Методические указания к написанию курсовой работы
Курсовая работа - комплексная самостоятельная работа студента, главной целью и содержанием которой является всесторонний анализ и(или) научные исследования по одному вопросу теоретического или практического характера.
В курсовой работе должны сочетаться теоретическое освещение вопросов темы с анализом нормативно-правовых актов и материалов юридической практики.
Курсовая работа - это обязательное условие допуска студента к итоговому экзамену по теории государства и права. Работа над подготовкой курсовой должна носить творческий характер. Она способствует приобретению студентом навыков самостоятельной работы с литературными и нормативно-правовыми источниками, а также необходимому для профессии юриста любого профиля работы качеству - умению изложения аргументированной и логически завершенной позиции по конкретному вопросу. Выполнение письменной работы - это шаг к овладению письменной речи одному из непременных требований, предъявляемых к юристу-профессионалу.
Студенты вправе по своему выбору избрать тему из предлагаемого перечня работ, который не является исчерпывающим. Кроме того, они могут самостоятельно, в рамках программы учебного курса, сформулировать избранную тему курсовой работы, не входящую в примерную тематику.
Обязательными структурными элементами курсовой работы являются: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, библиографический список.
Во введении кратко характеризуется проблема, исследованию которой посвящена письменная учебная работа. При этом необходимо обосновать актуальность исследования для юридической науки и практики, дать оценку современного состояния решаемой проблемы и степень его освещения в литературе, определить цель и задачи, объект и предмет исследования.
В основной части раскрывается заявленная тема в соответствии с поставленными во введении задачами исследования. Основная часть состоит из двух-трех разделов, каждый из которых подразделяется на подразделы.
В ходе работы над основной частью работы необходимо всесторонне изучить теоретические и практические аспекты исследуемой проблемы, проанализировать нормативно-правовой материал и научную литературу по теме, обобщить в рамках заявленной темы юридическую практику. В конце каждого раздела рекомендуется формулировать краткие выводы по результатам проведенного исследования изучаемой проблемы.
Заключение должно содержать окончательные выводы, характеризующие итоги работы в решении поставленных перед студентом задач. В заключении необходимо указать выявленные коллизии законодательства и недостатки в правоприменении, а также сделать предложения по их устранению, отметить преимущества, связанные с реализацией указанных предложений.
Библиографический список должен включать в себя библиографические описания всех используемых цитируемых или упоминаемых в дипломной работе документов и литературных источников, а не только тех, на которые есть ссылки в работе. Библиографический список располагается после заключения и состоит из подразделов:
I. Нормативные правовые акты располагаются по юридической силе.
II. Литература (учебная, научная, монографии и пр.), статьи из периодических изданий располагаются общим списком в алфавитном порядке.
Письменные учебные работы оформляются в соответствии с внутриуниверситетскими требованиями и базируются на следующих государственных стандартах:
- ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.
- ГОСТ 7.12-93 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке.
- ГОСТ 7.32 – 2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
- ГОСТ 7.82 – 2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.
- ГОСТ 7.83-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.
По вопросам грамотного орфографического написания необходимо использовать Краткий справочник по оформлению нормативных правовых актов в администрации Президента РФ.
Общий объем курсовой работы не должен превышать 25 страниц (со списком используемых источников, но без приложений), тематического реферата – 20 страниц, контрольной работы – 18 страниц (теоретическая часть, текст решение ситуационной задачи выносится в приложение).
Текст курсовой работы должен быть выполнен любым печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 и содержать примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы между словами и знаки препинания – 29-30 строк на странице).
Текст работы следует печатать, соблюдая следующие требования:
- шрифт № 14 Times New Roman (обычный интервал шрифта);
- междустрочный интервал – один полуторный интервал на компьютере;
- выравнивание текста на странице «по ширине»;
- размеры полей: правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, левое – 30 мм, нижнее – 20 мм;
- абзацы в тексте начинают отступом, равным 1,25 (пяти знакам);
Сноски (ссылки) и цитаты являются обязательными элементами научной работы, в том числе и письменной учебной работы.
Перечень тем курсовой работы
1. Место и роль теории государства и права в системе юриспруденции.
2. Теория государства и права: предмет, система и функции.
3. Современная методология познания государства и права.
4. История отечественной теории государства и права.
5. Теории происхождения государства и права: оценка с позиций современного знания.
6. Соотношение государства и права.
7. Относительная самостоятельность права.
8. Типология государственности и основные исторические типы государств.
9. Основные закономерности возникновения права.
10. Структура политической системы общества: институциональная и нормативная подсистемы.
11. Место и роль государства в политико-правовой системе общества.
12. Государственность: институциональные признаки и сущность.
13. Функции государства: понятие, классификация, содержание.
14. Форма государственности: понятие, разновидности.
15. Механизм государства: понятие, структура, эффективность.
16. Административный аппарат: понятие, виды, роль, содержание и формы деятельности.
17. Политическая демократия и государство.
18. Политический (государственный) режим: типы и формы.
19. Классическая теория разделения государственной власти и ее современная интерпретация.
20. Законодательная власть: функции, организационные формы, структура, формы и методы деятельности.
21. Исполнительная власть: функции, организационные формы, структура, формы и методы деятельности.
22. Судебная власть: функции, принципы организации и деятельности, виды судебных органов.
23. Основные формы и методы осуществления государственной власти (реализации функций государства).
24. Теория гражданского общества: время и причины возникновения, содержание.
25. Проблема становления гражданского общества в России.
26. Теория правового государства в отечественной политико-правовой мысли.
27. Возможна ли правовая государственность в России?
28. Современные подходы к пониманию права в России.
29. Взаимодействие государства с общественными объединениями, СМИ и органами местного самоуправления.
30. Право: основные признаки (свойства), сущность.
31. Действие права и условия его эффективности.
32. Функции права: понятие, виды, содержание.
33. Источники (формы) права: понятие, классификация.
34. Нормы права: понятие, структура, виды и внешнее выражение.
35. Нормотворчество: понятие, способы, стадии.
36. Акты судебной власти как источники права.
37. Правоотношение: понятие, виды, содержание, возникновение и изменение.
38. Правосубъектность сторон правоотношения.
39. Правовой статус физических лиц и организаций.
40. Правосознание: понятие, структура, роль.
41. Актуальные проблемы государственно-правового нигилизма и фетишизма.
42. Реализация законодательной воли: пути и средства.
43. Толкование законов и подзаконных правовых актов.
44. Законность и правопорядок: понятие, соотношение, роль.
45. Правоохранительная система: понятие, цели и объекты.
46. Правонарушение: сущность, виды и юридический состав.
47. Юридическая ответственность: понятие, признаки и виды.
48. Проблема злоупотребления правом и необходимость его предотвращения.
49. Социальная ценность права.
50. Пробелы в позитивном праве: понятие, виды, способы установления и устранения.
51. Система (структура) права и правовая система: понятия, их соотношение, содержание.
52. Типология правовых систем прошлого и настоящего.
53. Механизм государственно-правового регулирования: структура, содержание, назначение.
54. Основные права, свободы и обязанности человека: теория, нормативная база и классификация.
55. Право на жизнь и на смерть как проблема теоретической и практической юриспруденции.
56. Соотношение государственно-правовой надстройки с экономической и экологической сферами жизнедеятельности общества.
57. Роль государства и права в обеспечении социального мира, согласия и безопасности.
58. Государство, право и культура.
59. Право, мораль и религия в истории общества.
60. Философия государства и права: понятие, соотношение с политической философией и теорией государства и права.
61. Юридический процесс и государственно-правовое развитие.
62. Право и политика: взаимосвязь, соотношение.
63. Государственно-правовые аспекты политической реформы в России.
64. Роль современных информационных технологий в систематизации законодательства.
65. Введение в теорию социального государства и открытого общества.
66. Государственность: соотношение управления и самоуправления.
67. Государство: бюрократия и бюрократизм.
68. Государство и право: соотношение индивидуального, группового и общесоциального начал.
69. Антиномия запрета и разрешения государством некоторых видов правового поведения.
70. Система современного права (законодательства) России.
71. Юридическая техника: понятие, структура, содержание.
72. Географический детерминизм в истории учений о государстве и праве.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
В качестве контрольной работы студентам предлагаются тестовые задания. Выбор тестовых заданий осуществляется с помощью таблицы:
Первая буква фамилии | Номер варианта | Номера тестовых заданий |
А-Д | 1-23 | |
Е-К | 24-46 | |
Л-П | 47-69 | |
Р-У | 70-92 | |
Ф-Ч | 93-115 | |
Ш-Я | 116-138 |
Тестовые задания:
1. Предметом теории государства и права является:
а) изучение возникновения и развития конкретных государств и правовых систем;
б) изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права в их неразрывной взаимозависимости;
в) исследование определенной сферы государственной жизни, а также конкретной отрасли права и законодательства.
2. Наука теории государства и права:
а) исследует существующие проблемы в рамках предмета изучения;
б) развивается только учеными-теоретиками;
в) изучает все закономерности возникновения и развития, а также функционирования и совершенствования;
г) все перечисленное верно.
3. Учебная дисциплина теория государства и права:
а) изучает государственно-правовые явления, относящиеся к сфере действия юриспруденции;
б) предлагает студентам для изучения только уже не подлежащие дальнейшему исследованию юридически значимые явления;
в) разрабатывается только профессорско-преподавательским составом;
г) все перечисленное верно.
4. Вопросами о происхождении государства и права не занимается следующая юридическая дисциплина:
а) теория государства и права;
б) всеобщая история права и государства;
в) информатика в области государства и права;
г) юридическая антропология.
5. Всеобщая история государства и права изучает:
а) общие закономерности в истории права;
б) общие закономерности в истории государства;
в) общее и особенное в истории права и государства;
г) общее и особенное в истории права и государства с точки зрения их исторического прогресса.
6. При изучении своего предмета современная теория государства и права использует:
а) статистический метод;
б) сравнительное правоведение;
в) правовой эксперимент;
г) все перечисленное.
7. Специальными научными методами познания являются те, которые:
а) применяются всеми науками;
б) необходимы для изучения проблем в конкретных видах наук;
в) применяются в некоторых видах наук;
г) все перечисленное верно.
8. К всеобщим методам познания относятся:
а) диалектика;
б) материализм;
в) контент-анализ;
г) социологический опрос.
9. К общенаучным методам познания относятся:
а) статистический;
б) правовой эксперимент;
в) сравнительное правоведение;
г) интервьюирование.
10. К частнонаучным методам познания относятся:
а) герменевтика;
б) системность;
в) прогностический;
г) феноменология.
11. К специальным методам познания относятся:
а) кибернетический;
б) математический;
в) абстрактный и конкретный;
г) наблюдение.
12. Для сопоставления и противопоставления, выявления сходства и различия, классификации различных правовых систем применяется следующий метод:
а) анализа и синтеза;
б) кибернетический;
в) статистический;
г) сравнительно-правовой (компаративистский).
13. Впервые возникшие древние государства были:
а) рабовладельческими;
б) раннеклассовыми;
в) раннефеодальными;
г) как правило, городами-государствами.
14. Признаками государства, отличающими его от социальной организации первобытного общества, являются:
а) наличие населения и территории;
б) обязательное добровольное пожертвование старейшинам;
в) наличие постоянно действующего аппарата управления;
г) система налогов и сборов;
д) наличие социальной власти.
15. Признаками современного государства, отличающими его от других организаций общества, являются:
а) система налогов и сборов;
б) наличие полномочия единственного представителя интересов всех своих граждан;
в) территориальное деление населения;
г) легальное право на применение силы;
д) монопольное право на нормотворческую деятельность.
16. Правилами поведения в доклассовом обществе в основном являлись:
а) моральные нормы;
б) правовые нормы;
в) социальные нормы;
г) мононормы;
д) религиозные нормы.
17. Неолитическая революция повлекла за собой:
а) переход от классового общества к бесклассовой структуре;
б) переход от догосударственного строя к государству;
в) переход от присваивающего типа экономики к производящему;
г) одно из общественных разделений труда.
18. Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и характер поведения людей с помощью авторитета, насилия, права, воли - это:
а) социальные нормы;
б) регулирование;
в) власть;
г) политика.
19. Ф. Энгельс в своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" выделял следующие три крупных вида разделения труда:
а) отделение ремесла от земледелия;
б) разделение мужского труда и женского;
в) выделение пастушеских племен;
г) выделение интеллигенции;
д) выделение класса купцов.
20. Органами управления в первобытном обществе были следующие структуры:
а) совет военных предводителей;
б) совет бояр и князей;
г) совет старейшин;
д) епископат;
е) собрание взрослых членов общины.
21. Одним из памятников права раннеклассового общества является:
а) Евангелие от Луки;
б) Саксонское зерцало;
в) Великая хартия вольностей;
г) Закон Хаммурапи.
22. Первые государства возникли:
а) на Ближнем Востоке и в Древнем Египте;
б) на Американском континенте;
в) в Евразии;
г) в зонах поливного земледелия, в долинах крупных рек мира.
23. Основными факторами, определившими переход к производящей экономике, являются:
а) политический;
б) климатический;
в) демографический;
г) юридический;
д) интеллектуальный.
24. Методологической основой для изучения других юридических наук является:
а) история государства и права;
б) конституционное право;
в) теория государства и права.
25. Функциями юридических наук являются:
а) политическая и социальная;
б) историческая и методологическая;
в) регулятивная и охранительная;
г) стабилизирующая и интегрирующая.
26. Функциями теории государства и права являются:
а) эвристическая;
б) толковательная;
в) тактическая;
г) познавательная.
27. Логическим приемом, используемым ТГиП, является:
а) метод аналогии;
б) дедукция;
в) метод формализации.
28. Система применяемых средств и способов изучения, а также принципы, лежащие в его основе - это:
а) парадигма;
б) концепция;
в) методология;
г) методы познания.
29. Отраслевой юридической наукой является:
а) криминалистика;
б) теория государства и права;
в) гражданское право;
г) международное право.
30. Семейное право относится к следующему виду юридических наук:
а) прикладным;
б) межотраслевым;
в) отраслевым;
г) историко-теоретическим;
д) частным.
31. Основные положения договорной теории были отражены:
а) в законах XII таблиц;
б) в законах Хаммурапи;
в) в Конституции США.
32. Марксизм-ленинизм к теории насилия относился:
а) положительно;
б) избирательно;
в) отрицательно.
33. Социальные нормы в первобытном обществе выражали интересы:
а) отдельных членов;
б) правителей;
в) рода.
34. Первобытный род представлял собой союз:
а) личный;
б) религиозный;
в) территориальный.
35. Верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость вовне это:
а) правосубъектность;
б) нормотворчество;
в) правоспособность;
г) государственный суверенитет.
36. Основные направления деятельности государства по управлению обществом это:
а) функции государства;
б) цели государства;
в) задачи государства.
37. Главное звено политической системы общества это:
а) государство;
б) политические партии;
в) господствующая идеология;
г) религия.
38. Отличие государства от других политических организаций общества выражается в:
а) прерогативе издания нормативно-правовых актов, суверенитете, монополии на принудительную власть в отношении населения;
б) взаимодействии с международными организациями;
в) монополии на освоение космического пространства.
39. Какая из приводимых характеристик отличает государство от других политических учреждений общества?
а) правосубъектность;
б) правоспособность;
в) дееспособность;
г) верховенство власти внутри страны и ее независимость вовне.
40. К политическим организациям и учреждениям относится:
а) всемирная торговая организация;
б) общество в защиту здоровой окружающей среды;
в) профессиональный союз работников угольной промышленности;
г) журнал политических исследований;
д) политическая партия.
41. Какая концепция НЕ входит в число основных концепций сущности права?
а) нормативистская;
б) естественно-правовая;
в) социологическая;
г) идеологическая.
42. Сущность либерально-демократической ориентации в организации и деятельности государства составляет:
а) свобода народа;
б) суверенитет государства;
в) верховенство власти народа и свобода индивидов;.
г) терпимость к чужому мнению, к свободе слова устного и печатного.
43. Разделение властей в правовом государстве это:
а) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
б) способ распределения полномочий между тремя ветвями государственной власти;
в) особая иерархия властных учреждений в государстве;
г) обособление и взаимное уравновешивание властных полномочий трех ветвей власти ради обеспечения пользования гражданскими правами и свободами.
44. Взаимодействие судебной власти с исполнительной заключается в том, что:
а) суды подчиняются исполнительной власти;
б) суды финансируются из местного бюджета;
в) органы исполнительной власти (местного самоуправления) проверяют работу судов и заслушивают отчеты судей;
г) исполнительная власть обеспечивает условия для нормального функционирования судебной системы (материально-техническое обеспечение).
45. В России систему федеральных органов исполнительной власти возглавляет:
а) Федеральное Собрание РФ;
б) Президент и Правительство РФ;
в) Правительство РФ;
г) Президент РФ.
46. Структуру федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации утверждает:
а) Председатель Правительства РФ;
б) Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ;
в) Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
г) Президент РФ своим указом.
47. Президент России в отношении Правительства РФ вправе:
а) назначить с согласия Совета Федерации Председателя Правительства РФ;
б) назначить с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
в) самостоятельно формировать Правительство РФ и принимать решение о его отставке;
г) назначить с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; принимать решение о его отставке; по предложению Председателя Правительства РФ назначать и освобождать от должности его заместителей и федеральных министров.
48. Непосредственно Президенту России подчинены:
а) федеральные министерства;
б) федеральные агентства;
в) только федеральные службы;
г) все перечисленное.
49. Важнейшей чертой государственного управления, выражающей природу взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти, является:
а) исполнительно-распорядительный характер государственного управления;
б) исполнительный характер государственного управления;
в) распределительный характер государственного управления;
г) характер согласования.
50. Формой территориального устройства в России являются:
а) симметричная федерация;
б) ассиметричная федерация;
в) конфедерация.
51. Основными формами осуществления функций государства являются:
а) законодательная и исполнительно-распорядительная;
б) судебная;
в) все перечисленные + контрольно-надзорная.
52. Государству любого типа присуща функция:
а) подавления сопротивления свергнутых классов;
б) обороны страны;
в) культурно-воспитательная.
53. Главной функцией государства в цивилизованном обществе должна стать:
а) экологическая;
б) хозяйственно-организаторская;
в) функция охраны интересов человека и защиты его прав.
54. Механизм функционирования государства это:
а) то же, что и "аппарат государства";
б) система функций государства;
в) система факторов, обеспечивающих действие составных частей государства и их взаимозависимости, а также государственных институтов и средств, используемых государством для реализации своих целей и функций.
55. В государственный аппарат (механизм государства) входят:
а) представительные, исполнительные и судебные органы;
б) религиозные организации, профсоюзы и политические партии;
в) народный фронт и национальные движения.
56. Ответственность правительства перед парламентом; формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства парламентом либо специально коллегией, образуемой парламентом характерно для:
а) парламентской республики;
б) конституционной монархии;
в) президентской республики.
57. Единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью, это:
а) конфедерация;
б) федерация;
в) унитарное государство.
58. Новой функцией современного Российского государства является:
а) хозяйственно-организаторская;
б) оборона страны;
в) интеграция в мировую экономику и государственная поддержка иностранных инвестиций.
59. Государством с республиканской формой правления является:
а) Дания;
б) Россия;
в) Саудовская Аравия.
60. Формированию демократического политико-правового режима и построению правового государства в России препятствуют:
а) падение жизненного уровня населения и рост преступности;
б) правовой нигилизм во всех слоях общества;
в) коррупция во всех эшелонах власти;
г) все перечисленное.
61. Примером классической президентской республики являются:
а) Италия и ФРГ;
б) Россия и Бельгия;
в) Франция и США.
62. Характер политико-правового режима в определенной степени зависит от:
а) формы правления;
б) типа государства;
в) формы государственного устройства;
г) сущности государства.
63. Совокупность методов и приемов, с помощью которых осуществляется государственная власть, а также уровень политической свободы в обществе и характер правового положения личности соответствует понятию:
а) система государственного управления;
б) политико-правовой режим;
в) политическая система.
64. Признаками авторитарного политико-правового режима являются:
а) признание и обеспечение юридического равноправия граждан;
б) сведение роли парламента до положения сугубо формального института власти;
в) сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства и правительства.
65. По своей сущности право представляет собой:
а) совокупность обязывающих правил поведения;
б) правила справедливого разрешения конфликтов;
в) прирожденное достояние человека;
г) исторически обусловленная равная мера (форма, норма) человеческой свободы, необходимая для справедливого регулирования индивидуального и группового поведения и возможных конфликтов в делах частных и общественных.
66. Какой тип правопонимания или какой вид объясняющей природу теории права отображает следующая дефиниция: "Право есть наука о добром и справедливом":
а) легистский тип правопонимания;
б) философский тип правопонимания;
в) марксистская теория;
г) психологическая теория.
67. Какой вид объясняющей природу права теории или какой тип правопонимания отображает следующая дефиниция: "Все право, которым мы пользуемся, относится либо к лицам, либо к вещам, либо к обязательствам":
а) догматический;
б) философский;
в) марксистская теория;
г) психологическая теория.
68. Какой вид объясняющей природу права теории или какой тип правопонимания отображает следующая дефиниция права: "Предсказание того, что будут делать суды фактически и ничего более, - вот что я называю правом":
а) догматический тип правопонимания;
б) социологическая теория права;
в) марксистская теория;
г) психологическая теория.
69. Современный подход, стремящийся создать целостную теорию права, объединяющую научно обоснованные идеи различных правовых школ, получил название:
а) социологический;
б) исторический;
в) интегративный;
г) концепция правового плюрализма.
70. Догматическая юриспруденция (легизм) это:
а) философское изучение и толкование права;
б) теория и практика возникновения и применения существующих в государстве законов;
в) школьное (учебное) правоведение;
г) профессиональная юридическая терминология и юридическая логика, с помощью которых описываются и толкуются факты и события, имеющие правовое значение.
71. Теория естественного права это:
а) учение об основах совершенного правопорядка с обозначением необходимых политических принципов устройства государства и объяснением различия между правом и законом;
б) учение о праве, которому подчиняются из чувства естественной справедливости;
в) теоретическое объяснение естества (природы) законодательства;
г) "живое право", которое живет в каждом конкретном правоотношении (в отличие от "права в книгах").
72. Естественное право в отличие от права позитивного:
а) признается специальным общеустроительным (конституционным) актом;
б) даровано Богом;
в) дано природой;
г) наследуется от родителей.
73. Психологическая теория права (Л.И. Петражицкий) это:
а) теория объяснения переживаний человека при получении права или исполнении правовых обязанностей;
б) теория, которая поделила все право на "официальное" и "интуитивное";
в) раздел социальной психологии, толкующий процедуру правоотношения в терминах психологии взаимоотношения двух сторон;
г) характеризует мотивы поступков, связанных с правонарушениями.
74. Социология права это:
а) раздел науки об общественном строе;
б) наука о социальной природе и действенности юридических институтов;
в) наука о становлении правопорядка;
г) наука о правилах пользования индивидуальными и групповыми правами.
75. Марксистская теория права утверждает, что право это:
а) диктатура закона;
б) воля господствующего класса, возведенная в закон и определяемая материальными условиями жизни;
в) правила, которые порождаются экономической необходимостью;
г) то, что всегда выгодно только сильнейшему.
76. Философия права обсуждает:
а) вечное и преходящее (переменчивое) в правовых требованиях и процедурах;
б) теоретическое назначение должного (обязательного) в правовых отношениях;
в) правовые определения;
г) насколько велика или мала действенность принятых законов.
77. Совокупность всех действующих в стране юридических норм называется:
а) системой субъективных прав;
б) правовой системой;
в) объективным правом;
г) нормативным регулированием.
78. Методом анализа сходства, различия и классификации правовых систем является:
а) статистический;
б) сравнительного правоведения;
в) кибернетический;
г) правового экспериментирования.
79. Сравнительное правоведение изучает:
а) родственные правовые системы;
б) сходные и различающиеся правовые институты определенной отрасли законодательства разных стран;
в) законодательные полномочия президента в либерально-демократических республиках;
г) сходства и различия в отраслях законодательства в прошлом и настоящем.
80. К области сравнительного правоведения не относится один из следующих перечисленных вопросов:
а) что появилось раньше в истории: право или государство?
б) право появляется вместе с государством, которое управляется законами и принуждает к их исполнению.
в) семья, собственность и государство: область средоточия (и проявления) добра или зла?
г) имеются ли сходства между советским и постсоветским правом?
81. Структурным элементом правовой нормы является:
а) диспозиция;
б) преамбула;
в) презумпция.
82. Юридически обеспеченная мера возможного поведения субъекта права называется:
а) дееспособностью;
б) правосубъектностью;
в) субъективным правом;
г) деликтоспособностью.
83. Высшей юридической силой обладает:
а) указ президента;
б) федеральный закон;
в) постановление правительства.
84. Определение "общее правило поведения людей, представляющее собой образец, эталон, масштаб, которым они должны руководствоваться" относится к:
а) индивидуальному предписанию;
б) приказу;
в) норме права.
85. "Эксплуататорскими типами права" с позиций формационного подхода считаются:
а) рабовладельческое;
б) феодальное;
в) капиталистическое;
г) социалистическое.
86. Актом конституционного законодательства является:
а) УК Российской Федерации;
б) Закон г. Москвы;
в) Закон "О Президенте РСФСР".
87. Структурным элементом системы права является:
а) отрасль законодательства;
б) отрасль права;
в) конституция государства.
88. Первичным элементом системы законодательства является:
а) норма права;
б) нормативный правовой акт;
в) статья нормативного правового акта.
89. Общеобязательная нормативность и формальная определенность характерны для:
а) правовых норм;
б) моральных норм;
в) норм общественных организаций.
90. Возможность государственно-властного принуждения характерна в случае нарушения:
а) обычая;
б) нормы права;
в) религиозной нормы.
91. Правом законодательной инициативы в РФ обладают:
а) граждане России и иностранные граждане;
б) общественные организации;
в) Президент и Правительство России;
г) депутаты Государственной Думы РФ.
92. Актом правотворчества является принятие:
а) Указа Президента РФ о назначении ... на должность;
б) Федерального конституционного закона;
в) Распоряжения Правительства по текущим вопросам.
93. Правом издания нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой на территории Российской Федерации, наделены:
а) Правительство РФ;
б) Президент РФ;
в) Федеральное Собрание РФ.
94. Критерием деления системы права на отрасли является:
а) источник права;
б) воля законодателя;
в) предмет и метод правового регулирования.
95. Имущественные и связанные с ними неимущественные отношения регулируются нормами:
а) финансового права;
б) гражданского права;
в) таможенного права.
96. По "волевому" критерию юридические факты подразделяются на:
а) правомерные и неправомерные действия;
б) события и действия;
в) юридические акты и юридические поступки.
97. Разнообразие толкований понятия права как воплощения разумности и справедливости возникло по пр<