Степень изученности проблемы (ЭТОТ ФРАГМЕНТ ЖЕЛАТЕЛЕН, НО НЕ СОВСЕМ ОБЯЗАТЕЛЕН)
Проблема влияния политических новостей на молодежь является сегодня весьма актуальной. Многие авторы уделяли внимание данному вопросу, но лишь внутри более широкого по проблематике исследования. В частности, это отмечено в работах Д.В.Чижова, посвященных анализу механизмов влияния на политическое поведение поколения Z[2]. Данный автор делает акцент на изучении особенностей современной молодежи – поколения Z, отмечая следующие ее черты:
· «зеты» не знают, чего хотят, пока сами это не попробуют, в то же время они могут следовать моде и рекомендациям «френдов» из социальных сетей;
· они привыкли как к снисходительным, так и к завышенным оценкам в свой адрес;
· ожидают опеки на каждом шагу своей самостоятельной жизни (поэтому возможен новый виток популярности патерналистских мотивов);
· они готовы неспешно и скрупулезно вникать в заинтересовавший их вопрос (при условии, что он действительно для них важен и затрагивает ключевые для «зетов» стороны жизни);
· уважают тех, кто лучше владеет важными для них компетенциями (в этой связи политик, который самостоятельно ведет страницу в Facebook с большим количеством подписчиков, будет пользоваться заметно большим авторитетом, чем тот, кто этого не делает);
· с удовольствием становятся наставниками для других в актуальных для них сферах.
Коган Е.А. проводил исследование мнения молодёжи относительно современной ситуации в нашей стране, в ходе которого изучал степень интереса студентов к политическим новостям[3]. Согласно результатам исследования, почти половина респондентов (48,7%) проявляют интерес к политическим новостям, однако, только когда происходят важные события. Также опрос показал, что 82% обсуждают политические новости с друзьями и знакомыми. Таким образом, очевидно, что молодежи небезразлична политическая обстановка в нашей стране и за рубежом, но для большинства она не находится в зоне постоянного интереса. Стоит отметить, что гендерный фактор практически не влияет на интерес к политике - так же, как и принадлежность к вузу, будущей профессии. Таким образом, опрос показал, что студенческой молодёжи небезразличны те политические процессы, которые происходят в стране, они ощущают напряженность, но при этом смотрят на ситуацию достаточно оптимистично, верят в благоприятное будущее Российской Федерации.
Сейчас активно обсуждается позиция, высказанная многими социологами об электоральном абсентеизме молодежи, обсуждается протестная мотивация неучастия в выборах по самым различным причинам. Однако, как замечает Елисеев С.М., молодежь как особая социальная группа имеет важное значение в общественной жизни, и политический абсентеизм, стремительно распространяющийся среди нее, оказывает крайне негативное влияние на социально-политическую жизнь как всей страны, так и отдельного региона, города и района[4]. Стоит заметить, что политический абсентеизм молодежи заключается не только в игнорировании выборов, но и в протестном политическом поведении молодежи, в том числе и полном отсутствии интереса к политическим новостям.
Институтом прессы в Америке и The Associated Press проведено исследование, в котором было доказано, что молодежь не просто интересуется новостными сводками, но и делает это намного чаще, чем старшие поколения.
Есть множество причин данного феномена:
1) Открытое информационное общество. Открытость общества играет значимую роль социализирующего начала в становлении человека. Большинство представителей молодежи сейчас имеют доступ к информации и знаниям: развитие библиотечного дела, популяризация электронных книг, Интернет, - все это позволяет не только активно получать, но и создавать информационный продукт;
2) Развитие технических средств. Сегодня технологии развиваются все быстрее, и одной из активных категорий, перенимающих продукты инновационных технологий, является молодежь[5]. Это позволяет молодым людям всегда быть в курсе последних новостей;
3) Активная урбанизация среди молодежи. Не секрет, что молодёжь стремится переезжать в города, где вливается в прогрессивную среду. В связи с этим в городах, особенно крупных, уровень политизированности молодежи гораздо выше[6]. Городская среда более активная, требует постоянного мониторинга событий, вследствие чего активизируется интерес молодежи к новостям.
Проблема восприятия аудиторией медиатекстов рассматривается в статье А.В.Вырковского и М.А.Любимцевой[7]. На основе изучения контента Интернет-СМИ они установили, что новости являются лидером по интересу аудитории, превосходящим аналитику разных видов.
В то же время Л.А. Кудрявцева пишет о том, что всё более и более новостные медиатексты отходят от объективного информирования своих читателей / зрителей / слушателей и превращаются в мощнейшее средство воздействия на массовое сознание и даже в такую форму воздействия, как манипулирование, которое лежит в основе современных информационных войн. Все чаще новостной текст демонстрирует попытку изменения ценностных ориентиров, переформатирование картины мира или её отдельных фрагментов[8].
Молодежь является социальной группой, наиболее подверженной воздействию СМИ на массовое сознание. Изучение воздействия политических медиановостей на молодежь, а также государственной информационной политики, редакционной политики различных каналов СМИ, становится весьма важным вопросом.
Резуܰлܰьтܰатܰы исследования
Политические новости - это оперативная информация, освещающая актуальные события общественной, государственной жизни мира, страны, округа, региона и города, а также действия и решения властных структур. Сегодня политические новости - это орудие политической и идеологической борьбы. Воздействие СМИ особенно заметно возрастает в определенные фазы и состояния политики. Так, например, повышается роль СМИ в периоды избирательных кампаний, в условиях обострения внутриполитической или международной ситуации.
……………
……………..
Главным источником, которым пользуются молодые люди и которому они доверяют при изучении новостей - это Интернет.
Помимо этого канала информации значительное влияние на молодежь оказывают социальные сети. Большинство молодых людей не просто узнают политические новости из социальных сетей, но и подписаны сразу на несколько новостных пабликов самой разной направленности (начиная от официальных страниц политиков и органов государственной власти, и заканчивая оппозиционными пропагандистскими пабликами)[9].
Полученные нами в ходе исследования результаты и сравнение их с результатами самых авторитетных и влиятельных центров, изучающих общественное мнение – ВЦИОМ и ФОМ – позволили нам сгруппировать данные по определенным рубрикам.