Основные памятники литературы.
Тема № 6
Россия в XVII в.
Ключевые даты и события
1613-1645 гг.- царствование Михаила Федоровича Романова
1632-1634 гг.- Смоленская война (Поляновский мир в 1634 г.)
1637-1642 гг. — «азовское сидение казаков»
1645-1676 гг.- царствование Алексея Михайловича
1649 г.— Земский собор, принятие «Соборного уложения»
1650-егг. — проведение церковной реформы патриархом Никоном
1653 г. —последний Земский Собор (вопрос о воссоединении Украины с Россией)
1653 г.— Торговый устав
1654 г.—Переяславская рада, воссоединение Украины к России
1656-1658 гг. —русско-шведская война (1661 г. — Кардисский мир)
1666 г.— поход атамана Василия Уса
1667 г.— принятие Новоторгового устава
1667 г. — Андрусовское переемирие
1648 г. — Соляной бунт
1662 г. — Медный бунт
1667 - 1676 гг. —Соловецкое восстание
1670 — 1671 гг. - восстание (Крестьянская война) под предводительством СТ. Разина
1676-1682 гг.— царствование Федора Алексеевича
1676 - 1681 гг. — русско-турецкая война
1681 г. — Бахчисарайский мир
1679 (80) г.— податная реформа (введение подворного налогообложения)
1682 г. — отмена местничества
1686 г.- заключение вечного мира с Речью Посполитой (Польшей)
1687 г. —основание Славяно-греко-латинской академии (первого в России высшего учебного заведения)
1689 г. — Нерчинский договор России с Китаем
1.2. Основные термины:
Мелкотоварное ремесло. Мануфактура. Всероссийский рынок. Протекционизм. Тягло, «белые слободы», посад. Сословно-представительная монархия, Земский собор, абсолютизм. Приказы, Приказ Тайных дел. Воевода, разряды. Местничество. «Полки нового строя. Раскольники, старообрядцы. Московское (нарышкинское) барокко. «Узорчатый стиль». Парсуна. Обмирщение культуры.
Основные персоналии.
С. Разин. А.Л. Ордин-Нащокин. Б. Хмельницкий. С. Ушаков. Аввакум. Никон. Ф.М. Ртищев. Ю. Крижанич. С. Полоцкий. С. Дежнев. Е. Хабаров. В. Поярков. В. Атласов.
Основные памятники литературы.
«Сказание» Авраамия Палицына. Повесть о Горе-Злосчастии. Повесть о Ерше Ершовиче. Повесть о Шемякином суде. Калязинская челобитная. «Житие протопопа Аввакума».
Основные памятники архитектуры.
Церковь Троицы в Никитниках, церковь Рождества в Путинках, Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, церковь Воскресения в Кадашах, церковь Николы в Хамовниках, церковь Покрова в Филя, Ростовский кремль, Теремной дворец в Кремле, дворец в Коломенском, палаты Аверкия Кириллова.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ России ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ
I. Сельское хозяйство.
Влияние «Смутного времени» на экономику страны.
События начала XVIIв. привели к громадному разорению и опустошению значительной части страны. Только к концу века удалось частично восстановить страну.
II. Промышленность.
Появление мелкотоварного производства.
Значительно шире, нежели в сельском хозяйстве, новые явления распространились в промышленности. Основной ее формой в XVIIв. оставалось ремесло. Однако характер ремесленного производства изменился. В XVIIв. ремесленники все чаще работают уже не на заказ, но на рынок. Такое ремесло называется мелкотоварным производством. Его распространение было вызвано ростом хозяйственной специализации различных областей страны. Например, Поморье специализировалось на изделиях из дерева, Поволжье — на обработке кож, Псков, Новгород, Смоленск — на льняном полотне. Ранее всего приобрели мелкотоварный характер солеварение (Север) и железоделательное производство (Тульско-Каширский район), так как эти ремесла зависели от наличия сырья и не могли развиваться повсеместно. В XVIIв. наряду с ремесленными мастерскими стали появляться и крупные предприятия. Часть из них строилась на разделении труда и может быть отнесена к мануфактурам. Первая мануфактура появилась в 1631г. под Тулой, построенная выходцем из Голландии А. Виниусом.
III. Рынок и город.
Податная реформа.
Все эти меры принимались во многом из-за постоянных финансовых проблем, которые переживала казна. Постоянные войны, необходимость содержания обширного государственного ставили вопрос и о росте налогов, и изменении налоговой политики. На основании этого в 1680г. правительство провело налоговую реформу, согласно которой налоги взимались не с сохи, условной земельной единицы, а со двора, дома.
IV. Политическое развитие.
Политический строй России претерпел в течение XVIIв. значительные изменения: в стране шло формирование абсолютизма.
Земские Соборы.
а) деятельность Земских Соборов в первой половине XVIIв.
После окончания Смуты на российском престоле оказалась новая династия, нуждавшаяся в укреплении своего авторитета. Именно поэтому в первые десять лет их правления Земские соборы заседали почти непрерывно. Они обсуждали вопросы внешней и внутренней политики, принятия налогов и законов.
б) угасание Земских Соборов во второй половине XVIIв.
Однако по мере укрепления власти и упрочения династии Земские соборы созываются все Земской собор 1653г., решавший вопрос о принятии Украины под власть Москвы, оказался последним. Окрепшее самодержавие больше не нуждалось в поддержке сословно-представительной монархии.
2. Центральное управление:
а) Боярская Дума
Царь правил, опираясь на совещательный орган — Боярскую Думу. Созданный Алексеем Михайловичем Приказ тайных дел вообще не контролировался Боярской Думой, а подчинялся непосредственно царю. Приказ этот исполнял важнейшую функцию — был личной канцелярией царя и фактически контролировал деятельность других приказов.
б) Приказная система
Роль приказов в системе управления XVIIв. возросла. Число приказов увеличилось. В течение всего столетия их известно более 80, а к концу столетия сохранилось более 40.
в) значение роста приказной системы
С развитием приказов растет численность приказных людей. В 1640г. их было менее 900, а концу XVIIв. — более трех тысяч. Таким образом, формировался профессиональный управленческий аппарат — чиновничество.
г) недостатки приказной системы
Приказная система была несовершенна. Функции многих приказов переплетались. Так, областные приказы сами собирали налоги на подведомственной территории, хотя сбор налогов относился к компетенции финансовых приказов. Многие приказы осуществляли суд, хотя судебные функции принадлежали Разбойному приказу. Судопроизводство не было отделено от управления. Множество приказов и неразбериха в их управлении порой не позволяли разобраться в делах, порождая знаменитую «приказную волокиту». И все же рост приказной системы означал развитие управленческого аппарата, служившего прочной опорой царской власти.
Местное управление
а) передача власти на местах воеводам
Изменилась и система местного управления. В XVIIв. назначаемыми представителями центральной власти в уездах стали воеводы. Переход власти на местах в руки назначаемых из центра воевод означал значительное усиление правительственного аппарат и, по существу, завершение централизации страны и еще один шаг в сторону абсолютизма.
б) разряды
Кроме этого, правительство пыталось ввести новую систему административного деления. Во время Смоленской войны пограничные уезды были объединены в крупные военные округа, называемые разрядами; разрядные воеводы являлись высшими военно-гражданскими управителями. Рязанский, Украинский разряды были созданы при Михаиле Федоровиче. Новгородский, Белгородский, Тамбовский, Казанский — при Алексее Михайловиче. Московский, Владимирский, Смоленский — при Федоре Алексеевиче. Сама разбивка на разряды, их границы, — все это вполне позволяет рассматривать эти шаги как прообраз губернской реформы Петра Великого.
Отмена местничества.
Были новшества и в общественном устройстве. В течение XVIIв. возросло экономическое и политическое значение дворянства, которое было ущемлено местничеством. В 1682г. местничество было отменено.
5. Военная реформа: причины, содержание, сущность, значение.
Усиление центральной власти не могло не сказаться на состоянии вооруженных сил России. Правительство приступило к формированию «полков нового строя», состоявших из русских солдат под командой офицеров-иностранцев. Полки эти делились на солдатские (пехотные) и рейтарские (конные). Они отличались лучшим вооружением и подготовкой, став прообразом будущей регулярной армии XVIIIв.
II. Заключение.
Крепостное право оформилось в России период централизации власти и становления абсолютизма. Это важное отличие российского социального развития от западноевропейского. В Европе крепостное право существовало не во всех странах и было более характерно для общества времен феодальной раздробленности. Централизация ограничила там право феодалов распоряжаться крестьянами.
Российское национальное государство связало огромную массу своих подданных, пожертвовав нормальным, естественным развитием одной части общества во имя интересов другой его части. Государство охотно использовало преимущества крепостничества (возможность сбора налогов через феодалов, владельцев крепостных) и плохо играло роль арбитра, стоящего на страже общих, а не узких групповых интересов дворянства, которому потакало, особенно в XVIIIв. Кроме того, закрепление крестьян за феодалами давало последним возможность исполнять обязанность по предоставлению на службу государству дворянского ополчения («служилые по прибору»).
Хозяйственная неэффективность системы крепостного права установилась далеко не сразу. Зато довольно скоро была осознана социальная (угроза крупных социальных конфликтов) и духовная (ухудшение нравственного климата в обществе, связанная с фактическим рабством миллионов крестьян) опасность, сопряженную с сохранением бесперспективности общественных отношений.
II. Смоленская война.
После окончания Смуты и подписания Деулинского перемирия отношения России с Польшей оставались сложными. По условиям перемирия Россия лишилась принадлежавших ей ранее Смоленска и Чернигово-Северских земель. К тому же Владислав не отказался от претензий на русский престол, ссылаясь на заключенный в 1610г. договор с Москвой.
В 1632г. истекало перемирие, тогда же умер польский король Сигизмунд III. Русское правительство решило воспользоваться неизбежным ослаблением Польши в связи с выборами нового короля и вернуть утраченные земли. Так началась Смоленская война. Русские войска под командованием воеводы Шеина овладели рядом западнорусских городов и осадили Смоленск. Однако вскоре они сами оказались осажденными армией нового польского короля Владислава и вынуждены были капитулировать.
По заключенному в 1634г. Поляновскому миру Польше вернула все захваченные русскими города, но Владислав официально отказался от претензий на русский трон и признал Михаила Федоровича царем и братом, т.е. «равным себе».
IV. Русско-шведская война.
Русское правительство также пыталось добиться выхода к Балтийском морю. В ходе русско-шведской войны 16561658 гг. русские войска овладели рядом городов Прибалтике и осадили Ригу. Но воевать одновременно против Речи Посполитой и Швеции Россия была не в состоянии. Поэтому она была вынуждена вернуть Швеции захваченные города. Страна оставалась отрезанной от морских берегов.
Вывод
Таким образом, мы видим, что в течение XVIIв. Русское государство смогло во многом полностью ликвидировать внешнеполитические итоги Смуты. Однако крайне насущная задача выхода на берега Балтийского моря осталась нерешенной и перешла по наследству Петру I.
Причины и предпосылки.
Крупнейшее народное выступление второй половины XVIIв. произошло на Дону и Волге. В 40-х гг. XVIIв. казачество лишилось выхода в Азовское и Черное моря, так как турки укрепили крепость Азов. Это побудило казаков отправляться за добычей на Волгу и Каспийское море. Грабеж русских и персидских купеческих караванов наносил большой ущерб торговле с Персией и всему хозяйству Нижнего Поволжья. Одновременно с притоком беглых из России росла и враждебность казаков к московским боярам и приказным людям.
Уже в 1666г. отряд казаков под началом атамана Василия Уса вторгся с Верхнего Дона в пределы России и дошел почти до Тулы, громя на своем пути дворянские имения. Лишь угроза встречи с большим правительственным войском заставила Уса повернуть назад. С ним ушли на Дон и многочисленные примкнувшие к нему крепостные. Поход Василия Уса показал, что казачество готово в любой момент выступить против существующих порядков и властей.
В 1667г. отряд в тысячу казаков отправился на Каспийское море в поход «за зипунами», т.е. за добычей. Во главе этого отряда стоял атаман Степан Тимофеевич Разин — выходец из домовитого казачества, волевой, умный и беспощадно жестокий. Отряд Разина на протяжении 1667—1669гг. грабил русские и персидские купеческие караваны, нападал на прибрежные персидские города. С богатой добычей разинцы вернулись в Астрахань, а оттуда — на Дон. Поход «за зипунами» был чисто грабительским. Однако значение его шире. Именно в этом походе сформировалось ядро разинского войска, а щедрая раздача милостыни простому люду принесла атаману неслыханную популярность.
Ход восстания.
Весной 1670г. Разин начал новый поход. На сей раз он решил идти против «бояр-изменников». Без сопротивления был захвачен Царицын, Астрахань. Сопротивлявшиеся воевода и астраханские дворяне были перебиты.
После этого Разин направился вверх по Волге. Основными участниками восстания являлись казаки, крестьяне, холопы, посадские и работные люди. Города Поволжья сдавались без сопротивления. Во всех захваченных городах Разин вводил управление по образцу казачьего круга.
Неудача поджидала Разина лишь под Симбирском, где разинцам было нанесено поражение. Затем его выдали правительству. Разина пытали и летом 1671г. казнили на Болотной площади в Москве вместе с братом Фролом. Участники восстания были подвергнуты жестоким преследованиям и казням.
IV.Раскол.
Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVIв. на Стоглавом соборе был установлен общерусский пантеон святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить, по каким образцам вносить исправления.
Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву («Третий Рим») центром мирового православия, внешнеполитические амбиции Алексея Михайловича требовали сближения с греческим православием. Однако греческое духовенство настаивало на исправлении русских церковных книг и обрядов по греческому образцу.
Автор реформы — патриарх Никон — провел реформу по греческому образцу. Важнейшими обрядовыми изменениями явились: крещение не двумя, а тремя перстами, замена земных поклонов поясными, троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него. По-иному стало писаться имя Христа — «Иисус» вместо «Исус». Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.
Однако церковная реформа, предпринятая для унификации богослужения и укрепления ведущей роли Московской патриархии среди православных церквей, привела к глубочайшему расколу в церкви и обществе, повлиявшему на многие события последующих веков.
Для верующих реформа была серьезным отступлением от традиционного канона. Противники Никона обвиняли его во введении «латинства», ведь греческая церковь со времен Флорентийской унии 1439г. считалась в России «испорченной». Тем более что греческие богослужебные книги печатались не в турецком Константинополе, а в католической Венеции. Противники Никона — старообрядцы — отказались признавать проведенные им реформы.
Наиболее видным сторонником раскола был протопоп Аввакум, талантливый публицист и проповедник. Бывший придворный священник пережил тяжелую ссылку, страдания, смерть детей, но не отказался от фанатического противостояния «никонианству» и его защитнику — царю.
На церковных соборах 1654 и 1656 годов они были обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы. Начались жестокие преследования раскольников. Они скрывались в труднодоступных лесах Севера, Заволжья, Урала, где создавали скиты — общежития и продолжали молиться по-старому. Нередко в случае приближения царских карательных отрядов они устраивали «гарь» — самосожжение. Не приняли реформ Никона монахи Соловецкого монастыря. Вплоть до 1676г. мятежный монастырь выдерживал осаду царских войск. Восставшие, считая, что Алексей Михайлович стал слугой Антихриста, отказались от традиционной для православия молитвы за царя.
Среди старообрядцев были и представители господствующих слоев, например, боярыня Морозова и княгиня Урусова. Однако это единичные примеры. Основную же массу раскольников составляли крестьяне и посадские люди.
Русская культура XVII в.
II. Материальная культура.
Быт русских людей в XVIIв. менялся постепенно. И хотя питание, и одежда оставались традиционными, происходили изменения. Появлялись заморские напитки и кушанья, в конце XVIIв. многие модники предпочитали иностранное платье.
Богатые дома все чаще строились из камня. Помещения украшались зеркалами и картинами, часто на светские темы. Более разнообразной стала мебель.
Продолжалось развитие ремесла. В связи с распространением мелкотоварного производства ремесленные изделия стали более разнообразными, например, научились производить стекло.
IV. Образование и письменность.
Рост ремесла, торговли, увеличение государственного аппарата вызвали более широкое распространение грамотности в среде городского населения. Считается, что среди посадских людей 40—50% были грамотными.
Еще в 40-х годах XVIIв. боярин Ф.М. Ртищев пригласил из Киева ученых монахов и устроил школу для молодых дворян в Андреевском монастыре (в Москве), где он и сам обучался греческому и латинскому языкам, риторике и философии. В роли распространителя просвещения выступали как государство, так и церковь.
В 1687г. была открыта Славяно-греко-латинская академия,созданная по инициативеС. Полоцкого Сильвестра Медведева. Здесь преподавались как светские, так и духовные дисциплины: грамматика, риторика, богословие и др. Преподавание велось на греческом и латинском языках, что и дало ей название. В качесте преподавателей выступали греческие монахи, например братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Академия готовила кадры для правительственных и церковных учреждений.
С 1621г. в Посольском приказе для царя и его окружения оставлялись «Куранты» — нечто вроде рукописной газеты, сводки новостей о событиях в других странах.
Постепенно накапливались знания. Например, в области географии. В 1648г. во время экспедиции С. Дежнева был открыт пролив между Азией и Северной Америкой. В 1649г. Е. Хабаров открыл земли по Амуру. В. Поярков исследовал земли среднее и нижнее течение Амура, первым совершил плавание вдоль юго-западных берегов Охотского моря. В. Атласов исследовал полуостров Камчатка.
V. Литература. Театр.
В литературе XVIIв. черты обмирщения особенно заметны. Появились принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. В сатирических повестях о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде обличался неправедный и корыстный суд.В «Калязинской челобитной» и ряде других произведений высмеивались распутные нравы духовенства.
В «Повести о Горе-Злочастии» молодой человек, отвергший традиции патриархальной родительской семьи, терпит бедствия и в конце концов уходит в монастырь. Характерно, что, раньше такой конец литературного произведения воспринимался положительно, теперь же отрицательно.
Новым в литературе стало появление стихосложения. Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого.
Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию протопопа Аввакума». Аввакум выступил не только как страстный публицист и обличитель церковных и светских властей, но и как реформатор литературного языка, смело вводя в письменную речь просторечие.
Развитие связей с западными странами побудило царя и его приближенных организовать придворный театр в Москве, затем впервые появился балет. Но после смерти Алексея Михайловича театр был упразднен.
VI. Архитектура.
Зодчество принадлежит к той сфере, культуры, где, как и в литературе, на протяжении XVIIв. произошли наиболее существенные изменения. В архитектуре обмирщение прежде всего выразилось в масштабном светском строительстве.
В это время сложились новые архитектурные стили. В 80-х гг. XVIIв. сложился своеобразный «узорчатый» стиль. Его образцами являются московские церкви Воскресения в Кадашах и Николы в Хамовниках. В конце XVIIв. появился новый архитектурный стиль — нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты — живописность, строгая симметричность всего сооружения, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Характерный образец этого стиля — церковь Покрова в Филях, построенная в 1693—1694гг. в усадьбе Нарышкиных и отличающаяся необыкновенным изяществом и безукоризненными пропорциями. Внутреннее убранство церкви отличается пышностью богатством: многоярусный иконостас, ложа для владельца церкви, резные обрамления ярок и пр.
Наряду с культовыми постройками из кирпича и камня стали возводиться жилые дома и гражданские здания. Среди светских построек видное место занимал деревянный загородный царский дворец в Коломенском(1667—1678гг.), состоявший из множества хором, переходов, галерей и башенок, покрытый сверху позолоченной резьбой. Нарядный, «пряничный» вид имел кирпичный Теремной дворец Московского Кремля (30-е гг. XVIIв.).
Жилые каменные дома стали строиться в два и три этажа. Они живо напоминали деревянные хоромы: переходы, сложный силуэт, живописные крыльца. Примером таких построек являются палаты Аверкия Кириллова в Москве. К концу века жилые постройки стали больше походить на европейские городские дома и дворцы знати.
Русская культура XVIIв.
Дайте определения следующим терминам:
обмирщение культуры_____________________________________________________
________________________________________________________________________
Нарышкинское барокко____________________________________________________
парсуна_________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Какова важнейшая идея «Сказания» Авраамия Палицына?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Какие идеи были характерны для общественно-политических взглядов Симеона Полоцкого?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Что нового в русскую общественно-политическую мысль привнес Юрий Крижанич?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Назовите основные учебные заведения того времени.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Какие новые жанры появились в русской литературе XVIIв.? Назовите произведения, воплощавшие эти жанры.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Чем отличается «Житие» протопопа Аввакума от традиционных произведений русской литературы? В чем новизна «Жития» Аввакума для русской литературы?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Как развивается русская архитектура в XVIIв.? Назовите основные памятники зодчества того времени.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Какие новые черты появились в русском изобразительном искусстве XVIIв.? Назовите наиболее известные произведения.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
В чем заключалось «обмирщение» русской культуры? Проследите этот процесс в каждой из сфер культуры.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Тема № 6
Россия в XVII в.
Ключевые даты и события
1613-1645 гг.- царствование Михаила Федоровича Романова
1632-1634 гг.- Смоленская война (Поляновский мир в 1634 г.)
1637-1642 гг. — «азовское сидение казаков»
1645-1676 гг.- царствование Алексея Михайловича
1649 г.— Земский собор, принятие «Соборного уложения»
1650-егг. — проведение церковной реформы патриархом Никоном
1653 г. —последний Земский Собор (вопрос о воссоединении Украины с Россией)
1653 г.— Торговый устав
1654 г.—Переяславская рада, воссоединение Украины к России
1656-1658 гг. —русско-шведская война (1661 г. — Кардисский мир)
1666 г.— поход атамана Василия Уса
1667 г.— принятие Новоторгового устава
1667 г. — Андрусовское переемирие
1648 г. — Соляной бунт
1662 г. — Медный бунт
1667 - 1676 гг. —Соловецкое восстание
1670 — 1671 гг. - восстание (Крестьянская война) под предводительством СТ. Разина
1676-1682 гг.— царствование Федора Алексеевича
1676 - 1681 гг. — русско-турецкая война
1681 г. — Бахчисарайский мир
1679 (80) г.— податная реформа (введение подворного налогообложения)
1682 г. — отмена местничества
1686 г.- заключение вечного мира с Речью Посполитой (Польшей)
1687 г. —основание Славяно-греко-латинской академии (первого в России высшего учебного заведения)
1689 г. — Нерчинский договор России с Китаем
1.2. Основные термины:
Мелкотоварное ремесло. Мануфактура. Всероссийский рынок. Протекционизм. Тягло, «белые слободы», посад. Сословно-представительная монархия, Земский собор, абсолютизм. Приказы, Приказ Тайных дел. Воевода, разряды. Местничество. «Полки нового строя. Раскольники, старообрядцы. Московское (нарышкинское) барокко. «Узорчатый стиль». Парсуна. Обмирщение культуры.
Основные персоналии.
С. Разин. А.Л. Ордин-Нащокин. Б. Хмельницкий. С. Ушаков. Аввакум. Никон. Ф.М. Ртищев. Ю. Крижанич. С. Полоцкий. С. Дежнев. Е. Хабаров. В. Поярков. В. Атласов.
Основные памятники литературы.
«Сказание» Авраамия Палицына. Повесть о Горе-Злосчастии. Повесть о Ерше Ершовиче. Повесть о Шемякином суде. Калязинская челобитная. «Житие протопопа Аввакума».