Внешняя политика независимой Словакии
Выход Словацкой Республики на мировую сцену в качестве самостоятельного субъекта международных отношений потребовал от ее руководителей активных усилий по ряду направлений деятельности. Первоочередной и наиболее простой задачей стало ее признание мировым сообществом. Уже в январе 1993 г. Словакия без голосования была принята в члены ООН, а к концу 1994 г. ее признали 122 государства. Во-вторых, следовало определиться с иерархией внешнеполитических целей. Достаточно быстро наметились европейский и трансатлантический векторы в качестве приоритетных направлений внешней политики Словакии. СР заключила соглашение об ассоциации с ЕС и после его ратификации в 1994 г. премьер-министр В. Мечиар подал официальное заявление о приеме Словацкой Республики в члены Европейского союза. В 1995 г. Словакия заявила о своем намерении вступить в НАТО. Однако развитие отношений на этих направлениях сталкивалось с определенными сложностями. Для того, чтобы реально претендовать на вступление в ЕС и НАТО странам-кандидатам следовало выполнить ряд условий, требовавших достаточно большого времени, провести трудные переговоры в случае положительной реакции двух этих союзов. А Словакии нужны были рынки для ее промышленных и сельскохозяйственных товаров, и как можно скорее. Именно этим можно объяснить поворот Мечиара к установлению всесторонних отношений с Россией. Этот курс находил поддержку и у части словацкой общественности, не очень верившей в возможность выстраивания равноправных и взаимовыгодных отношений с Западом. К тому же западных политиков и СМИ раздражали авторитарные методы, к которым прибегал Мечиар при решении внутриполитических проблем. В 1997 г. Словакия не была включена в число стран-кандидатов на первоочередное вступление в ЕС. Кроме того, на мадридском саммите НАТО Словакию исключили из числа стран, претендующих на вступление в этот военно-политический блок.
Определенные трудности возникли во взаимоотношениях с соседними государствами. Сотрудничеству с Чехией мешали более чем сдержанные отношения между В.Мечиаром и чешским президентом В. Гавелом. Словакия унаследовала сложный комплекс противоречий с венгерской стороной, в том числе связанных со строительством крупнейшей на Дунае гидроэлектростанции Габчиково–Надьмарош. Этот объект, на котором должны были быть установлены реакторы российского производства, вызывал протесты венгерской общественности, помнившей о трагических последствиях аварии на Чернобыльской АЭС. Эти разногласия удалось устранить только в 1995 г., когда был подписан словацко-венгерский договор о дружбе и сотрудничестве.
Приход к власти в 1998 г. при активной пропагандистской и финансовой поддержке Запада правительства широкой коалиции усилил прозападную ориентацию внешней политики Словакии и ускорил процесс ее сближения с ЕС и НАТО. Активные действия в этом направлении получили положительную оценку и привели в 1999 г. к включению Словакии в число стран-участниц первой волны для вступления в ЕС.
Итогом переговорного процесса с Еврокомиссией стало принятие Словакии в 2000 г. в члены ОЭСР, что способствовало оживлению ее отношений с международными валютными учреждениями, усилению притока иностранных капиталов, направлявшихся на реструктуризацию банковской и предпринимательской сфер, приспособление промышленности и сельского хозяйства к требованиям ЕС, на помощь малообеспеченным слоям населения. В том же году Словакия была признана Еврокомиссией страной с рыночной экономикой. Окончательно процесс вхождения в Евросоюз завершился в мае 2004 г.
Не менее успешно реализовалась линия на вступление в НАТО, получившая поддержку блока на Пражском саммите этой трансатлантической организации в ноябре 2002 г.
Второе коалиционное правительство М. Дзуринды, следуя общей стратегии Евросоюза и Североатлантического блока, стало больше внимания уделять политическому и экономическому сотрудничеству с Россией. Это обстоятельство стало немаловажным фактором избрания Братиславы в качестве места советско-американской встречи на высшем уровне в феврале 2005 г. Именно в эти дни президент России В.В. Путин и президент Словакии И. Гашпарович подписали договор об экономическом и культурном сотрудничестве между двумя странами.
В целом, к середине первого десятилетия XXI в. Словакия стала полноправным членом европейских и трансатлантических интеграционных структур, членом ООН, поддерживает добрососедские взаимовыгодные отношения с большинством государств и правительств мира.