Глава 5. школа предпринимательства
Построение стратегии как процесс предвидения
Коренящиеся в экономике предпосылки............................................................................... 111
Литература школы предпринимательства........................................................................... 112
Руководство как видение........................................................................................................... 117
Основные посылки школы предпринимательства............................................................. 122
Вклад, критика и контекст школы предпринимательства............................................... 123
Глава 6. КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА
Построение стратегии какменталъный процесс
Неразбериха в процессе познания......................................................................................... 129
Познание как обработка информации................................................................................... 132
Познание как картографирование.......................................................................................... 134
Познание как достижение понимания................................................................................... 137
Познание как конструирование............................................................................................... 139
Посылки когнитивной школы................................................................................................... 143
Критика, вклад и контекст когнитивной школы................................................................. 144
Глава 7. ШКОЛА ОБУЧЕНИЯ
Построение стратегии как развивающийся процесс
Формирование против формулирования... ;............................................................................................................... 149
Возникновение и развитие обучающей модели.................................................................. 150
Частный инкрементализм.......................................................................................................... 150
Логический инкрементализм.................................................................................................... 151
Стратегические инициативы.................................................................................................... 155
Развивающаяся стратегия......................................................................................................... 159
Ретроспективное осмысление.................................................................................................. 164
Учеба на ошибке(ах) компании Honda................................................................................. 168
Основные положения школы обучения................................................................................. 173
Новые направления стратегического обучения................................................................. 174
Обучение как повышение уровня собственных знаний.................................................... 175
Динамический подход к развитию организационных способностей........................... 178
За пределами обучения: в мире хаоса................................................................................... 184
Критика школы обучения......................................................................................................... 186
Отсутствие стратегии................................................................................................................. 186
Потерянная стратегия................................................................................................................ 188
Неправильная стратегия........................................................................................................... 189
Обучаясь, будьте осторожны!................................................................................................. 189
Вклад и контекст школы обучения......................................................................................... 190
Глава 8. Школа власти
Построение стратегии как переговорный процесс
Микровласть................................................................................................................................. 195
Макровласть................................................................................................................................. 202
Заключение............................................................................................... .-................................... 214
*
Содержание ;:" 7
Глава 9. ШКОЛА КУЛЬТУРЫ
Построение стратегии как коллективный процесс
Сущность культуры.................................................................................................................... 219
Посылки школы культуры......................................................................................................... 221
Культура и стратегия...................... ,......................................................................................... 221
Шведская ветвь школы культуры............................................................................................ 239
Ресурсы как основа конкурентных преимуществ............................................................... 227
Критика, вклад и контекст школы культуры....................................................................... 232
Глава 10. ШКОЛА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Построение стратегии как реактивный процесс
Теория ситуационных факторов............................................................................................. 238
Экология популяции................................................................................................................... 240
Стирание различий через институциональное давление................................................ 242
Критика, вклад и контекст школы внешнего окружения.................................................. 246
Глава 11. ШКОЛА КОНФИГУРАЦИИ
Построение стратегии как процесс трансформации
Конфигурация исследований................................................................................................... 253
Трансформирующиеся организации...................................................................................... 268
Критика, контекст и вклад школы конфигурации.............................................................. 284
Глава 12. ДАМЫ И ГОСПОДА! «ЗВЕРЬ» ЦЕЛИКОМ ПЕРЕД ВАМИ!
О хвостах и бивнях, планах и моделях.................................................................................. 288
Литература.................................................................................................................................... 312
Именной указатель...................................................................................................................... 326
Предметный указатель............................................................................................................... 328
Указатель фирм и торговых марок......................................................................................... 331
Большинство людей заходят в зоопарк через ворота с надписью ВХОД
и, почти не останавливаясь, шагают мимо клеток, пока не дойдут до ворот с
надписью ВЫХОД. Но есть такие внимательные люди, которые направляются
прямиком к своему любимому животному и останавливаются именно возле него.
Л. Л. Милн, из предисловия к «Винни Пуху»
Мы выступаем
П |
ервым в наше путешествие по стратегическому менеджменту отправился Генри, предложивший Джиу Фредриксону опубликовать в сборнике «Теории стратегического управления» (HarperCollins, 1990) статью «Формирование стратегии: школы мысли». Высоко оценивший эту работу Брюс использовал ее в подготовке курса лекций для Университета Трента, что существенно повлияло на посещаемость. Он предложил Минцбергу: «Почему бы тебе не сделать из этого книгу?» «А давай напишем ее вместе», — ответил Генри. Подумав, они решили, что Джо будет прекрасным «третьим» творческого коллектива. Так начиналась подготовка к сафари.
Перед вами ни учебник, ни академический труд. Наша книга изначально предназначалась как для практиков — менеджеров и консультантов, так и для преподавателей и студентов. Мы хотели предложить доступное объяснение непростой, но притягательной области — стратегического менеджмента. Конечно, одни разделы книги больше привлекут практиков, другие, скорее, заинтересуют исследователей. Но такова уж природа нашего «зверя». Мы не собирались приручать его, а хотели всего лишь добиться его расположения. Приглашаем всех заинтересованных читателей присоединиться к нашему сафари. Но в то же время считаем своим долгом предупредить, что путешествие предстоит рискованное. Надеемся, это обстоятельство вас воодушевит. Мы не устаем повторять, что сфера стратегического управления должна быть как можно более доступной; необходимо согласование и обобщение достижений научных школ, но никак не самоизоляция.