Сущность власти: основные теоретические подходы
Осью, вокруг которой вращается вся политическая жизнь, является власть. Она вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю целостность, организованность и иерархичность общественных отношений. Общество, лишенное власти, пронизано хаосом.
В политологической теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся следующие определения:
· силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;
· волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению (М. Вебер);
· власть как влияние. Суть влияния заключается в способности воздействовать на поведение других. Такое взаимодействие описывается формулой: «власть А над Б есть способность добиваться того, чтобы Б никогда не сделал бы без воздействия А» (Р. Даль).
· телеологическое, в соответствии с которым власть – это достижение определенных целей;
· инструменталистское, трактующее власть как способность к мобилизации ресурсов для достижения определенных целей;
· конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанной со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;
· структуралистское, представляющее власть как особый род отношений между управляющим и управляемым.
Приведенные определения не являются взаимоисключающими. Акцентируя внимание на различных аспектах власти, они взаимно дополняют друг друга.
Признавая факт, что на сегодняшний день в науке не сложилась общая теория власти, отечественные политологи систематизировали многочисленные теории власти. Было выделено несколько концептуальных подходов в рассмотрении сущности власти.
Реляционистские теории(от англ. relation – отношение) понимают власть как взаимодействия индивидов, в которых один индивид изменяет поведение другого. Этот подход представлен несколькими вариантами:
· теория сопротивлениярассматривает власть как отношение, в котором субъект подавляет сопротивление объекта. Соответственно разрабатывается классификация разнообразных степеней и форм сопротивления, а также оснований власти. Вводится понятие «сила власти», которая понимается как максимальная потенциальная способность агента повлиять на другого;
· теория обменатрактует власть как ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы распределяются неравномерно: одни индивиды их лишены и нуждаются в них. В этом случае излишки ресурсов, которыми обладают другие, могут трансформироваться во власть. Излишки уступают тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. Это подчеркивает асимметричный характер отношений власти: тот, кто обладает излишками ресурсов занимает более высокое социальное положение;
· теория раздела сфер влияния(Д. Ронг) ставит под сомнение вопрос относительно асимметричности отношения власти. Власть – это взаимодействие, где участники периодически меняются ролями. Например, профсоюз контролирует найм рабочей силы, наниматель же диктует время и место работы. Таким образом, в ряде ситуаций подчиненные имеют власть над руководителями.
Системные теории властирассматривают власть как безличностное свойство любой социальной системы. В рамках этой концепции выделяют несколько направлений:
· власть как атрибут макросоциальной системы. Так, для Т. Парсонса, власть – это обобщенный посредник в политической системе. Он сравнивал ее с деньгами, которые выступают обобщенным посредником экономического процесса. Власть понимается как реальная способность системы аккумулировать свои интересы, достигать поставленных целей;
· мезоподход(М. Крозье) рассматривает власть на уровне подсистем (семья, организация). Указывается непосредственная связь власти с организационной структурой;
· микроподходтрактует власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной среды. Власть определяется как способность индивида влиять на других. Сама способность влиять вытекает из статуса и выполняемых субъектом ролей;
· коммуникативный подход(Х. Аренд, К. Дойч, Ю. Хабермас) понимает власть как средство многостороннего институционального общения. Подлинное проявление власти заключается в способности прийти к определенному соглашению и обеспечить интеграцию общества;
· постструктуралистскийподход, представленный теориями М. Фуко и П. Бурдье. Фуко отказался от традиционного рассмотрения сущности власти через проблему насилия и соотношения ее субъекта и объекта. Власть бессубъектна и ее нельзя присвоить. Она выступает не как отношение между субъектами, а как действие в ответ на действие. Это действие трансформирует поведение других. Соотношение сил будет постоянно видоизменяться. Бурдье, взяв из физики понятие «поле» и из экономики – «капитал», конструирует понятие «символической власти», которая представляет собой совокупность капиталов (экономический, культурный капитал, репутация, престиж), которые распределяются между субъектами власти в соответствии с их позициями в «политическом поле». Сами позиции и капиталы субъектов могут изменяться.
Бихевиоралистскиеконцепции власти, как и реляционистские теории, рассматривают власть как отношение между людьми, при которых одни властвуют, а другие подчиняются. Сущность власти коренится в природе человека: его биологических или психологических особенностях.
Выделяется несколько вариантов трактовок:
· силовая модель(Г. Лассуэлл) основывается на том, что первопричиной власти является психологический импульс – стремление (воля) к власти. Из столкновений и взаимодействий индивидуальных воль к власти строится вся политическая материя. Сама же власть проявляется в принятии решений и в контроле над ресурсами;
· рыночная модель(Дж. Кетлин) исходит из аналогии между политикой и экономикой. В политике действуют законы рыночной торговли: учет спроса и предложения, конкуренция, стремление к выгоде;
· игровая модель(Ф. Знанецкий) предполагает, что на политическом рынке субъекты различаются не только различными запасами власти, но и способностями, гибкостью стратегии, азартом. Борьба за власть может мотивироваться «игровым» характером, доставляющим удовлетворение участникам. Политика – это поле игры, театр, где успех зависит от ловкости, от актерства и способности субъекта к перевоплощению.
Разнообразие научных подходов подтверждает многозначность проявлений власти. В приведенных выше подходах, власть трактуется либо как характеристика индивидуума (персональная власть), либо как ресурс или товар. Наиболее популярно рассмотрение власти как взаимодействия (отношения), структурными компонентами которого будут субъект и объект. Субъект – активная сторона, выступающая причиной изменения действий другого – объекта.
В этих, а также в других теориях нашли обоснование разные точки зрения и относительно природы власти – первоисточника власти. Остановимся на некоторых из них.
Психологическиетрактовки выводят власть из психологии человека, из воли к власти. Большой популярностью в объяснении природы власти пользуется психоаналитическая традиция, которая выводит стремление к власти из подсознательных импульсов. Трактовка первичных импульсов варьируется у разных исследователей. У последователей З. Фрейда таковыми являются стремление осуществить либидо либо агрессивное влечение. Подчинение других индивидов определяется желанием последних быть в услужении, потребностью присоединения к более сильной воле. Согласно подходу А. Адлера, власть выступает средством компенсации ощущения собственной неполноценности, например, физической, сексуальной, интеллектуальной.
Антропологическийподход исходит из природы человека. Одна из оригинальных теорий была создана Э. Канетти. Источник власти – страх каждого отдельного индивида, который порождается угрозой насильственного лишения жизни. Этот страх заставляет людей объединяться в массу. Власть воздействует на индивида и массу приказом и угрозой смерти. Чем сильнее от власти исходит угроза смерти, тем эта власть более абсолютна. Диктаторская власть опирается на возрастание массы мертвых и представляет собой триумф выжившего. Самый патологический случай, по мысли Канетти, – Гитлер, в основе власти и побед которого лежала огромная масса мертвых врагов и соотечественников.
Структурно-организационный и системный подходывыводят власть за рамки психологии и связывает ее с природой организации (своеобразный «эффект» организации), со статусом индивида в организации, дающим ему возможность ставить условия другим и использовать ресурсы власти, негативные или позитивные санкции.
Социологический подходвыводит природу власти из контекста общественных отношений. Так, например, марксизм, акцентирует внимание на классовой природе власти. Отношения господства и подчинения определяются логикой экономических отношений, экономическим неравенством.
Категория «власть» имеет ряд родственных понятий – господство, влияние и авторитет. Именно эти понятия наиболее часто встречаются в определениях власти.
Власть связывают с господством, под которым понимают принуждающее насилие, приказание. Хотя власть не может быть сведена к принуждению, она включает в себя директивный момент – навязывание своей воли в форме приказа, сопровождаемой угрозой наказания. Он присутствует во власти как обобщенный символ (возможность применить прямое насилие, наказание) и как реальная власть по отношению к тем, кто нарушил законы. Кроме господства, власть может выступать в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию.
Власть может осуществляться в форме влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно в том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения (воздействие на подсознание), что предполагает использование особых приемов манипулирования. Существуют различные технологии влияния и убеждения, апробированные властью на протяжении многих веков: особые приемы ораторского искусства, различного рода лозунги, символика, монументальные сооружения. Так, великолепие дворцов, царского трона, ассоциирующихся с месторасположением высшей власти, особые символы власти должны подчеркивать ее величественность. К важнейшим средствам осуществления политического влияния относится пропаганда. Сам термин появился в 1622 г., и означал информацию церкви о преимуществах католицизма. Борясь против Реформации, папа римский Григорий XV пишет специальную конгрегацию, призванную поддержать веру и сохранить церковь – «Конгрегацию пропаганды и веры». Уже сама история происхождения этого термина отразила важнейшую функцию пропаганды: закрепление определенной системы представлений и ценностей в индивидуальном и общественном сознании. Современные средства массовой коммуникации (газеты, радио, телевидение, Интернет) открыли большие возможности для распространения пропагандистского влияния. Мощь этого воздействия впервые была осознана вождями тоталитарных режимов («геббельсовская пропаганда», «сталинская пропаганда»). Пропаганде, распространяющей и закрепляющей в общественном сознании определенные идеологические символы и стереотипы, была отведена решающая роль в консолидации масс в поддержку власти.
Авторитетрассматривается как форма и источник власти. Авторитет – это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти право на власть в силу его моральных качеств или деловой компетенции (авторитет мудреца, пророка, духовного лидера нации, руководителя страны, политический и экономический курс которого обеспечил общественную стабильность, разрешение кризисных ситуаций и рост общественного благосостояния).