Революция 1920–1923 гг. Падение монархии
Поражение Османской империи в войне привело к полной оккупации страны в 1919 г. войсками стран Антанты и США. Основные государственно-политические институты прекратили свое существование. Султанский двор и правительство только номинально сохранили власть и управление. По условиям капитуляции турецкая армия считалась демобилизованной, что облегчало западным державам дальнейшее расчленение страны.
Угроза распада страны и прекращения государственности подтолкнула национально-прогрессивные силы турецкого общества к революции . Оппозиция организовалась вокруг т. н. обществ защиты прав, которые стали возникать в отдельных областях с конца 1918 г. Наиболее активную роль в обществах играло офицерство армии во главе с генералом Кемаль-пашой (1881–1938). Общества защиты прав провели Эрзерумский (июль-август 1919), затем Сивасский (сентябрь 1919 г.) конгрессы, на которых были приняты решения об организации борьбы за независимость, о неповиновении султану и смене правительства. Для руководства не признававшими оккупации областями был сформирован Представительный комитет , который возглавил М. Кемаль. По инициативе комитета были проведены выборы в Палату депутатов, которая собралась в Стамбуле 20 января 1920 г. (из 176 депутатов 116 были кемалистами). Палата, хотя и поддержав султана, провозгласила программу политического самоопределения и борьбы за независимость. В ответ западные державы заняли столицу, парламент был разогнан. Новое правительство султана выступило против сторонников Кемаля.
После январских событий 1920 г. в стране, по сути, сложилось двоевластие. Наряду с официальным султанским двором, вынужденно пошедшим на сотрудничество с западными государствами, в восточной части Турции — Анатолии (с центром в Анкаре) сформировалась власть национально-республиканской оппозиции. Ее представляло Великое национальное собрание,избранное в апреле 1920 г. (двухстепенными выборами, в составе 233 депутатов, к которым присоединились 105 депутатов разогнанного парламента). Согласно Временному конституционному закону о статусе ВНСТ (20 января 1921 г.) парламенту поручалась вся полнота государственной власти — и законодательная, и исполнительная. Председателем Собрания стал Кемаль, который одновременно был и главой оппозиционного правительства.
В течение года новому правительству удалось переломить негативное для страны развитие внешнеполитической ситуации. Был разгромлен греческий интервенционный корпус, заключен важный для новой Турции договор о взаимопомощи с Советской Россией. ВНСТ приняло законы о льготах для владельцев предприятий, первые в стране законы о регулировании трудовых отношений (закреплявший 8-часовой рабочий день шахтеров, еженедельный отдых и другие льготы для них). Западные державы согласились на пересмотр ранее навязанного Севрского договора 1920 г. (по которому определялся дальнейший раздел Турции). Новый Лозаннский договор подтвердил независимость Турции и ее современные границы.
Быстрое расширение влияние нового правительства М. Кемаля, его поддержка наиболее активными националистическими силами, позволила окончательно решить основную проблему государственного устройства. 1 ноября 1921 г. был ликвидирован султанат (с отделением от него номинальной власти халифа), и 29 ноября 1923 г. новая Турция была провозглашена республикой. Спустя год, 3 марта 1924 г. был упразднен и халифат, все члены правящей ранее династии были высланы из страны. Революция 1920–1923 гг. завершилась установлением республики.
Конституция 1924 г., принятая ВНСТ по инициативе кемалистской партии, закрепила завоевания революции, провозгласив Турцию особой по организации президентской республикой. По Конституции, страна провозглашалась суверенным и нераздельным государством, вся власть в котором принадлежит народу (ст.3). Республика объявлялась светским государством, однако ислам был официальной религией. За гражданами признавались свободы совести, мысли, слова, печати, права на охрану и неприкосновенность жизни и др.
Великое национальное собрание Турции было верховным органом и законодательной, и исполнительной власти. Законодательную оно осуществляло непосредственно, исполнительную — через президента и Совет Министров. Избирательным правом располагали мужчины старше 18 лет (детальные требования определялись еще старым законом о выборах 1877 г.); для пассивного права устанавливались повышенные цензы — возрастной, грамотности и др. Выборы в ВНСТ были двухстепенными. Собрание избирало президента на 4 года. Президент обладал статусом главы государства и большими полномочиями: он опубликовывал законы и мог откладывать их, руководил дипломатическими отношениями, был главнокомандующим армией и флотом, назначал высших должностных лиц, назначал председателя Совета министров при согласии ВНСТ. И правительство, и президент отчитывались перед ВНС и при определенных условиях могли быть смещены.
Местное управление временно сохранилось на принципах закона 1913 г. Основной административно-территориальной единицей была провинция — вилайэт, во главе ее стоял вали, назначавшийся Советом министров. Окружное и волостное начальство в большей степени зависело от Министерства внутренних дел. В вилайэтах существовали также и органы самоуправления — генеральные меджлисы, избираемые на 4 года. Однако роль их был чисто вспомогательной: они надзирали за местной торговлей, здравоохранением, устанавливали местные налоги. Полномочия низших меджлисов, возглавлявшихся старшинами соответствующего уровня, были еще более незначительными.