Глава 5. школа предпринимательства

Построение стратегии как процесс предвидения

Коренящиеся в экономике предпосылки............................................................................... 111

Литература школы предпринимательства........................................................................... 112

Руководство как видение........................................................................................................... 117

Основные посылки школы предпринимательства............................................................. 122

Вклад, критика и контекст школы предпринимательства............................................... 123

Глава 6. КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА

Построение стратегии какменталъный процесс

Неразбериха в процессе познания......................................................................................... 129

Познание как обработка информации................................................................................... 132

Познание как картографирование.......................................................................................... 134

Познание как достижение понимания................................................................................... 137

Познание как конструирование............................................................................................... 139

Посылки когнитивной школы................................................................................................... 143

Критика, вклад и контекст когнитивной школы................................................................. 144

Глава 7. ШКОЛА ОБУЧЕНИЯ

Построение стратегии как развивающийся процесс

Формирование против формулирования... ;............................................................................................................... 149

Возникновение и развитие обучающей модели.................................................................. 150

Частный инкрементализм.......................................................................................................... 150

Логический инкрементализм.................................................................................................... 151

Стратегические инициативы.................................................................................................... 155

Развивающаяся стратегия......................................................................................................... 159

Ретроспективное осмысление.................................................................................................. 164

Учеба на ошибке(ах) компании Honda................................................................................. 168

Основные положения школы обучения................................................................................. 173

Новые направления стратегического обучения................................................................. 174

Обучение как повышение уровня собственных знаний.................................................... 175

Динамический подход к развитию организационных способностей........................... 178

За пределами обучения: в мире хаоса................................................................................... 184

Критика школы обучения......................................................................................................... 186

Отсутствие стратегии................................................................................................................. 186

Потерянная стратегия................................................................................................................ 188

Неправильная стратегия........................................................................................................... 189

Обучаясь, будьте осторожны!................................................................................................. 189

Вклад и контекст школы обучения......................................................................................... 190

Глава 8. Школа власти

Построение стратегии как переговорный процесс

Микровласть................................................................................................................................. 195

Макровласть................................................................................................................................. 202

Заключение............................................................................................... .-................................... 214

*

Содержание ;:" 7

Глава 9. ШКОЛА КУЛЬТУРЫ

Построение стратегии как коллективный процесс

Сущность культуры.................................................................................................................... 219

Посылки школы культуры......................................................................................................... 221

Культура и стратегия...................... ,......................................................................................... 221

Шведская ветвь школы культуры............................................................................................ 239

Ресурсы как основа конкурентных преимуществ............................................................... 227

Критика, вклад и контекст школы культуры....................................................................... 232

Глава 10. ШКОЛА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Построение стратегии как реактивный процесс

Теория ситуационных факторов............................................................................................. 238

Экология популяции................................................................................................................... 240

Стирание различий через институциональное давление................................................ 242

Критика, вклад и контекст школы внешнего окружения.................................................. 246

Глава 11. ШКОЛА КОНФИГУРАЦИИ

Построение стратегии как процесс трансформации

Конфигурация исследований................................................................................................... 253

Трансформирующиеся организации...................................................................................... 268

Критика, контекст и вклад школы конфигурации.............................................................. 284

Глава 12. ДАМЫ И ГОСПОДА! «ЗВЕРЬ» ЦЕЛИКОМ ПЕРЕД ВАМИ!

О хвостах и бивнях, планах и моделях.................................................................................. 288

Литература.................................................................................................................................... 312

Именной указатель...................................................................................................................... 326

Предметный указатель............................................................................................................... 328

Указатель фирм и торговых марок......................................................................................... 331

Большинство людей заходят в зоопарк через ворота с надписью ВХОД

и, почти не останавливаясь, шагают мимо клеток, пока не дойдут до ворот с

надписью ВЫХОД. Но есть такие внимательные люди, которые направляются

прямиком к своему любимому животному и останавливаются именно возле него.

Л. Л. Милн, из предисловия к «Винни Пуху»

Мы выступаем

П

ервым в наше путешествие по стратегическому менеджменту отправился Генри, предложивший Джиу Фредриксону опубликовать в сборнике «Те­ории стратегического управления» (HarperCollins, 1990) статью «Фор­мирование стратегии: школы мысли». Высоко оценивший эту работу Брюс использо­вал ее в подготовке курса лекций для Университета Трента, что существенно повли­яло на посещаемость. Он предложил Минцбергу: «Почему бы тебе не сделать из этого книгу?» «А давай напишем ее вместе», — ответил Генри. Подумав, они реши­ли, что Джо будет прекрасным «третьим» творческого коллектива. Так начиналась подготовка к сафари.

Перед вами ни учебник, ни академический труд. Наша книга изначально пред­назначалась как для практиков — менеджеров и консультантов, так и для препода­вателей и студентов. Мы хотели предложить доступное объяснение непростой, но притягательной области — стратегического менеджмента. Конечно, одни разделы книги больше привлекут практиков, другие, скорее, заинтересуют исследователей. Но такова уж природа нашего «зверя». Мы не собирались приручать его, а хотели всего лишь добиться его расположения. Приглашаем всех заинтересованных чита­телей присоединиться к нашему сафари. Но в то же время считаем своим долгом предупредить, что путешествие предстоит рискованное. Надеемся, это обстоятель­ство вас воодушевит. Мы не устаем повторять, что сфера стратегического управле­ния должна быть как можно более доступной; необходимо согласование и обобще­ние достижений научных школ, но никак не самоизоляция.

Наши рекомендации