Статья 52. Правовые основания проведения проверок
1. Правовым основанием проведения проверок является решение руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, также наличие решения о согласовании проведения проверок органами прокуратуры
и (или), если это предусмотрено федеральным законом, другими государственными органами и организациями.
2. Типовая форма решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом.
3. В решении руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, а также вида (видов) государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества (последнее – при наличии), должности должностных лиц, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) и муниципального контроля,
а также лиц, привлекаемых органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля к проведению государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
3) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, наименование организации, место жительства гражданина, место нахождения организации (обособленных подразделений), место осуществления деятельности граждан, место нахождения производственного объекта, проверка которых будет проводиться;
4) цели, задачи, предмет, форма проверки и срок ее проведения;
5) основания проведения проверки;
6) подлежащие проверке обязательные требования, со ссылкой
на перечни нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, иных нормативных документов (с указанием источников
их официального опубликования), устанавливающих обязательные требования), а также реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);
7) перечень мероприятий государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля, необходимых для достижения целей
и задач проведения государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля;
8) перечень положений об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
9) перечень документов, представление которых гражданином, организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
10) даты начала и окончания проведения проверки;
11) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой решения руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
4. Уведомление граждан, организаций о дате начала проведения проверки осуществляется в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
5. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить копию решения, указанного в части 3 настоящей статьи. По просьбе гражданина, руководителя, должностного лица или иного уполномоченного работника организации,
их представителей должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны ознакомить лиц с положениями об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, административными регламентами осуществления государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля, порядком проведения проверки на объектах, используемых гражданином, организацией при осуществлении деятельности.
6. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в решении руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Статья 53. Порядок организации и проведения плановых проверок
1. Если иное не установлено федеральными законами, плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов проведения плановых проверок, разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями. В случаях, установленных федеральными законами, отдельные виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля могут осуществляться без проведения плановых проверок.
2. Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования,
а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации. Федеральными законами, положениями об отдельных видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля могут быть установлены дополнительные требования к порядку подготовки
и согласования ежегодного плана проведения плановых проверок. Планы проведения плановых проверок подлежат согласованию
с органами прокуратуры и (или), если предусмотрено федеральными законами, с другими государственными органами и организациями.
3. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо, в случае отсутствия у органов муниципального контроля возможности такого размещения, размещается
на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет субъекта Российской Федерации, в границы которого входит соответствующее муниципальное образование, официальном сайте
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет муниципального района, городского округа, в состав которых входит соответствующее муниципальное образование, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено
или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
5. Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.
6. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.
7. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
8. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.
9. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляют до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующие федеральные органы исполнительной власти.
10. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора), до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляют ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующей сфере деятельности, включающие сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных территориальными органами государственного контроля (надзора), указанными в части 9 настоящей статьи. Ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются федеральными органами исполнительной власти на своих официальных сайтах
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Включение плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок осуществляется в соответствии с периодичностью проведения плановых проверок, определяемой в соответствии
со статьей 28 настоящего Федерального закона.
12. Плановая проверка проводится в форме документарной (камеральной) проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 56 и 57 настоящего Федерального закона.
13. Если иное не установлено федеральными законами,
о проведении плановой проверки гражданин, организация уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки в порядке, установленном частью 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.
Статья 54. Проверочные листы(списки контрольных вопросов)
1. При осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля оценка соответствия объекта государственного контроля (надзора), муниципального контроля обязательным требованиям может проводиться
на основе использования должностным лицом органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов) (далее также – проверочные листы). Положением о виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрена обязательность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверочных листов.
2. Проверочный лист включает в себя перечень вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки. Перечень вопросов не может носить общий или отсылочный характер, должен содержать ссылки на структурные элементы правовых актов, устанавливающих обязательные требования. Формулировки вопросов должны исключать возможность
их различного толкования и предусматривать однозначные ответы («да», «нет», «не требуется») либо указание количественного показателя. В соответствии с положением о виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечень вопросов может затрагивать все предъявляемые к объекту государственного контроля (надзора), муниципального контроля обязательные требования, относящиеся к предмету государственного контроля (надзора), муниципального контроля, либо только часть из них, являющуюся наиболее значимой для обеспечения эффективности
и результативности контрольного мероприятия. Содержание перечня вопросов может изменяться в зависимости от категории риска, класса опасности, к которым отнесен объект контроля (надзора).
3. Проверочные листы подлежат размещению на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Проверочные листы разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации.
5. При проведении совместных плановых проверок могут применяться сводные проверочные листы, разрабатываемые
и утверждаемые несколькими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
6. При проведении проверки с использованием проверочного листа заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки.
Статья 55. Порядок организации и проведения внеплановых проверок
1. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения гражданином и организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований или наличие ходатайства гражданина
и организации о проведении органом государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановой выездной проверки
в целях установления факта досрочного исполнения гражданином, организацией предписания органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) поступление в орган государственного контроля (надзора), муниципального контроля заявления от гражданина, организации
о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки гражданина, организации предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
3) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, по результатам анализа результатов форм контроля без взаимодействия с гражданином, организацией, рассмотрения или предварительной проверки поступившихв органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений граждан, организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера;
б) причинение вреда охраняемым законом ценностям, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены);
4) выявление при проведении форм государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществляемых без взаимодействия с гражданами и организациями, соответствия или отклонения от параметров деятельности гражданина, организации, используемых ими производственных объектов, которое согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановой проверки, при условии, что указанное основание предусмотрено
в положении о соответствующем виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
5) решение руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, изданное в соответствии
с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора
о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам
и обращениям;
6) иные основания, предусмотренные федеральными законами.
2. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся
в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
3. В случае если изложенная в обращении информация может
в соответствии с пунктом 3 части 1 настоящей статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения, направленные заявителем в форме электронного документа, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации
и аутентификации, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
4. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также положениями об отдельных видах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля могут быть предусмотрены дополнительные требования к обращению, в котором содержится информация, являющаяся основанием для проведения внеплановой проверки, мерам по установлению лица, подавшему (направившему) данное обращение, в том числе предусматривающие подачу соответствующих обращений исключительно лицом лично либо в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, а равно при условии нотариального установления личности обратившегося лица либо установления его личности при подаче обращения через многофункциональные центры.
5. При рассмотрении обращений, а также информации о фактах, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений, информации, а также результаты ранее проведенных форм
и мероприятий по государственному контролю (надзору), муниципальному контролю в отношении соответствующих граждан
и организаций.
6. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных
о нарушении обязательных требований, либо о фактах, указанных
в пункте 3 части 1 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших обращения, предоставивших информацию, проводится рассмотрение документов гражданина, организации, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся формы государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществляемые без взаимодействия
с гражданами и организациями и без возложения на них обязанности
по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у граждан, организации могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, однако предоставление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
7. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо
о фактах, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 3 части 1 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры
по привлечению гражданина, организации к ответственности
не принимаются.
8. По решению руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля предварительная проверка, внеплановая проверка прекращается, если анонимность обращения, явившегося поводом для ее организации, выявлена после начала проверки либо после начала проверки установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся
в обращении.
9. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, организации расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в связи с рассмотрением поступивших обращений указанных лиц, если в обращениях были указаны заведомо ложные сведения.
10. Внеплановая проверка проводится в форме документарной (камеральной) проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 56 и 57 настоящего Федерального закона.
11. Внеплановая выездная проверка граждан и организаций, производственных объектов может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 3, пункте 4 части 1 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности граждан, организаций, месту нахождения производственных объектов, если иное не установлено федеральными законами. Внеплановая выездная проверка, проводимая в соответствии с иными федеральными законами, подлежит согласованию с органами прокуратуры при условии, что это предусмотрено иными федеральными законами.
12. Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки гражданина, организации, производственного объекта устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
13. Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки гражданина, организации, производственного объекта, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
14. В день подписания решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки гражданина, организации, производственного объекта в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или
в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности гражданина, организации, месту нахождения производственного объекта заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием для
ее проведения.
15. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки гражданина, организации, производственного объекта
и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.
16. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки гражданина, организации, производственного объекта и прилагаемых к нему документов
не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе
в согласовании ее проведения.
17. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:
1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению
о согласовании проведения внеплановой выездной проверки гражданина, организации, производственного объекта;
2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 1 настоящей статьи;
3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;
4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;
5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одной и той же организации, одного и того же гражданина, одного и того же производственного объекта несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля;
7) невозможность установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
19. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе
в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением
о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
20. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе
в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.
21. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам, имеющим историческое, научное, культурное значение, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи
с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
в течение двадцати четырех часов.
22. О проведении внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 настоящей статьи, гражданин, организация уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в срок не менее чем за двадцать четыре часа до начала
ее проведения в соответствии с частью 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено иными федеральными законами.
23. Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок.
24. В случае если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения гражданином, организацией предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований или поступление ходатайства от гражданина, организации о проведении органом государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановой выездной проверки
в целях установления факта досрочного исполнения предписания органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля,
то предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.