казахские учительские, сельскохозяйственные и фельдшерские школы). Поскольку в это время царизмом проводилась политика борьбы против пантюркизма и панисламизма, согласно "Положению" (1870) о развитии грамотности среди "инородцев" преподавание русского языка в мектебах и медресе стало обязательным. Несмотря на это последние сыграли большую роль в просвещении казахского народа.
Также в это время на территории Казахстана начинают свою деятельность Туркестанский и Семипалатинский статические комитеты. Активное участие в работе Семипалатинского комитета принимал Абай, и, когда в Семипалатинске в 1883 г. была открыта первая библиотека, он, наряду с приезжими учеными, занимался сбором ценных изданий, которые там помещались. Общественные библиотеки бесплатного пользования чуть позже были открыты в Тургае и Оренбурге, что сыграло немаловажную роль в вопросах просвещения.
Однако библиотеки были не единственным фактором распространения образования на территории края. Кроме этого, велика была роль русско-казахских школ, которые по большому счёту строились для ликвидации острой нехватки переводчиков.
Несмотря на все положительные стороны, деятельность учебно-просветительских учреждений сталкивалось с двумя главными проблемами: во-первых, существовала острая нехватка кадров, для преодоления которой, по инициативе губернатора Крыжанского, был создан ряд учебных заведений по подготовке учителей для казахских мектебов. Первая такая школа была открыта в Орске в 1883 году. Во-вторых, на просветительскую деятельность на территории Казахстана выделялось ничтожное количество средств, отчего количество учителей, заинтересованных в этой программе, резко уменьшалось.
Что касается научных обществ, действовавших на территории Казахстана во второй половине 19 века, большую роль в исследовании нашей страны сыграло Русское географическое общество (были открыты подотделы в Семипалатинске и Оренбурге (членом-корреспондентом был Алтынсарин)). Однако изучением Казахстана занимались и другие научные организации: например, общество сельского хозяйства, любителей археологии и истории Востока, любителей естествознания, антропологии и востоковедения. Все они принесли царскому правительству огромное количество полезной информации о природе и ресурсах Казахского края.