Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг.

В1919 г. по инициативе большевиков был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн, III Интернационал) — объединение коммунистических партий ряда стран для реализации идеи мировой социалистической революции. Но мировая революция оставалась несбыточной мечтой. Необходимо было искать компромиссы и устанавливать диалог с капиталистическими странами, так как в период Гражданской войны Советское государство оказалось в экономической и дипломатической изоляции. После окончания Гражданской войны советское руково­дство выдвинуло идею о мирном сосуществовании государств с различным общественным строем. Не означая отказа от мировой революции, эта идея признавала важность и необходимость нор­мальных межгосударственных и торгово-экономических отно­шений с капиталистическими странами. Таким образом, советской внешней политике было изначально присущи два принципа: пролетарского интернационализма (организация мирового коммунистического движения, помощь национально-освободительным силам в Азии, Африке, Латинской Америке) и мирного сосуществования государств с разным социально-экономическим строем.

Раньше всего Советскому государству удалось нормализовать отношения с сопредельными странами на западе и востоке: в 1920 г. были подписаны договоры Советской России с Эстони­ей, Литвой, Латвией и Финляндией, гарантировавшие невмеша­тельство во внутренние дела друг друга; в 1921 г. — мирный до­говор с Польшей (см. тему «Гражданская война»); в 1921 г. — равноправные дружественные договоры с Ираном, Афганиста­ном, Турцией и Монголией, аннулировавшие прежние, неравно­правные соглашения царской России, навязанные этим странам силой. Все эти соглашения означали постепенное преодоление дипломатиче­ской изоляции Советского государства.

В 1921 г. был совершен прорыв в экономической изоляции Советской России установлением ее торговых отношений с Анг­лией, Германией, Австрией, Италией и Норвегией.

В апреле — мае 1922 г. советская делегация во главе с нарко­мом иностранных дел Г.В. Чичериным приняла участие в меж­дународной конференции в Генуе. В ходе ее работы западные державы пытались склонить советскую сторону к признанию всех внешних долгов царского и Временного правительств и воз­мещению ущерба, нанесенного иностранным предпринимателям в России за годы революции и Гражданской войны. Советская де­легация готова была частично признать долги, но, в свою оче­редь, выдвинула требование к западным странам о возмещении собственных потерь от иностранной военной интервенции. Кон­ференция так и не пришла к единому мнению по данному вопро­су. Тогда советская делегация подписала в Рапалло, близ Генуи, 16 апреля 1922 г. мирный договор с Германией на основе уста­новления дипломатических отношений и взаимного отказа от возмещения военного ущерба. Так была прорвана дипломатическая изоляция Советского государства. Впоследствии договор был допол­нен секретными соглашениями о советско-германском военном сотрудничестве, позволившими Германии в обход Версальского мира иметь на территории СССР полигоны для развития авиа­ции, танковых и химических войск.

В 1923 г. международное положение СССР осложнилось. В мае 1923 г. британское правительство выдвинуло ультиматум советскому правительству (ультиматум министра иностранных дел Великобритании Керзона). Англия требовала отозвать совет­ских представителей из Ирана и Афганистана, отпустить аресто­ванных в СССР английских агентов и задержанные рыболовные суда. Советское правительство не желало дальнейшего обостре­ния ситуации и некоторые требования (об агентах и рыболовных судах) выполнило.

В 1924—1925 гг. произошло дипломатическое признание СССР многими западными государствами. С Советским Союзом установили дипломатические отношения более 20 стран, в частности Англия, Франция, Швеция, Австрия, Мексика, Китай, Япония. Это явление вошло в историю под названием «полоса признания». Из крупных государств только США не хотели призна­вать СССР.

В 1927 г. вновь обострились отношения между СССР и Вели­кобританией. Это обострение привело к разрыву между ними ди­пломатических отношений, которые были восстановлены в 1929г.

Стремление разжечь мировую революцию через страны Востока привело к усилению советского вмешательства в дела Китая. В результате во второй половине 1920-х гг. неоднократно вспыхивали совет­ско-китайские приграничные конфликты. Самым крупным был конфликт на КВЖД (Китай­ско-Восточной железной дороге), который был в 1929 г.

Советское руководство в 1920-е гг. рассматривало СССР как осажденную крепость, которую необходимо отстоять во враждеб­ном капиталистическом окружении любыми средствами, иак­тивно использовало Коминтерн для проведения своей внешнепо­литической линии через коммунистические зарубежные партии.

Усиление противоборства в советском руководстве и уста­новление режима личной власти Сталина.

Вапреле 1922 г. в РКП(б) вводится должность генерального секретаря. С согласия Ленина на эту должность ЦК избирает И.В. Сталина, который начинает формировать партийный аппарат из лично ему предан­ных лиц для усиления собственных позиций в руководстве. Основным соперником Сталина в борьбе за власть был Л.Д. Троцкий. С конца 1922 г. Ленин из-за болезни не мог активно влиять на разработку и проведение партийной политики. Он диктует ряд писем и статей, часть которых тогда же была опубликована («О нашей революции», «О кооперации», «Странички из дневника» и др.). Особенно важное «Письмо к съезду» (декабрь 1922 г. — январь 1923 г.) Ленин посчитал необходимым засекретить до своей смерти, а затем через Н.К. Крупскую передать очередному съезду партии. В этом письме Ленин предостерегал большевиков от возможного раскола и давал сжатые характеристики шестерым, по его мнению, главным большевистским деятелям: И.В. Сталину, Л.Д. Троцкому, Г.Е. Зиновьеву, Л.Б. Каменеву, Н.И. Бухарину и Г.Л. Пятакову. Опасность раскола, считал Ленин, заключалась во взаимоотношениях Сталина и Троцкого. Охарактеризовав Сталина как грубого, капризного, нетерпимого к критике человека, Ленин предлагал заменить его на посту генерального секретаря. Впрочем, у каждого из названных выше Политиков Ленин нашел изъяны и недостатки.

Узнав из надежных источников содержание ленинского письма, Сталин повел борьбу с Троцким, опираясь в политбюро на Зиновьева и Каменева. Эта борьба началась в 1923 г. и усилилась после смерти Ленина 21 января 1924 г. Троцкий обвинял партию в бюрократизме, в отходе от идеалов революции. В результате Троцкий был снят в 1924 г. с ключевых постов народного комиссара по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета республики, утратив контроль над армией. Поражение Троцкого сделало Зиновьева и Сталина главными претендентами на власть в партии и стране. Для взглядов группы Зиновьева-Каменева было характерно неприятие нэпа, стремление к форсированной индустриализации методами эпохи «военного коммунизма». Их союз получил название «новая оппозиция». Стремясь подорвать влияние Зиновьева и Каменева, Сталин сблизился с Н.И. Бухариным и его сторонниками, поддержал идею построения социализма через развитие нэпа. На XIV съезде ВКП (б) в декабре 1925 г. «новая оппозиция» потерпела сокрушительное поражение.

После XIV съезда, резко усилившего позиции Сталина, ранее враждовавшие группировки Троцкого и Зиновьева сблизились, составив «объединенную оппозицию». В апреле 1926г.«объединенная оппозиция»выступила на Пленуме ЦК под лозунгом сверхиндустриализации, но потерпела поражение. Сталинская группа окончательно заняла господствующие позиции в руководящих партийных органах.

В 1928г. Каменев и Зиновьев выступили с покаянием и были вновь приняты в партию, Троцкий и его сторонники отправлены в Алма-Ату, а в 1929г. высланы за границу. Легальная левая оппозиция в ВКП (б) была уничтожена. В 1940 г. убит в Мексике советским агентом по заданию Сталина. В разгроме троцкистско-зиновьевского блока Сталин опирался в политбюро прежде всего на Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова и М. П. Томского.

В 1928—1929 гг. начался последний этап борьбы Сталина за установление единоличной власти. На этом отрезке времени его главными противниками оказались уже бывшие союзники — Бухарин, Рыков и Томский. Они выступили с идеей строительства социалистического общества через развитие нэпа, небыстрое и добровольное объединение крестьян в колхозы, а самое главное они отвергали идею создания мощной промышленной базы в СССР за счет крестьянства. Сталин обвинил их в «правом, или кулацком, уклоне» К 1930 г. Бухарин и его сторонники потерпели поражение В борьбе с ними Сталин опирался в политбюро на В. М. Молотова, Л. М. Кагановича и др.. Лидеры «правого уклона» были выведены из высших партийных органов, лишены государственных должностей. Рыков был снят с поста Председателя СНК СССР, его сменил В.М. Молотов.

Итак, к концу 20-х годов Сталину удалось столкнуть с политической арены основных соперников. Поражение оппозиционеров означало прежде всего разгром и оттеснение старой партийной элиты, кто пришел в партию еще до революции. В этой борьбе Сталин опирался на новое поколение, которое пришло в партию после революции и особенно в 20-е годы. Таким образом был сделан еще один шаг по пути утверждения в стране режима личной власти И.В. Сталина.

Реализация и итоги НЭПа.

В период НЭП быстрее всего возрождалось сельское хозяйство, значительно медленнее — промышленность, особенно тяжелая, ряд предприятий которой был убыточен и требовал значительных государственных средств. Надежды на широкое привлечение иностранного капитала в форме предоставления концессий не оправдались. К концу 1925 г. сельское хозяйство приблизилось к уровню довоенного, 1913 г., про­мышленность достигла довоенного уровня в 1926—1927 гг.

Осуществление НЭП сопровождалось кризисами. Первый, произошедший в 1923 г., получил название «кризис сбыта» или «ножницы цен». Из-за слишком высоких цен на промышленные изделия и заниженные государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию крестьяне оказались не в со­стоянии покупать промышленные товары. Склады переполни­лись промышленными изделиями, предназначавшимися для се­ла. Государству для преодоления кризиса пришлось несколько снизить цены на промышленные товары и поднять закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию.

В 1925 г. из-за относительно низкого урожая возникли труд­ности с хлебозаготовками. Кризис был преодолен уменьшением продажи хлеба за рубеж и уменьшением закупок импортного промышленного оборудования.

Зимой 1927—1928 гг. вновь возникли серьезные трудности с заготовкой хлеба. Но теперь кризис был разрешен внеэкономиче­скими методами. Сталин настоял на введении в деревне чрезвы­чайных мер («политика чрезвычайщины») с привлечением к уго­ловному наказанию тех крестьян, которые отказывались сдавать государству хлеб по низким твердым заготовительным ценам.

В конце 1920-х — начале 1930-х гг. НЭП был искусственно свернут Сталиным и его окружением, взявшими курс на форси­рованную индустриализацию и столь же форсированную насиль­ственную коллективизацию.

Таким образом, НЭП продемонстрировал попытку использо­вания рыночных мер в экономике, главным образом в сельском хозяйстве, в мелкой промышленности и розничной торговле, при сохранении Советским государством «командных высот» в политике, идеологии, крупной промышленности, на железнодо­рожном транспорте и во внешней торговле. На основе НЭП был преодолен системный социально-политический и экономиче­ский кризис 1920—1921 гг. и восстановлена экономика. Но для намеченного в конце 1920-х гг. экономического рывка НЭП ока­зался неприемлемым, поскольку этот рывок осуществлялся не экономическими, а административно-командными методами с широким применением насилия.


Наши рекомендации