Влияние процесса глобализации на международные отношения
Современное политическое состояние международной среды определяется процессами глобализации. Хотя у иследователей нет единого определения этого явления и однозначной оценки его последствий, в литературе доминирует представление о глобализации как о распространении экономических, политических и культурных процессов за пределы государств и формировании на этой основе новой целостности мирового пространства.
Глобализация определяется несколькими факторами:
процессами интернационализации экономической жизни: свободным перемещением капиталов, товаров, взаимодействием национальных экономик в хозяйственной деятельности. Основными проводниками этого процесса являются ТНК, международные банки и другие финансовые организации;
экологическими проблемами, которые вышли за государственные границы. В то же время истощение природных ресурсов и экосистем породило новый феномен «экологических беженцев» и сделало вполне возможным столкновение между государствами и народами за источники пресной воды, энергетические и другие ресурсы. Решение этих проблем требует координации усилий мирового сообщества;
проблемами безопасности перед угрозой ядерной войны, международного терроризма и преступности;
революцией в средствах коммуникаций: созданием всемирной сети телевидения, Интернета, доступностью воздушного транспорта для широких слоев населения, развитием туризма, информационно-культурных обменов. Новые средства коммуникации сделали государственные границы прозрачными. Например, СМИ сформировали общее информационное пространство и сделали достоянием мировой общественности события в любом регионе мира. Тем самым возникает возможность привлечь к «суду» общественного мнения любую «провинившуюся» страну или политического лидера.
Последствия глоболизации весьма противоречивы. Остановимся на некоторых из них.
1. Противоречие между универсализацией (гомогенизацией) общественной жизни и стремлением народов сохранить свою самобытность. Утверждение единых рыночных моделей, демократических институтов и ценностей распространяется на культуру и стиль жизни. Люди потребляют одни и те же товары и информацию. Например, известно, что три четверти фильмов, которые смотрят в разных странах мира в кинотеатрах и на видеокассетах – американского производства. Символом гомогенизации культуры стал «Макдональдс», имеющий филиалы более, чем в 100 странах. Не все согласны с подобной культурной экспансией Запада. Поэтому многие народы, в целом приняв рыночную модель, пытаются сохранить свою самобытность и культурную идентичность, прибегая для этого к мобилизации этнического самосознания и защитному национализму.
2. Геоэкономическое размежевание мира: углубление разрыва по технико-экономическим показателям и уровню жизни стран Севера (развитые страны) и Юга (страны «периферии»). О поляризации мирового сообщества говорят следующие цифры: в середине 90-х гг. 80% мирового ВВП присваивалось 24 странами, в которых проживало 14,5% населения. Если многие страны Запада ориентируются на доход в 30 000 долларов в год на душу населения, то в другой части мира этот доход не превышает 950 долларов. Разделяющее мир неравенство обнаруживается и в продолжительности жизни и в сфере образования, например, 78% населения Эфиопии, Танзании, Бангладеш, Конго неграмотны или полуграмотны. Для ряда исследователей и политиков развивающихся стран подобная маргинализация «периферии» мировой системы есть непосредственное последствие глобализации. С их стороны звучат протесты против подобной модели международных экономических связей и предсказания конфликта между «бедным» Югом и «богатым» Севером. Хотя с такой радикальной оценкой глобализации согласны далеко не все, следует признать, что подобная экономическая поляризация чревата международной нестабильностью и возможными взрывами национализма.
3. Составной частью глобализации является миграция, которая имеет противоречивые последствия как для «принимающих», так и для «отдающих» стран. Западный капитал бывает заинтересован в притоке двух групп иммигрантов: высокопрофессиональных специалистов и низкоквалифицированной дешевой рабочей силы. «Отдающие» страны таким образом решают проблему снижения безработицы, но в тоже время их экономика и наука страдают от «утечки умов». Но и «принимающие» страны сталкиваются с целым рядом проблем. Миграционные процессы трансформируют социальную структуру этих обществ, создавая новые этнические общины, порождают новые дискуссии о гражданских правах этнических меньшинств и о культурной идентичности народа. В некоторых странах серьезной проблемой стал рост антимиграционных выступлений, подчас носящих расистскую окраску, обострение противоречий между разными этническими диаспорами. Это заставляет правительства многих стран ужесточать иммиграционный контроль, что противоречит логике глобализации, которая предусматривает не только свободное перемещение капиталов и товаров, но и рабочей силы.
4. Усиление взаимозависимости в мире идет параллельно с процессами регионализации международного пространства и дезинтеграции отдельных территорий. Процессы региональной хозяйственной и политической интеграции наблюдаются не только в Европе, но и в Латинской и Северной Америке (Андское соглашение, Североамериканская зона свободной торговли – MERCOSUR), в Азии и Африке. В то же время наблюдается фрагментация ряда регионов мира: постсоветского пространства, Югославии и др. По мнению С. Хантингтона, дезинтеграция современного мирового пространства осуществляется не столько по экономическим, сколько по цивилизационным границам. Речь идет о выделении разных культурных суперрегионов (исламского, христианского и др.), между которыми, согласно позиции ученого, и наблюдаются главные конфликты современности.
5. Усиление неконтролируемых процессов в международной сфере, что связано с фрагментацией мира, ростом религиозного фундаментализма и национализма, распространением оружия массового уничтожения и обычных вооружений, формированием центров международного терроризма и организованной преступности. Эти процессы стали своеобразной «изнанкой» глобализации. С одной стороны, распад СССР и социалистического лагеря привел к окончанию мирового конфликта между Западом и Востоком. Но с другой – на смену этому конфликту пришли малые гражданские и локальные войны. Так, после окончания «холодной войны» разразилось более 40 новых войн. Это говорит о том, что современный мир стал более непредсказуем. Не лишено основания утверждение, что двухполюсное деление мира на два лагеря и угроза конфронтации сверхдержав – США и СССР – в прошлом выступали сдерживающим фактором для локальных конфликтов, а сама относительная мировая стабильность способствовала экономическому подъему ряда стран Азии и Латинской Америки, которые сегодня оказывают влияние на глобальную динамику. Другое негативное последствие для международной безопасности имеет снижение роли ООН в регулировании конфликтов (неудачи операций в Сомали и Руанде, Югославии), а также обозначившаяся с 1999 г. тенденция использования военной силы НАТО без санкций Совета Безопасности ООН.
6. Одним из последствий современных глобальных перемен стало формирование асимметричной многополярности. Это своего рода переходный этап от однополярной модели с доминированием США к новому перераспределению власти и возможному формированию новых центров силы и стратегических союзов, призванных сдерживать эту державу. К традиционному соперничеству в треугольнике США – Западная Европа – Япония присоединяется соперничество с Китаем, Индией и Россией, пытающимися утвердить свое влияние в определенных регионах.