Стратегическая авиация на поле боя 8 страница
БОЕВОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ № 105
Умань — Счетчикову (командир 4-го гвардейского авиакорпуса. — АГ.) Командующий АДД приказал:
Помимо наряда самолетов для работы в интересах ЮНОА (югославские партизаны. — А.Г.) в ночь на 4.9.44 г. 30-ю экипажами сбросить груз на площадку «Три Дуба», что 7 км севернее Зволен (карта 100000, координаты 64–90 лист М-34-123).
Сигналы буква «Т» Татьяна световое. Груз берите Калиновка у Прянишникова. Приказание ему дается. Горючее Калиновку должны подать не позже 4–5.9.44 г.
Для работы в ночь на 4.9.44 г. зарядить самолеты в Умани. Такая работа, кроме ЮНОА, будет для вас дней на 8-10. Получение подтвердите.
Начальник штаба Д44 генерал-лейтенант авиации Перминов.
3.9.44 г. 02.30. (Архив МО СССР, ф. 39. оп. 11519, д. 947, л. 1 об.).
Тогда же были отданы распоряжения генерал-лейтенанту авиации Георгиеву, командиру 5-го авиакорпуса, базировавшегося в районе Львова, — немедленно провести необходимую подготовку к обеспечению боевых действий словацких партизан, с подробными указаниями, что для этого нужно сделать.
Сталин лично следил за выполнением отданных им указаний по заброске вооружения в Словакию и ввел для этого как дополнительный контроль представление непосредственно ему специальных донесений. [471] Я приведу здесь выдержки из таких донесений.
Так, в спецдонесении № 113 говорится, что в ночь на 5.9.44 г. 30 самолетов вылетали на сбрасывание груза в Чехословакию в район г. Зволен (110 километров севернее г. Будапешт).
Спецдонесениями № 115 и 116 докладывается о вылете 32-х самолетов в ночь на 6.9.44 г. и 40 самолетов в ночь на 7.9.44 г., также в район Зволен, и доставке туда вооружения и боеприпасов.
Спецдонесения № 126, 127 и 128 говорят о том, что в ночь на 19, 20, 21 и 22.9.44 г. 103 самолета вылетали в районы Брезно, Зволен, Прешов, Кросно и доставляли партизанам людей, а также оружие и боеприпасы весом более 120 тонн, а 46 самолетов, вылетавшие в ночь на 19.9.44 г. на аэродром подскока Рудна — Мала (8 километров северо-западнее Жешув) для доставки оттуда людей на аэродром «Три Дуба», задание не выполнили ввиду отсутствия там личного состава, подлежащего переброске в Словакию.
В спецдонесениях № 130 и 131 доносится о доставке в районы Зволен и Грезно в ночь на 27.9 и 1.10.44 г. — 36 тонн груза и 106 человек.
В спецдонесениях № 133, 134 и 135 докладывается, что в ночи на 7,8 и 9.10.44 г. в районы Зволен и Грезно сделано 305 самолето-вылетов, доставлено 1076 человек, 344 тонны груза. Вывезено 405 человек, среди них 94 раненых.
В донесениях № 137–142 докладывается, что в ночи на 13, 14, 15, 16, 17 и 24.10.44 г. вылетало в Словакию 417 самолетов, из них 259 достигли назначенных для них районов высадки и выброски людей, снаряжения и боеприпасов. Они доставили 789 человек и 246 тонн груза, вывезли 319 человек и 6,4 тонны груза. В ночь на 16.10.44 г. только 26 самолетов успели произвести посадку на аэродром «Три Дуба», после чего аэродром закрыло туманом и 55 самолетов были вынуждены возвращаться обратно, хотя на такие задания ходили экипажи, обладавшие безупречной техникой пилотирования. При отсутствии каких-либо средств, которые могли бы хоть в какой-нибудь степени обеспечить заход на посадку (кроме приводной станции, заброшенной нами на этот аэродром), пытаться принять такую массу самолетов было, конечно, невозможно и им были даны указания возвращаться на свои базы.
В первой половине сентября стало ясно, что в запланированное время (на пятые сутки) встреча войск 1-го Украинского фронта с восставшими не состоится. Было принято решение перебросить в Словакию чехословацкую десантную бригаду. Переброска была возложена на АДД Помня о неудачах, постигших нас при проведении десантной операции под Каневом, где практически отсутствовало надлежащее взаимодействие между родами войск, проводившими эту операцию, Ставка издала приказ, по которому командующий АДД, для переброски чехословацкой бригады выделял 5-й авиакорпус. [472] Ответственность за организацию и обеспечение переброски бригады возлагалась этим приказом на командующего 1-м Украинским фронтом, а за непосредственное выполнение — на командира 5-го авиакорпуса генерал-лейтенанта авиации Георгиева. Там же указывались сроки: 17–21.9.44 г. (Архив МО СССР, ф. 39, оп. 11493, д. 12, л. 99).
От уполномоченного СНК СССР по иностранным военным формированиям мы получали условные сигналы по приему самолетов на аэродроме «Три Дуба», которые устанавливал командующий чехословацкими войсками в Словакии и которые передавались им через начальника чехословацкой военной миссии в СССР. Эти сигналы менялись каждый день — как для посадки, так и для сброса грузов. Имея уже достаточный опыт такой работы и зная, что сигналы нередко путаются, было, конечно, целесообразно иметь на месте своих людей, знающих наших летчиков и порядки, существующие в АДД, по организации и проведению таких полетов.
Для того чтобы обеспечить прием, разгрузку и отправку большого количества самолетов, на аэродром «Три Дуба» был направлен заместитель командира 53-й авиационной дивизии полковник Б. Ф. Чирсков с оцеративной группой.
В первую ночь оперативная группа принята не была, так как аэродром отбомбил противник. На вторую ночь вся группа благополучно прибыла, и полковник Чирсков стал заниматься решением вопросов, как организовать прием, разгрузку и отправку самолетов. Он имел указания о том, что необходимо обеспечить прием и выпуск 80-100 самолетов каждую ночь.
Принять такое количество самолетов совсем не просто, когда рядом базируется истребительная авиация противника, а сам аэродром регулярно подвергается бомбардировке. Требовалась, во-первых, максимальная маскировка аэродрома в ночных условиях — предельно малое количество огней на летном поле, во-вторых, быстрейшая разгрузка прибывающих самолетов и немедленная их отправка, так как большого количества самолетов аэродром принять не мог. Оставление же самолетов на день на аэродроме исключалось, ввиду каждодневного облета его разведчиками противника. И все-таки, можно сказать под самым носом у немцев, такая работа была проделана. Оперативная группа успешно справилась со своей задачей.
Наши корабли приходили на аэродром волнами по 15–20 самолетов. Как правило, они разгружались не выключая моторов. С помощью словацких товарищей были созданы группы по разгрузке прибывающих самолетов, вместе с экипажем корабля они быстро разгружали самолет, который сейчас же улетал, а на его месте появлялся другой самолет. Так конвейером, организованно шла интенсивная работа. [473] Самолеты противника не один раз бомбили этот аэродром, наша группа потеряла в связи с этими налетами двух товарищей.
На аэродром «Три Дуба» доставлялось не только стрелковое вооружение, но и полковые минометы, артиллерия, автотранспорт, а также противотанковые ружья, тяжелые пулеметы и другое снаряжение. Кроме полетов с посадками, мы также сбрасывали вооружение и боеприпасы в других точках Словакии: Брезно, Доновали, Зашова и других. В конце сентября немецкие части подошли к Зволену, угрожая захватить город и выйти в район аэродрома.
Как раз в это время на аэродром «Три Дуба» прибыло 76 самолетов, которые доставили рядовой и офицерский состав из чехословацкой бригады с их вооружением.
Бригадой командовал полковник Пшекрыл — волевой, смелый, энергичный командир и, как показали дальнейшие его действия, не теряющийся в сложной обстановке человек. Прилетел он на самолете лейтенанта Н. С.
Ларионова, который в сложных условиях погоды вместо аэродрома «Три Дуба» выскочил на площадку в районе Брезно, которая была обозначена огнями, и произвел там посадку. Вместе с полковником Пшекрылом на этом самолете прилетел начальник разведки словацкой армии Павел Марцело и другие ответственные товарищи, всего двадцать человек.
Площадка оказалась столь малых размеров, что прибывшему туда полковнику Чирскову вместе с летчиком Ларионовым немало пришлось поломать голову над тем, как вызволить самолет. Разбирать его и вывозить по частям не было никакой возможности, оставить на площадке — сразу его уничтожат самолеты противника.
В конце концов решили все же взлететь, предварительно максимально разгрузив самолет и слив из него горючее, оставив лишь минимальный запас на обратный перелет. Решение, конечно, волевое, не обеспеченное размерами площадки, однако бросить самолет, который был в полной исправности и мог продолжать нести службу, экипаж не мог. Нужно было или отказаться совсем от этой затеи, или начинать взлет на полной мощности моторов и продолжать его, несмотря ни на что…
Получив «добро» полковника Чирскова, члены экипажа заняли свои места.
Самолет зарулил на самый край площадки, моторам был дан максимальный режим, по выходе на который самолет был снят с тормозов и начал разбег.
Лица, относящиеся к летно-подъемному составу, легко себе представят состояние экипажа, а также и разрешившего этот взлет… Почти цепляясь за землю, самолет какое-то время летел на одной высоте, но, постепенно набирая скорость, вышел все-таки с границы опаснейшего режима и обрел маневренность.
Если вам когда-либо встретится человек, имеющий летную профессию, еще молодой, но с сединой в волосах, можете, не спрашивая его, быть уверенными в том, что в его летной жизни было что-либо похожее на описанный случай и, вполне вероятно, не один раз… [474] Прибытие подразделений чехословацкой бригады сразу изменило обстановку на этом участке, и противник был отброшен от Зволена. Однако гитлеровцы, стягивая значительные силы, стали сжимать кольцо вокруг территории, занимаемой партизанами и повстанческой армией. В окружении насчитывалось не менее 75000-80000 человек, и они могли, конечно, оказывать сопротивление продолжительное время. Однако отсутствие единого командования и взаимодействия между повстанческой армией и партизанами не помогало их боевым действиям… Вместо того чтобы направить все свои усилия на борьбу с общим врагом, в стане словаков шла, по сути дела, внутренняя политическая борьба за власть в армии между эмигрантским правительством Бенеша с одной стороны, и Словацким национальным советом — с другой. Все это, естественно, прямо сказывалось и на порядках, и на дисциплине в армии. Дело дошло до того, что встал вопрос о присылке туда командных кадров из Красной Армии… Большая часть солдат и офицеров повстанческой армии вела упорные оборонительные бои с противником, который имел против них больше шести немецких дивизий с соответствующими дисциплиной, вооружением и техникой. Силы были явно не равные. И все же в течение двух месяцев словаки дрались с врагом при отсутствии согласованных действий среди своего командования, что, по сути дела, и предопределило гибель Словацкого восстания.
Со второй половины октября противник повел решительное наступление по всему фронту повстанческой армии. Мы усилили боевое снабжение повстанцев, а кроме этого, приступили и к ударам с воздуха по войскам врага. Кроме 5-го авиакорпуса на проведение этой операции были задействованы соединения и части 4-го гвардейского корпуса АДД. Погода, надо прямо сказать, не благоприятствовала полетам, но приходилось летать и в сложных метеорологических условиях, чтобы не оставить наших словацких товарищей без столь необходимой помощи. Противник организовал с аэродрома, находящегося в районе города Попрада, перехват наших самолетов своими истребителями, чем причинял нам определенный урон, но остановить доставку вооружения, конечно, не смог.
События развивались стремительно. Кольцо окружения сжималось. Имея повседневную связь с Иваном Степановичем Коневым, мы имели довольно подробную информацию о положении дел в Словакии. Незадолго до конца словацкого восстания, когда остались уже считанные дни его существования, правительство Бенеша обратилось к нам с просьбой о посылке туда нашего представителя. Однако в нашем ответе было сказано, что посылка представителя Главного командования Красной Армии, которая была бы полезна ранее, сейчас нецелесообразна. [475] И действительно, противник захватил 24 октября Брезно, 26-го — Зволен, а за ним и центр восстания — город Банска-Бистрица. Такая скоротечность событий была неожиданна и для штаба 1-го Украинского фронта. Так, в присланной мне 20 октября телеграмме начальник штаба 1-го Украинского фронта В. Д. Соколовский писал, что сигналы для сброса груза на площадку Брезно с 20 по 29 октября установлены соответственно периоду с 11 по 19.10.44, а уже 25 октября Соколовский сообщил, что сигналы ввиду сложившейся обстановки в Словакии как для посадки, так и для сброса будут даны только в день доставки. Например, сигналы с 25 на 26 октября: а) с посадкой самолетов на аэродром «Три Дуба» сигналы с земли — две белые ракеты, самолет дает одну белую ракету; б) для сброса груза без посадки район Доновали, 16 километров северо-восточнее Банска-Бистрица — две зеленые ракеты, световой маяк дает букву «Р», три костра треугольником.
На следующий день генерал Соколовский прислал следующую телеграмму:
«При сложившейся обстановке в Словакии посадка наших самолетов стала невозможной. Районы Зволен и Брезно находятся под угрозой захвата немцами. В ночь с 26 на 27 и с 27 на 28 октября с. г. можно сбрасывать на площадку в районе Доновали. Сигналы — две зеленые ракеты. Световой маяк дает букву «Р», три костра треугольником».
В один из последних дней работы нашей оперативной группы на аэродроме «Три Дуба» туда приехал входивший в число руководителей Словацкого национального совета Карол Шмидке и Шробер, о роли которого в восстании мы ничего не знали. Они попросили отправить в Советский Союз ценности, принадлежащие словацкому народу, чтобы последние не попали в руки к фашистам. Зная товарища Шмидке как секретаря ЦК Компартии Словакии, полковник Чирсков согласился выполнить просьбу, сказав, чтобы ценности привозили с наступлением темноты, соответственно их замаскировав.
Доложил об этом он и руководству. Ценности к указанному времени были доставлены на аэродром, но погода была весьма плоха и прилет самолетов исключался.
И все-таки один самолет пробился и в сложнейших условиях произвел посадку на аэродром. Понял это полковник Чирсков лишь по приближающемуся звуку уже рулящего самолета… Его пилотировал заместитель командира эскадрильи капитан Алексей Александрович Васильев. Забрав более тонны ценного груза и сопровождающих, Васильев улетел и благополучно произвел посадку на свой аэродром в районе Львова. Это был единственный самолет, который побывал в ту ночь на аэродроме «Три Дуба». Вскоре аэродром был захвачен гитлеровцами. Мы еще продолжали полеты в Словакию, правда уже без посадок, доставляя оружие и боеприпасы партизанам как в конце октября, так и в ноябре. [476] По своим масштабам обеспечение боевых действий повстанцев в Словакии было одной из крупных и сложных операций, проведенных АДД. В ней участвовали шесть полков 5-го авиационного корпуса и боевые экипажи шести полков 4-го гвардейского авиационного корпуса АДД. Помимо доставки военного снаряжения и боеприпасов, вывоза раненых они вели там еще и боевые действия, нанося бомбовые удары как по живой силе противника, так и по его аэродромам.
Назову части и соединения и их командиров, которые обеспечивали боевые действия повстанцев и партизан в Словакии, а также некоторое количество товарищей из лиц летно-подъемного состава. Совершенно естественно, что назвать всех участников, хотя они и заслуживают этого, здесь невозможно.
К таким частям относятся: 1-й гвардейский авиационный Брянский Краснознаменный полк дальнего действия (командир гвардии подполковник Василий Петрович Филин); 23-й гвардейский авиационный Белгородский Краснознаменный полк дальнего действия (командир гвардии полковник Григорий Алексеевич Шамраев); 336-й авиационный полк дальнего действия (командир подполковник Давид Михайлович Равич).
Эти полки входили в состав 53-й авиационной Сталинградской дивизии дальнего действия (командир генерал-майор авиации Василий Иванович Лабудев). 7-й гвардейский авиационный Гатчинский Краснознаменный полк дальнего действия (командир гвардии подполковник Борис Григорьевич Езерский); 29-й гвардейский авиационный полк дальнего действия (командир полка гвардии подполковник Николай Григорьевич Афонин); 340-й авиационный полк дальнего действия (командир Герой Советского Союза гвардии подполковник Федор Федорович Степанов).
Эти полки входили в состав 54-й авиационной Орловской дивизии дальнего действия (командир гвардии генерал-майор авиации Василий Антонович Щелкин). 15-й гвардейский авиационный Севастопольский Краснознаменный полк дальнего действия (командир гвардии полковник Сергей Алексеевич Ульяновский, а затем гвардии подполковник Владимир Саввич Цыганенко); 13-й гвардейский авиационный Рославльский Краснознаменный полк дальнего действия (командир гвардии полковник Константин Петрович Дмитриев); 31-й гвардейский авиационный полк дальнего действия (командир Виталий Александрович Гордиловский).
Эти три полка входили в состав 4-й гвардейской авиационной Брянской дивизии дальнего действия (командир дивизии — полковник Иван Иванович Кожемякин). [477] 14-й гвардейский авиационный Смоленский Краснознаменный полк дальнего действия (командир гвардии подполковник Вениамин Дмитриевич Зенков); 35-й гвардейский авиационный полк дальнего действия (командир Герой Советского Союза гвардии подполковник Владимир Порфирьевич Драгомирецкий); 22-й гвардейский авиационный Севастопольский полк дальнего действия (командир Герой Советского Союза подполковник Александр Алексеевич Баленко).
Входили эти полки в состав 5-й гвардейской авиационной Гомельской дивизии дальнего действия, которой командовал полковник Павел Иванович Кондратьев. После его гибели комдивом был назначен полковник С. А. Ульяновский.
Как 4-я, так и 5-я гвардейские дивизии входили в состав 4-го гвардейского авиационного Гомельского корпуса дальнего действия, которым командовал генерал-лейтенант авиации Георгий Семенович Счетчиков.
Более 2000 боевых вылетов произвели экипажи АДД, по обеспечению Словацкого восстания, сделав огромное количество посадок на аэродроме «Три Дуба». В общей сложности на аэродром «Три Дуба» было доставлено порядка 2500 человек личного состава, более 1000 тонн различного военного груза, многие сотни людей были вывезены.
Нельзя, конечно, здесь обойти молчанием и личный состав этих полков и соединений, который, летая на выполнение боевых заданий, можно сказать, не покладая рук, стремился сделать все, что в его силах, чтобы помочь своим боевым словацким товарищам. Вот фамилии некоторых из них: заместители командиров полков М. Д. Козлов, Е. К. Гудимов, Н. И. Бирюков; заместители командиров полков по политчасти К. М. Куликов, С. М. Сошников, Ф. В. Шкода; штурманы полков П. Н. Степин, В. М. Чистяков, Ф. С. Яловой, А. З. Носовец, П. А. Полыгалов, А. П. Карпенко; командиры эскадрилий М. Д. Науменков, Г. А. Лебедев, А. В. Дудаков, В. А. Чепурко, Г. И. Баймузин, Ф. М. Колясников, А. А. Агибалов, С. В. Жиганов, Г. Г. Агамиров, А. Д. Давыдов, М. Т. Лановенко, Н. Ф. Москаленко, И. Ф. Мандриков, С. А. Лукьянов, М. Ф. Костенко; заместители командиров эскадрилий С. П. Слепцов, М. В. Левин, П. Ф. Шубин, В. Ф. Шеметов, А. Н. Котелков, Л. И. Васильев, А. В. Мансветов, И. Д. Лещенко, М. Г. Синев, В. М. Безбоков, Н. Н. Поляков, А. И. Калентьев, К. К. Ляшевич, А. И. Судаков, В. П. Канагин, Г. П. Троценко, М. А. Прилепко; штурманы эскадрилий А. Ф. Попов, И. Е. Скалозуб, И. Р. Евстафьев, Л. Ф. Тюрин, А. А. Андреев, М. П. Орлов, Е. П. Бондаренко, Л. П. Христовой, Е. С. Вирченко, С. П. Тимофеев, В. Ф. Тимченко, Л. Хазахметов, Ф. С. Румянцев, И. А. Гвоздев, П. Д. Просветов, Д. П. Волков, М. Я. Орлов, П. И. Годунов, П. Н. Воронков и другие. [478]
Помнится и такой случай. Нашу оперативную группу лично пригласил ксендз — католический священник — и разместил у себя, в помещении, находящемся недалеко от костела. Более того, священник всячески помогал во всем во время пребывания группы на аэродроме «Три Дуба», а когда партизанам пришлось уйти в горы, он спрятал нашу радиостанцию, которую уже не смогли вывезти, хранил ее у себя, подвергаясь, естественно, прямой опасности быть расстрелянным, и вернул ее нам в целости и сохранности по занятии этого района Красной Армией. К сожалению, как это нередко бывает на войне, фамилия его так и осталась неизвестной. Я не могу, конечно, утверждать, что этот ксендз был революционером, но что он был борцом за независимость и свободу своей Родины, это является бесспорным.
И у нас во время Великой Отечественной войны были священники, и весьма немало, которые говорили проповеди против немецких захватчиков и за их изгнание с нашей земли, отказывались молиться за победу немецкого оружия, за что вешались и расстреливались. Были священнослужители, которые имели прямые связи с нашими партизанскими отрядами и даже находились в этих отрядах. Помнится мне, когда повесили, кажется в Минске, священнослужителя высокого сана за отказ служить молебен о победе гитлеровцев и это сообщение пришло в Москву, Сталин высказал свое мнение — видимо, церковь и ее служители перестали в своей массе быть черносотенцами, а следовательно, и прислужниками капитализма. …Хотя Словацкое восстание и было подавлено превосходящими силами противника, оно сыграло определенную роль в борьбе с гитлеризмом и отвлекло на себя некоторые силы врага.
На примере этого восстания Сталин показывал следующее. Правительство Бенеша и руководство Словацкого национального совета, имея общего противника — клику Тисо и гитлеровскую Германию, не объединили свои усилия на борьбу с одним врагом, хотя стремления их в этом вопросе не расходились. Главным препятствием оказалась идеологическая позиция сторон. Хотя политика, всецело подчиненная той или иной идеологии, на определенных этапах может объединяться с политикой других идеологий для достижения общей цели, в данном случае — для разгрома фашизма. Этого в Словакии не произошло. В попытках решить спорные политические вопросы было упущено время для организации объединенных целенаправленных вооруженных действий против немецких оккупантов, вследствие чего начавшееся, по сути дела, стихийно восстание народа и армии оказалось без единого твердого руководства, чем и воспользовался враг. [479]