Характерные черты русских мануфактур.
Характерными чертами русских мануфактур было:
· крупные предприятия возникали не на базе перерастания мелкого товарного производства в мануфактуру, а путем перенесения в Россию готовых форм из стран Западной Европы, где мануфактура уже имела вековую историю существования
· активное участие государства, которое практически всегда выступало инициатором создания мануфактур.
· первые мануфактуры возникали не в легкой промышленности, как на Западе (в этом случае отдача была значительно выше), а в тяжелой и ружейной промышленности
· кроме того, на русских мануфактурах работали главным образом зависимые крестьяне, государственные крестьяне, отрабатывавшие свои повинности и крепостные крестьяне, которых специально покупали для этих целей, а на Западе — вольнонаемные люди.
· слабая связь мануфактур с рынком
Мануфактурное производство, основанное на наемном труде, — явление уже не феодального, но буржуазного порядка. Появление мануфактур свидетельствовало о возникновении капиталистических элементов в российской экономике. Но это были именно элементы. Численность мануфактурных предприятий, одновременно работавших в России до конца XVII, не превышала 15.
III. Рынок и город.
Начало складывания всероссийского рынка.
В XVIIв. в России на основе растущей специализации мелкотоварного производства началось складывание единого всероссийского рынка, что по сути дела означает фактическое соединение, слияние всех земель и областей в одно целое. Если в XVIв. и ранее торговля велась, главным образом, в пределах одной округи, то теперь торговые связи начинают устанавливаться по всей стране. Неудивительно, что в XVII в. приобретают всероссийское значение такие ярмарки, как Архангелогородская, Ирбитская, Макарьевская.
2. Политика правительства в области торговли:
а) протекционизм
Правда, развитие торговли тормозилось отсутствием выхода к морям, засильем иностранного капитала (правительство, постоянно нуждавшееся в деньгах, за большие суммы продавало право монопольной торговли англичанам и голландцам). Но в 1653г. (Торговый устав) и 1667г. (Новоторговый устав, принятый по инициативе А.Л. Ордин-Нащокина) иностранцам было разрешено вести розничную торговлю в пределах Российского государства только в случае уплаты большой пошлины. Торговый устав 1653 г. также заменял большинство пошлин единой рублевой пошлиной в размере 10 денег с рубля (1 деньга — 1 копейка). Торговля в России между иностранцами была запрещена. Такая политика поддержки национальной экономики получила название протекционизма.
б) формирование «гостиных сотен»
Купечеству также мешала казна, заставлявшая выполнять многочисленные обязательства по поставке различных продуктов и материалов. Для обеспечения государственных служб правительство объединило купцов в «гостинные сотни» — купеческие корпорации. Они имели особые привилегии: право ездить за границу, иметь вотчины, судиться в приказе Большой Казны, а не у местных правителей.
в) наступление правительства на «белые слободы»
В городах правительство также развернуло наступление на «белые слободы». Они в свое время были освобождены от государственных налогов, а принадлежали крупным феодалам и церкви. Горожане, записанные в «черные сотни», которые облагались тяглом (совокупностью всех налогов и повинностей), постоянно убегали в «белые слободы». Это ослабляло и экономическую мощь государства, и усиливало силу крупной феодальной знати. Соборное Уложение ликвидировало белые слободы, а все население было записано в государственный посад, на который и было возложено тягло. Правда, посадские люди получили право монопольной торговли в городах. Посад превратился в главный источник дохода для государства; неудивительно, что государство ввело наследственную принадлежность к посаду: только третий сын посадского человека мог выйти из посада. А указ 1658г. карал смертной казнью за самовольный переход из одного посада в другой.
Податная реформа.
Все эти меры принимались во многом из-за постоянных финансовых проблем, которые переживала казна. Постоянные войны, необходимость содержания обширного государственного ставили вопрос и о росте налогов, и изменении налоговой политики. На основании этого в 1680г. правительство провело налоговую реформу, согласно которой налоги взимались не с сохи, условной земельной единицы, а со двора, дома.
IV. Политическое развитие.
Политический строй России претерпел в течение XVIIв. значительные изменения: в стране шло формирование абсолютизма.
Земские Соборы.
а) деятельность Земских Соборов в первой половине XVIIв.
После окончания Смуты на российском престоле оказалась новая династия, нуждавшаяся в укреплении своего авторитета. Именно поэтому в первые десять лет их правления Земские соборы заседали почти непрерывно. Они обсуждали вопросы внешней и внутренней политики, принятия налогов и законов.
б) угасание Земских Соборов во второй половине XVIIв.
Однако по мере укрепления власти и упрочения династии Земские соборы созываются все Земской собор 1653г., решавший вопрос о принятии Украины под власть Москвы, оказался последним. Окрепшее самодержавие больше не нуждалось в поддержке сословно-представительной монархии.
2. Центральное управление:
а) Боярская Дума
Царь правил, опираясь на совещательный орган — Боярскую Думу. Созданный Алексеем Михайловичем Приказ тайных дел вообще не контролировался Боярской Думой, а подчинялся непосредственно царю. Приказ этот исполнял важнейшую функцию — был личной канцелярией царя и фактически контролировал деятельность других приказов.
б) Приказная система
Роль приказов в системе управления XVIIв. возросла. Число приказов увеличилось. В течение всего столетия их известно более 80, а к концу столетия сохранилось более 40.
в) значение роста приказной системы
С развитием приказов растет численность приказных людей. В 1640г. их было менее 900, а концу XVIIв. — более трех тысяч. Таким образом, формировался профессиональный управленческий аппарат — чиновничество.
г) недостатки приказной системы
Приказная система была несовершенна. Функции многих приказов переплетались. Так, областные приказы сами собирали налоги на подведомственной территории, хотя сбор налогов относился к компетенции финансовых приказов. Многие приказы осуществляли суд, хотя судебные функции принадлежали Разбойному приказу. Судопроизводство не было отделено от управления. Множество приказов и неразбериха в их управлении порой не позволяли разобраться в делах, порождая знаменитую «приказную волокиту». И все же рост приказной системы означал развитие управленческого аппарата, служившего прочной опорой царской власти.
Местное управление
а) передача власти на местах воеводам
Изменилась и система местного управления. В XVIIв. назначаемыми представителями центральной власти в уездах стали воеводы. Переход власти на местах в руки назначаемых из центра воевод означал значительное усиление правительственного аппарат и, по существу, завершение централизации страны и еще один шаг в сторону абсолютизма.
б) разряды
Кроме этого, правительство пыталось ввести новую систему административного деления. Во время Смоленской войны пограничные уезды были объединены в крупные военные округа, называемые разрядами; разрядные воеводы являлись высшими военно-гражданскими управителями. Рязанский, Украинский разряды были созданы при Михаиле Федоровиче. Новгородский, Белгородский, Тамбовский, Казанский — при Алексее Михайловиче. Московский, Владимирский, Смоленский — при Федоре Алексеевиче. Сама разбивка на разряды, их границы, — все это вполне позволяет рассматривать эти шаги как прообраз губернской реформы Петра Великого.
Отмена местничества.
Были новшества и в общественном устройстве. В течение XVIIв. возросло экономическое и политическое значение дворянства, которое было ущемлено местничеством. В 1682г. местничество было отменено.
5. Военная реформа: причины, содержание, сущность, значение.
Усиление центральной власти не могло не сказаться на состоянии вооруженных сил России. Правительство приступило к формированию «полков нового строя», состоявших из русских солдат под командой офицеров-иностранцев. Полки эти делились на солдатские (пехотные) и рейтарские (конные). Они отличались лучшим вооружением и подготовкой, став прообразом будущей регулярной армии XVIIIв.