Югославия в системе международных отношений 1918-1941 гг.
Еще летом 1918 г. страны Антанты ратовали за сохранение после войны Габсбургской монархии, считая, что это государство будет гарантом стабильности в странах дунайского региона. Массовые революционные выступления, охватившие Австро-Венгрию, заставили политические круги западных союзников Сербии изменить свою позицию. В поддержку создания единого югославского государства выступила Франция, опасавшаяся усиления Италии, которая вынашивала планы получить как можно большую часть Далмации.
После создания Королевства СХС и Парижской мирной конференции с новым государством установил дипломатические отношения целый ряд европейских государств, а также США. Определение государственных границ Королевства СХС произошло в конце 1919-начале 1920 г. на основе Сен-Жерменского, Нейиского, Трианонского и Раппальского договоров с Австрией, Болгарией, Венгрией и Италией. Добрососедские отношения Югославия поддержала с Румынией и Грецией. После разрешения ряда спорных вопросов о границах установились ровные отношения с Австрией. Подчас враждебными можно назвать на тот момент отношения с Албанией, которая стала в 20-е годы центром притяжения интересов Королевства СХС и Италии. Сложными, порой непредсказуемыми, являлись взаимоотношения болгарского и югославского государств. Ровные отношения сменялись периодами напряженности. В 1937 г. был подписан болгаро-югославский договор о “вечной дружбе”. Но весь межвоенный период камнем преткновения в отношениях этих стран была Македония, спор из-за которой тянулся со времен второй балканской войны 1913 г.
Вопрос о спорных территориях в Воеводине омрачал весь межвоенный период югославо-венгерских отношений. Воеводину отличал весьма пестрый состав населения. В ней, кроме сербов, проживало несколько сот тысяч венгров, немцев и румын, не говоря уже о большом числе чехов, словаков, русинов и других нацменьшинств.
Но самыми напряженными в 20-е и 30-е годы были отношения с Италией. Уже в 1918 г. ее военные круги разработали план дезинтеграции югославского государства. Согласно Лондонскому договору 1915 г., Италия захватила ряд территорий на далматинском побережье Адриатики, на которых проживало до 500 тысяч югославян. В 1923 г. Италия захватила портовый город Риеку, который был провозглашен независимой территорией. Вопросы о границах Италии и Югославии были окончательно определены только в 1924 г. договором в Риме.
Итальянские власти поддерживали движение усташей. На ее территории располагались их военные лагеря, из Италии в Марсель прибыла группа усташей, подготовившая убийство короля Александра. Правительственные круги Рима поддерживали черногорских сепаратистов - сторонников бывшего короля Черногории Николая, который бросив свою страну в 1916 г., нашел убежище в Италии. Значительно улучшились итало-югославские отношения при правительстве, возглавляемом М.Стоядиновичем. В марте 1937 г. приезд в Белград министра иностранных дел Италии Чиано стал дипломатической сенсацией, как и заключенный итало-югославский договор о дружбе и нейтралитете. Этот договор в целом давал Югославии ряд выгод: отказ Италии от территориальных претензий, обязательство прекратить помощь усташам А.Павелича, улучшить положение югославян, проживающих в Италии. В свою очередь югославское правительство признавало аннексию Эфиопии и определенные интересы Италии в Албании. С началом второй мировой войны Италия вновь стала вынашивать планы о разделе Югославии, негласно поддерживая руководство ХКП в достижении автономных прав Хорватии.
С 1919 и по начало 30-х годов Франция была главным гарантом неизменности границ югославского государства, определенных договорами 1919 и 1920 гг. Франция выступала покровителем системы договоров, заключенных между Югославией, Румынией и Чехословакией, получивших название Малой Антанты. Все названные страны были заинтересованы, чтобы власть Габсбургов в Венгрии не была восстановлена. (Такая попытка была сделана Карлом Габсбургом в 1921 г.).
Новый югославо-чехословацкий договор 1922 г. предусматривал экономическое, финансовое и военное сотрудничество для защиты общих интересов, и был направлен не только против Венгрии, но и против Италии.
В начале 30-х годов Франция и Англия стали инициаторами создания нового союза стран Балканского полуострова. Так называемый Балканский пакт подписали в феврале 1934 г. в Афинах представители Югославии, Румынии, Греции и Турции. Пакт был направлен против усиления влияния Италии на Балканах.
С середины 30-х годов происходят серьезные изменения во внешне-политической ориентации Югославии. Правительство Стоядиновича провозглашает тезис о нейтралитете Югославии и ее невмешательстве в случае обострения конфликта между Францией и Германией.
Ослабевают связи между странами-членами Малой Антанты. В августе 1938 г. в Югославии состоялась последняя встреча ее представителей. В дни Мюнхенского соглашения правящие круги Югославии и Румынии не оказали никакой поддержки Чехословакии.
Политика так называемого нейтралитета правящих кругов Югославии способствовала по сути значительному усилению немецкого влияния на экономику страны. Германия становится первым партнером во внешней торговле. Своеобразно восприняло правительство М.Стоядиновича аншлюс Австрии, заявив, что это окончательно устраняет опасность воссоздания империи Габсбургов и является внутригерманской проблемой. С аншлюсом Австрии гитлеровская Германия стала государством, непосредственно граничащим с Югославией.
Разгром Франции, оккупация Германией целого ряда европейских стран, присоединение к Тройственному пакту Венгрии и Румынии обусловили присоединение к этому пакту 25 марта 1941 г. и самой Югославии. События же 27 марта 1941 г. сделали неизбежным вторжение фашистских агрессоров в Югославию, страну с обостренными межнациональными отношениями, лишенную реальных союзников и слабую в военном отношении.
Образование, наука и культура Югославии.1918-1941 гг.
Общий уровень культуры и образования в Югославии был значительно ниже среднеевропейского, что было связано с недостаточным развитием ее экономики. Перепись населения 1921 г. свидетельствует, что 51,5% населения в возрасте от 12 лет и выше было неграмотным. Перепись 1931 г. говорит о 44,6% неграмотных. В этом отношении Югославия занимала одно из последних мест в Европе.
Взаимосвязь экономики и культурно-образовательного уровня демонстрируют данные переписи 1921 г. при сравнении отдельных национально-территориальных регионов. Процент неграмотных в возрасте старше 12 лет составлял: в Словении 8,8%, в Воеводине 23,3%, в Хорватии 32,2%, в Далмации 49,5%, в Сербии 65,4%, в Черногории 67%, в Боснии и Герцеговине 80,5%, в Македонии 83,8%.
В межвоенный период в области народного образования был достигнут некоторый прогресс. Строились школы, открывались гимназии, новые факультеты в университетах. Этот прогресс подтверждают следующие статистические данные. В 1919 г. в Югославии насчитывалось 5600 начальных школ, а в 1939 г. - 9300. В 174 гимназиях в 1926/27 учебном году проходило обучение 90 тысяч человек; к 1939 г. число гимназий возросло до 205 и в них училось 168 тысяч учащихся. Однако ежегодно 230 тысяч деревенских детей оставались дома по причине отсутствия школ. Относительно медленно росло количество учителей. Рядовой в жандармерии или полиции получал намного больше, чем учитель. Общие расходы на просвещение не превышали 1% госбюджета. Особенно медленно улучшалось положение народного образования в Македонии, Боснии и Герцеговине.
Высшее образование можно было получить в одном из трех университетов - Белградском, Загребском или Люблянским. Крупнейшими были университеты Белграда и Загреба. Они имели философский, медицинский, юридический, физико-математический, агрономический, лесной, богословский и другие факультеты. За межвоенный период число студентов выросло с 2 тысяч человек до 20 тысяч. Свыше 1/3 студентов всех югославских университетов учились на юридических факультетах, поскольку государство нуждалось в административных кадрах. Кроме того, юридический факультет Белградского университета был привлекателен для детей крестьян, сумевших закончить гимназии. Посещение лекций на факультете было необязательным. Купив конспекты лекций, такие студенты уезжали домой и приезжали на факультет только для сдачи экзаменов.
Значительное развитие получила печать. К 1929 г. выходило более 200 газет, которые, как правило, являлись органами печати различных партий и объединений. Одной из популярнейших газет была белградская “Политика”. Эта внепартийная газета была новатором не только в технико-полиграфическом плане, но и в оригинальном стиле изложения событий, происходивших в стране и за рубежом. Успеху газеты во многом способствовал ее издатель - талантливый журналист и редактор В.Рибникар. Тираж газеты для того времени был внушительным - 170 тысяч экземпляров. В Загребе наиболее популярны были “Утренняя газета” и “Новости”, а в Любляне “Словенец” и “Утро”. Газеты коммунистов “Борба”, “Пролетарий” и другие выходили нелегально, а отсюда и нерегулярно.
Новой чертой в развитии естественных и технических наук в югославии было расширение материальной базы научных исследований и увеличение числа научных работников. Научная деятельность сосредотачивалась в основном в университетах. В межвоенный период югославским ученым сопутствовал успех в ряде отраслей наук, особенно в геологии, математике и ботанике. Некоторые югославские ученые снискали европейскую и мировую извстность.
Йован Цвиич (1865-1927) еще в 1910 г. основал при Белградском университете Географическое общество и был его бессменным президентом. С 1921 по 1927 г. Цвиич возглавлял Сербскую академию наук, избирался членом-корреспондентом и почетным академиком Академии наук СССР, Чешской академии наук, был членом многих зарубежных научных обществ. Весьма широк спектр его научных изысканий: география, этнография, социальная психология, сравнительная психология народов Балканского полуострова.
В Америке продолжал работать выдающийся югославский ученый Никола Тесла (1856-1943). В 30-е годы он начал исследования, связанные с расщеплением атомного ядра.
Александр Белич (1876-1960) - выдающийся югославский языковед и лингвист. Многие годы до войны и после нее он был президентом Сербской академии наук, почетным членом многих зарубежных обществ, почетным доктором Московского государственного университета.
По сравнению с довоенным периодом улучшились в целом условия для развития исторической науки. Наряду с академическими и университетскими центрами, где изучение истории являлось традиционным, в 1927 г. было создано Югославское историческое общество. Три автономных отделения общества находились в Белграде, Загребе и Любляне. Кроме того, были образованы Научное общество в Скопле и Историческое общество в Цетинье. Создание новых научных центров значительно расширило возможности исторических исследований.
Рост числа научных изданий и монографических работ свидетельствовал об оживлении в области исторических исследований. Однако на фоне этого оживления стали заметнее присущие ей недостатки. Отдельные научные центры работали изолированно друг от друга. Исследования посвящались в основном узким вопросам и частным проблемам. Характерно, что за весь межвоенный период появился только один обобщающий труд по истории Югославии, охватывающий период вплоть до 1929 г. Это была “История Югославии”, автором которой являлся профессор Белградского университета академик Владимир Чорович.
Значительным событием в культурной жизни страны было издание в 1925-1929 гг. 4-томной “Сербо-хорвато-словенской энциклопедии” под редакцией Станое Станоевича. Авторы из многих национальных регионов поместили в ней статьи по истории югославянских народов, о политических партиях и об ученых-историках.
Пожалуй, самым плодовитым сербским историком в межвоенный период был академик Слободан Йованович. В трудах Йовановича, написанных в основном в 20-30-е годы, получила систематическое и подробное освещение политическая история Сербии XIX-XX веков. В них собран огромный фактический материал. Его работы отличались прекрасным стилем изложения. Наряду с научной работой, он занимался и политической деятельностью. Он был убежденным сторонником сербских радикалов, высоко оценивал роль Н.Пашича как одного из главных создателей югославского государства. С.Йованович был последним премьер-министром югославского эмигрантского правительства в Лондоне.
В межвоенный период вышли крупные работы ведущего хорватского историка Фердо Шишича. В основном он специализировался на изучении раннего средневековья. Он также издал сборник об образовании Королевства сербов, хорватов и словенцев.
Значительный вклад в изучение истории Словении внес Милко Кос - профессор Люблянского университета. Основной работой этого талантливого историка была “История словенцев от поселения до реформации”.
На межвоенный период приходится расцвет творчества ряда югославских писателей, получивших мировое признание. К ним, бесспорно, относятся такие мастера слова, как Бранислав Нушич, Иво Андрич, Милош Црнянский, Мирослав Крлежа.
Писатель-драматург Б.Нушич своими комедиями восполнил то, что не смогли сделать историки и социологи, ярко описав богатого, ограниченного и кичливого крестьянина, который, переехав жить в город, нелепо пытается подражать поведению так называемого высшего света, забывая при этом, где он сам вырос, и с высокомерием относясь к своим односельчанам. Его пьесы “Госпожа министерша”, “Доктор”, “Мистер Доллар” обошли многие театры мира.
Будущий лауреат Нобелевской премии, посол в конце 30-х годов в Германии, Иво Андрич, именно в межвоенный период создал свои знаменитые романы “Мост на Дрине”, “Травницкая хроника”. Ему удалось, как никому другому воссоздать историко-психологическую атмосферу жизни Боснии и Герцеговины, где неповторимо переплетается влияние мусульманского Востока с робко проникающими обычаями Западной Европы.
В этот же период начинается творчество Милоша Црнянского. Следует сказать, что наиболее знаменитые его произведения были написаны после войны, в эмиграции. Являясь сотрудником югославского королевского посольства в Лондоне до войны, он после ее окончания стал политическим эмигрантом. Большую известность получили его произведения “Дневник о Чарноевиче”, “Переселения”, “Роман о Лондоне”.
Мирослава Крлежу многие знатоки его творчества считают самым оригинальным хорватским писателем межвоенной Югославии. Он сумел проявить себя во многих жанрах. Большую известность получили драмы “Господа Глембаи”, “Голгофа”, “Леда” и другие. М.Крлежа считался лучшим драматургом Хорватии 20-30-х годов. Как талантливый прозаик и публицист он проявил себя в романе “На грани рассудка”. Ряд полемических статей вышли в журналах “Литературная республика”, “Сегодня”, “Печать”.
Одной из характерных черт изобразительного искусства межвоенной Югославии является углубление индивидуального, субъективного начала в искусстве. Хотя еще и продолжалась связь с западным, особенно с французским искусством, югославские художники из богатого арсенала художественных средств современного искусства выбирают то, что отвечает их запросам. В живописи югославских художников экспрессионизм не пустил прочных корней.
Наиболее ярким и оригинальным явлением в живописи того времени занимает группа художников - так называемых примитивистов. Главная тема их произведений - жанровые сценки из сельской жизни. В 1929 г. художники этого направления создают объединение “Земля”. Его возглавил К.Хегедушич. В группу вошли такие самобытные художники-самоучки как Ф.Мраза, И.Генералич и другие. Их манера в чем-то сродни творчеству грузинского художника Н.Пиросманишвили.
Мировую известность получили произведения югославского скульптора Ивана Мештровича, последователя О.Родена и стиля модерн или сецессиона. Он автор монумента “Победитель”, который стал символом Белграда, а также памятника “Неизвестному солдату” на горе Авала, недалеко от югославской столицы.
Другим великаном югославской скульптуры был Антун Августинчич. Он автор многочисленных памятников, воздвигнутых не только в югославии, но и за рубежом: памятника “Силезским повстанцам” в Польше, “Памятника шахтеру” в Швейцарии и многих других.
Архитектура и градостроительство непосредственно связаны с положением в экономике, уровнем промышленности и строительной техники. Приток зарубежных инвестиций расширил сферу деятельности югославских зодчих. В различных регионах Югославии строятся промышленные предприятия бумажной, текстильной, кожевенной промышленности, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Развивается строительная промышленность.
Наблюдался некоторый подъем и в архитектуре жилых и общественных зданий. В Сербии, Хорватии и Словении сложились свои архитектурные центры. На архитектурных отделениях Белградского, Загребского и Люблянского университетов сосредоточились наиболее известные специалисты, которые составляли проекты и для других регионов страны.
Музыка и театр играли традиционно огромную роль в культурной жизни Югославии. Они как бы составляли неотъемлемую часть национального характера народов Югославии. В музыке и театре межвоенного периода особенно ярко выделяются композитор Петар Коньович и его знаменитая опера “Коштана”. Балетом “Охридская легенда” прославился Стеван Христич. В театральной жизни ярко выделяется режиссер Бранко Гавелла. Он работал в театрах Загреба, Белграда и Любляны. Находясь за рубежом, ставит “Зимнюю сказку” Шекспира в Софии, оперу Римского-Корсакова “Садко” в миланском театре Ла Скала, ставит ряд спектаклей в Брно, Праге, Братиславе.
Возрастающая роль науки и техники не могла не сказаться на культурной жизни югославии. Большую популярность завоевывает кино. В репертуаре преобладали английские и американские фильмы. В межвоенный период создается и отечественная кинопродукция.
Первая югославская радиостанция начала работу в Загребе в 1926 г., а в 1928 г. появились “Радио-Любляна” и “Радио-Белград”. Эти радиостанции оставили заметный след в культурной жизни страны. Однако по количеству радиоприемников страна находилась на одном из последних мест в Европе. Для сравнения: Англия имела 1 радиоприемник на 4 человека, а Югославия - на 65 человек.
Несмотря на постоянное преследование антиправительственной оппозиции и диктаторский режим короля Александра, Югославия не была изолированной страной. Контакты с зарубежными государствами (за исключением СССР) были постоянными. Естественно, что европейское влияние отразилось на многих сторонах общественной жизни. Французское влияние было заметно в основном в Сербии, причем в самых различных сферах, начиная от финансов, юриспруденции и кончая искусством. Немецкий экспрессионизм преобладал в Хорватии и Словении. С приходом же к власти Гитлера культурные контакты между Югославией и Германией резко сокращаются.
Вопреки нежеланию властей признавать СССР, влияние русской культуры проявляется сильнее, чем за всю предшествующую историю. Этому способствовали русские эмигранты, прибывшие в Югославию после революции и гражданской войны. Среди них были и ученые европейского уровня: историки Ф.В.Тарановский, А.В.Соловьев, Г.А.Острогорский; правоведы Е.В.Спекторский и А.В.Маклецов; машиностроители В.В.Фармаковский и Г.Н.Пио-Ульский; математики А.Д.Билимович, Н.Н.Салтыков и многие другие. С их помощью наука и преподавание в югославских университетах были подняты на более высокий уровень. В это время Н.И.Легат и Б.Н.Князев закладывают основы классического балета в Белграде. Новый импульс обретает оперное искусство. В Хорватии и Словении русское влияние было менее ощутимым.