Методические рекомендации по изучению темы 1
При ответе на вопрос 1 необходимо сопоставить мнения историков относительно личности Петра I и его реформаторской деятельности (некоторые оценки приведены в таблице 7).
Таблица 7. Исторические оценки петровских преобразований
Историография | Оценки |
XVIII-XIX вв. Западники (В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, Н.Г.Устрялов, С.М.Соловьев). Славянофилы (К.С.Акаков, А.С.Хомяков). Некоторые историки (М.М.Щербатов, Н.М.Карамзин) | |
XX в. Е.В.Тарле, Н.Н.Молчанов, В.И. Буганов, Н.И.Павленко и др. | |
Современная Е.В.Анисимов, А.Б. Каменский |
Вопрос № 5 ориентирован на изучение внешней политики России в эпоху Петра I. Определяя основные направления внешнеполитического курса, стоит обозначить южное и западное направления.
Раскрывая особенности Азовских походов, необходимо отметить не только хронологические рамки и цели данных мероприятий, но и подготовку России к ним и их результативность.
При изучении западного направления внешней политики России в начале XVIII века, стоит раскрыть периодизацию военных событий, основные сражения (на суше и море). Особое внимание заслуживает изучение деятельности Аланского конгресса и поведения Швеции и других Европейских государств.
Вопрос № 6 предполагает изучение реформаторской деятельности Петра, подчиненной внешнеполитическим целям. Стоит раскрыть особенности строительства российского флота и создания регулярной армии. При этом особое внимание необходимо обратить на такие аспекты как:
1) география судостроительства
2) количество рекрутских наборов
3) принципы рекрутирования
4) обеспечение армии и флота
5) подготовка, воспитание и образование военных
Методические рекомендации по изучению темы 3.
Вопросы темы ориентированы на изучение внутри- и внешнеполитических шагов России в период правления Екатерины Великой.
Для подготовки ответа на вопрос 1 необходимо изучить мнение историков относительно Екатерины Великой (исторические оценки рекомендуется представить в в виде таблицы):
Историки | Оценки Екатерины Великой как человека | Оценки Екатерины Великой как политика |
Одним из драматических эпизодов Российской истории второй половины ХVIII в. стала крестьянская война под предводительством Е. Пугачева (вопрос № 3). При ответе на вопрос необходимо раскрыть причины и цели восставших, периодизацию восстания, а также охарактеризовать социальную базу участников восстания. Подводя итоги изучаемого вопроса, стоит отметить причины поражения восставших и значение данного события для истории России.
Вопрос № 4 логически связан с ранее рассмотренным событием – крестьянская война Е.Пугачева. Необходимо раскрыть изменение внутриполитического курса, проводимого Екатериной Великой, проявившееся в принятии «Жалованных грамот», проведении губернской и судебных реформ, т.е. в некотором отказе от обозначенного ранее курса «просвещенного абсолютизма».
Вопрос № 5 ориентирован на изучение внешней политики последней трети XVIII в. Наиболее важными направлениями внешнеполитического курса указанного хронологического периода были западное (разделы Польши) и восточное (Русско-турецкие войны).
Особое внимание стоит уделить изучению теоретических вопросов ведения войн екатерининского периода. Следует рассмотреть деятельность наиболее ярких представителей русского военного искусства, определяя их тактические и стратегические приемы.
Тема 9
Внешняя политика Российской империи в XIX в.
План семинара
1. Противоречия с наполеоновской Францией и борьба с ней. Антифранцузские коалиции 1805-1807 гг.
2. Отечественная война 1812 г.:
· Причины
· Хронология военных действий
· Историческое значение
3. Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг.: цели, результаты.
4. Венский конгресс. Образование «Священного союза», его задачи, направления и итоги деятельности.
5. «Восточный вопрос» в политике Николая I: смысл, цели, результаты. Крымская война: причины поражения России.
6. Деятельность А.М. Горчакова. «Союз трех императоров» или сближение с Францией? Путь к Берлинскому конгрессу и его итоги.
7. Идеи панславизма. Роль России на Балканах. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: характер и итоги.
8. Покорение Средней Азии во второй половине XIX в.: причины, ход, направления. Последствия для положения в Европе.
9. Кавказская война 1817-1864 гг.: цели, характер, результаты.
Вопросы для размышления:
1. Расскажите, используя карту, об основных этапах войны 1812 г. и охарактеризуйте особенности каждого этапа.
2. Каковы источники победы России над наполеоновской Францией?
3. Для чего создавалась организация Священного союза? Можно ли считать деятельность Священного союза успешной?
4. Проанализируйте Туркманчайский, Адрианопольский и Ункяр-Искелессийский договоры России с Ираном и Турцией. Покажите на карте территориальные изменения, осуществленные по этим договорам в пользу России. В какой степени они способствовали решению "восточного вопроса" в интересах России?
5. Дайте характеристику политике России по отношению к европейским странам. Какие ее шаги отвечали, а какие противоречили национальным интересам?
6. В чем заключается историческое значение для России исхода Крымской войны? Как изменилась роль России в "восточном вопросе" после войны?
7. Можно ли считать Россию агрессором на Кавказе, а кавказскую войну – захватнической?
8. Внешняя политика России во второй половине XIX в. и национальный вопрос в империи.
Тематика для рефератов и творческих заданий:
1) Европейское направление внешней политики Александра I.
2) Южное направление внешней политики Александра I.
3) Стратегия и силы противников при подготовке к войне 1812 г.
4) Историческое значение Бородинского сражения.
5) Составить карту военных действий, отражающих хронологию главных сражений войны 1812 г.
6) Партизанкое движение во времена Отечественной войны 1812 г.
7) Народное ополчение во времена Отечественной войны 1812 г.
8) Основные направления внешней политики Николая I.
9) «Кавказская политика» Российской империи ХIХ века.
10) Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг.: хроника событий.
11) Русско-иранкая война (1826-1828 гг.).
12) Русско-турецкая война (1828-1829 гг.).
13) Направления внешней политики в период правления Александра II: европейская политика, восточный кризис 1870-х гг., присоединение Средней Азии, дальневосточная политика.
Литература (дополнительно к основной):
1) История России / сост. Перехов Я.А. – М.: Гардарики, 1999.
2) Личман Б.В. История России: вторая половина IX-XX вв. Курс лекций. - Екатеринбург, 1995.
3) Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2001.
4) Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. – М.: Проспект, 2002.
5) Осада Кавказа. Воспоминания участников кавказской войны XIX в.
6) Отечественная война 1812 года: энциклопедия/рук. Авт.кол. В.М.Безотосный.-М., 2004.
7) Покровский Н.И. Кавказские войны и иммамат Шамиля.-М., 2009.
8) Троицкий Н.А. Лекции по русской истории. XIX в. Краткий курс. – Саратов: Слово, 1994.
9) Он же. Александр I и Наполеон.-М., 1994.
10) Он же. Фельдмаршал Кутузов: мифы и факты.-М., 2002.
14) Рахматуллин М. Император Николай I и его царствование // Наука и жизнь. – 2002. - № 1, 2.
15) Шеин И.А. Война 1812 г. в отечественной историографии.- М., 2002.
16) Цикл Academia («Россия К»). А.О. Чубарьян «Россия и Европа. Результаты войны 1812 года». http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/video_id/158820/viewtype/
Тема 10