Основные положения экономической программы
Ценности справедливости и свободы, являющиеся базовыми для Нового социализма, должны стать основой экономической политики. В свою очередь, только эффективная экономическая политика сможет гарантировать достижение социальной безопасности в условиях социальной ответственности и солидарности.
Социальное и экономическое развитие любого государства являются взаимосвязанными процессами. Без сильной экономики социальные цели останутся пустыми декларациями. С другой стороны, без решения важнейших социальных вопросов нельзя надеяться на то, что в экономике произойдут положительные сдвиги, начнется устойчивое, долговременное развитие страны.
Исторический опыт России последних десятилетий однозначно демонстрирует: в мире не существует универсальных моделей социально-экономического устройства, в равной степени эффективных и приемлемых для всех государств. Надо не догонять или повторять кого-то, а искать свой путь, адекватный природно-климатическим, историческим, социально-культурным условиям страны, традициям и святыням народа, его духовным ценностям.
Экономическое положение России в начале XXI века остается противоречивым. Темпы экономического роста стабильны, но совершенно недостаточны для поступательного развития страны и бесперебойного функционирования важнейших систем жизнеобеспечения. Резкий уход государства от регулирования межотраслевых пропорций, породил деградацию целых отраслей и регионов.
В условиях глубокой имущественной дифференциации общества, большинство населения не ощущает положительную динамику макроэкономических показателей. Расхождения между декларируемыми успехами развития страны и реальными условиями жизни граждан создают социальную напряженность и усиливают недоверие общества к властным институтам.
В мировых рейтингах экономического развития наша страна по разным классификациям находится где-то между 61 и 77 местом. По современным методикам оценки уровня жизни населения этот показатель еще хуже: между 105 и 111 местом. По уровню же экономической свободы и воздействия коррупции на экономику наша страна занимает 134 строку.
Продолжаются необоснованные уступки международным финансовым институтам, таящие угрозу для существования отдельных комплексов народного хозяйства, ради сомнительной перспективы членства России в этих организациях. Экономика остается сырьевой периферией мирового хозяйства и попадает в зависимость от резких изменений конъюнктуры мировых рынков.
Основной вклад в прирост доходов страны вносит не труд и не капитал, а рента от использования ее природно-ресурсного потенциала и земли. Причем, несмотря на быстрый рост нефтегазового фонда, существенная часть рентных доходов проходит мимо государственной казны, попадает в карман сырьевого бизнеса, питает коррупцию, вывозится за границу.
Основная задача сегодня — это переход от режима ресурсоемкого роста к инновационному типу развития. Россия должна реализовать свои конкурентные преимущества и стать одним из полюсов глобальной экономики, приобрести достойный геополитический вес в мире будущего.
В своей экономической политике партия опирается на следующие принципы:
- Подчинение стратегии экономического развития социальным приоритетам.
Мы считаем необходимым производить оценку деятельности правительства на основе таких социальных критериев, как уровень потребления населением материальных благ, безопасность жизни, качество и доступность образования и медицинского обслуживания, благоприятные условия труда, здоровая окружающая среда, достойные жилищно-коммунальные условия, культура, спорт.
- Снижение имущественной дифференциации общества.
Ситуация, при которой разрыв между богатыми и бедными слоями населения продолжает увеличиваться, а доступ к достижениям прогресса ограничен для большинства граждан страны, серьезно угрожает устойчивости государства, социальному миру и территориальной целостности страны. Снять эти угрозы возможно лишь путем радикального изменения принципов распределения создаваемого национального богатства в пользу малообеспеченных групп населения посредством реформирования налоговой системы и создания надежного механизма социального партнерства на рынке труда.
- Восстановление государственных функций по целеполаганию и программированию развития страны.
Бездействие, самоустранение и безответственность власти в экономической сфере уже достаточно показали свою пагубную бесперспективность, причем не в меньшей степени, чем косность административно-командного управления.
В период становления рыночных отношений и серьезных структурных преобразований экономическая роль государства должна не сокращаться, а возрастать. Частные инвесторы пока не имеют достаточных рыночных мотивов вкладывать деньги в стратегические, долго окупаемые отрасли. Производственная структура страны в 1990-х годах проходила «рыночную селекцию», но не стала от этого ни более рыночной, ни более эффективной.
- Оптимальное соотношение государственной, муниципальной, частной и коллективной форм собственности. Обеспечение государственного и общественного контроля над естественными монополиями.
Мы не приемлем ни догматической интерпретации института частной собственности, ни славословия в адрес всеохватывающей национализации. Новый социализм — это политическое регулирование права собственности, установление государственного контроля над тем, как она функционирует, и над распределением доходов от нее.
Мы считаем, что «эффективность собственника» должна определяться с учетом социальных результатов его деятельности. Руководствуясь этим критерием, государство обязано вернуть себе часть утерянного имущества естественных и технических монополий, а также активы в оборонно-промышленном комплексе с компенсацией фактических затрат на приобретение этого имущества нынешнему собственнику.
- Приоритет инновационных отраслей.
- Развитие инфраструктуры рынка, повышение мобильности финансовых ресурсов, ресурсов труда и капитала.
- Создание и поддержание равновесия между степенью открытости экономики и интересами отечественных производителей в условиях формирования новой архитектуры мировой экономики.
- Сохранение целостности экономического пространства, более полный учет региональных аспектов развития.
- Повышение технологической, экологической и продовольственной безопасности страны.
- Развитие производственной демократии. Стимулирование экономической активности населения, среднего и малого предпринимательства.
- Государственная поддержка отечественного бизнеса при выходе на международные рынки и покупке иностранных активов.
Следование этим принципам обеспечит движение страны к информационному обществу на основе социалистического выбора.
СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА
Экспортно-сырьевая ориентация российской экономики сохраняется. Зависимость экономического роста от сырьевых факторов нарушает все нормы безопасности: за их счет формируется более половины ВВП страны.
Россия должна восстановить свои позиции на традиционных рынках (машиностроения, судостроения, авиатехники, химического производства) и завоевать рынки высоких технологий (таких как связь, микроэлектроника, IT, биотехнологии и т.д.).
Отрасли с высоким уровнем добавленной стоимости в готовой продукции требуют огромных капитальных вложений, которые не по силам одному лишь частному сектору.
Мы считаем, что проведение структурной политики требует мобилизации крупных государственных финансовых ресурсов и грамотного их размещения в инновационные технологии. Одновременно мы выступаем против хаотичных бюджетных вложений, не подчиненных общим структурным задачам.
На данном этапе структурной перестройки экономики государство должно инвестировать средства:
- в производственную и социальную инфраструктуру;
- в фундаментальную и, частично, прикладную науку;
- в базовые и оборонные отрасли;
- в те инновационные отрасли, которые обеспечивают воспроизводство технологического и кадрового потенциала страны.
Главным инструментом структурной политики мы считаем Бюджет развития — механизм объединения ресурсов государственной поддержки с ресурсами частного сектора, позволяющий эффективно сопрягать долгосрочные цели развития страны и краткосрочные приоритеты экономической политики.
Осуществляя глубокие структурные преобразования, надо поддерживать интенсивное развитие сырьевых отраслей. Россия — энергетическая сверхдержава, и такой она должна остаться! Это наше неоспоримое конкурентное преимущество, источник финансовых ресурсов.
МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА
Существующие денежные институты не соответствуют современным задачам российской экономики. Тарифы продолжают расти сверх прогнозируемого инфляционного уровня и провоцируют рост цен на все виды товаров и услуг. Декларируя борьбу с инфляцией и размещая средства Стабилизационного фонда (с 2008 года — Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) в ценных бумагах западных стран под низкие процентные ставки, правительство фактически вычитает эти средства из экономического потенциала собственной страны. Отечественные корпорации вынуждены занимать деньги у зарубежных банков под высокие проценты, что приводит к росту совокупного внешнего долга России.
Мы выдвигаем следующие основные задачи:
- Связать денежную эмиссию с целями и задачами экономического развития. Денежная политика Банка России должна быть скоординирована как с обычными для антиинфляционной политики денежными ограничениями, так и с задачами структурной реформы. Мы не считаем борьбу с инфляцией борьбой за развитие.
- Банку России следует перейти к политике гибкого денежного предложения, регулируемого ставкой рефинансирования. При этом основным каналом денежного предложения должно стать рефинансирование коммерческих банков под залог векселей платежеспособных предприятий, государственных корпораций и институтов развития.
- Реализовать программу репатриации капиталов, прекратить отток капиталов из страны.
- Стимулировать приток прямых иностранных инвестицийв производство при строгом соблюдении требований экономической и экологической безопасности страны.
- Осуществлять государственный контроль над ценами базовых и инфраструктурных отраслей, в частности, над ценами на энергоносители и транспортными тарифами, которые создают спираль инфляции издержек, перегружают бюджет и ведут к серьезным социальным последствиям. Повышение цен в этих отраслях может происходить в исключительных случаях и только под обязательство поддерживать определенный объем инвестиций.
- Устранить ценовые диспропорции между промышленностью и сельским хозяйством.
- Расширить программу восстановления сбережений населения в Сбербанке России, переведя их в целевые долговые обязательства, которые могут быть использованы в качестве платежного средства при приватизации госсобственности.
Мы считаем, что расчеты по экспорту нефти, газа, металлов, леса и других биржевых товаров необходимо осуществлять в национальной валюте страны — российских рублях. Одновременно нужно создать своибиржевые площадкиторговли этими товарами в России. Это позволит сделать рубль новой мировой резервной валютой, обеспечив его 100%-ю конвертируемость.