Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.
Статья 63. Право граждан и организаций на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
1. Вред, причиненный гражданам, организациям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных
в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов
в соответствии с гражданским законодательством.
2. При определении размера вреда, причиненного гражданам, организациям неправомерными действиями (бездействием) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностными лицами, также учитываются расходы граждан, организаций, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые граждане, организации, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.
3. Вред, причиненный гражданам, организациям правомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Статья 64. Защита прав граждан, организаций при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
1. Защита прав граждан, организаций при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Общественные объединения, объединения организаций, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемые организации вправе:
1) обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводится государственный контроль (надзор)
и муниципальный контроль граждан и организаций;
2) обращаться в суд в защиту нарушенных при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля прав и (или) законных интересов граждан и организаций, являющихся членами указанных объединений, саморегулируемых организаций.
4. Правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы граждан, организаций
и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 65. Досудебное (внесудебное) обжалование решений
и действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц
1. Граждане, организации имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование:
1) решений о присвоении гражданам и организациям,
их деятельности и используемым производственным объектам категории риска (класса опасности);
2) решений об их включении в ежегодный план проведения плановых проверок;
3) расхождений результатов экспертизы проб (образцов) продукции, материалов, веществ;
4) нарушений обязательных требований, установленных в актах проверок, иных документах по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предписаний об устранении нарушений обязательных требований, в том числе в части сроков
их устранения;
5) иных решений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, действий (бездействия)
их должностных лиц, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан, организации при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, если это предусмотрено федеральными законами, положениями об отдельных видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
2. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе,
в электронной форме в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, проводивший государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль. Жалобы на решения, принятые руководителем (заместителем руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля или (в случае его создания) коллегиальным органом при органе государственного контроля (надзора), органе муниципального контроля по рассмотрению жалоб.
3. Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
4. Порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, в том числе определяющий требования к порядку создания и составу коллегиальных органов при органе государственного контроля (надзора), органе муниципального контроля по рассмотрению жалоб, устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. Особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения
и действия (бездействие) органов регионального государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля,
их должностных лиц устанавливаются соответственно высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований.
6. Жалоба должна содержать:
1) наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина либо наименование, сведения о месте нахождения организации, производственного объекта, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, должностного лица;
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен
с решением и действием (бездействием) органа государственного контроля, органа муниципального контроля, должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии.
7. Жалоба, поступившая в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, подлежит рассмотрению его руководителем (заместителем руководителя), наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, либо (в случае его создания) коллегиальным органом при органе государственного контроля (надзора), органе муниципального контроля по рассмотрению жалоб
в течение двадцати рабочих дней со дня ее поступления. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.
8. По результатам рассмотрения жалобы орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля принимает одно
из следующих решений:
1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля решения, а также в иных формах;
2) отказывает в удовлетворении жалобы.
9. В течение трех рабочих дней после дня принятия решения, указанного в части 7 настоящей статьи, заявителю направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
10. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления в действиях (бездействии) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частями 2 и 7 настоящей статьи, в течение трех рабочих дней направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
11. В случае если федеральным законом установлен особый порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб на решения
и действия (бездействие) органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц для отношений, связанных с подачей и рассмотрением указанных жалоб, положения настоящей статьи не применяются.
Статья 66. Ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля,
их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
1. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют контроль за исполнением должностными лицами соответствующих органов служебных обязанностей, ведут учет случаев ненадлежащего исполнения должностными лицами служебных обязанностей, проводят соответствующие служебные расследования и принимают
в соответствии с законодательством Российской Федерации меры
в отношении таких должностных лиц.
3. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц, в течение десяти рабочих дней со дня принятия таких мер орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны сообщить в письменной форме гражданину, организации, права и (или) законные интересы которых нарушены.
Статья 67. Ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля,
их должностных лиц при учете, ведении и раскрытии информации об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
1. Решения и действия (бездействие) органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля,
их должностных лиц, нарушающие порядок учета, ведения и раскрытия информации об осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
2. Если в результате неправомерных решений или действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц по учету, ведению
и раскрытию информации об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, либо несвоевременного ее предоставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей иным требованиям раскрытия информации гражданам и (или) организациям были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
3. Должностные лица органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, государственные
и муниципальные служащие, виновные в нарушении порядка учета, ведения и раскрытия информации об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 68. Ответственность граждан и организаций за нарушение настоящего Федерального закона
1. При проведении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля по месту нахождения, месту осуществления деятельности организации, месту нахождения гражданина, месту нахождения производственного объекта граждане обязаны присутствовать или обеспечить присутствие представителей; организации обязаны обеспечить присутствие руководителей, должностных лиц или иных уполномоченных работников организаций, представителей организаций, ответственных за организацию
и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.
В случае отсутствия руководителей, должностных лиц или иных уполномоченных работников организаций, представителей организаций, получение документов или совершение иных юридически значимых действий осуществляется иными работниками организации, если это предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
2. Граждане, их представители, организации, их руководители, должностные лица или иные работники организацийили
их представители организаций, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, уклоняющиеся от проведения государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля и (или) не исполняющие в установленный срок предписания органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предоставившие неполные
и (или) недостоверные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, несут ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Статья 69. Недействительность результатов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
1. Результаты государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля, проведенных органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами требований к организации и проведению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля,
не могут являться доказательствами нарушения гражданином, организацией обязательных требований, и подлежат отмене органом государственного контроля (надзора), вышестоящим органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля или судом на основании заявления гражданина, организации.
2. К грубым нарушениям требований к организации
и осуществлению государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля относится:
1) отсутствие оснований проведения государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
2) отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки, контрольной закупки, в случае, если такое согласование является обязательным;
3) нарушение срока уведомления о проведении проверки
в случаях, если такое уведомление является обязательным;
4) нарушение периодичности проведения плановой проверки;
5) отсутствие плановой проверки в ежегодном плане проведения плановых проверок;
6) привлечение к проведению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля лиц, участие которых
в проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля не предусмотрено настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;
7) превышение сроков и времени проведения государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
8) истребование документов, не относящихся к предмету государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
9) непредставление акта формы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в случаях, если обязанность его представления установлена настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации;
10) участие в проведении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля экспертов (экспертных организаций), состоящих в гражданско-правовых или трудовых отношениях
с гражданами и организациями, в отношении которых проводится государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
11) включение в предмет государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля требований, которые не являются обязательными требованиями или не имеют юридическую силу обязательных требований согласно положениям настоящего Федерального закона;
12) неиспользование проверочных листов в случаях, когда
их обязательное использование предусмотрено положением о виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля.