Партии и политическое движение (Рыженко)
Слайд
Политическая партия (от лат. pars (partis) — часть, группа) — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоев и стремящаяся с достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении).
Отличительные признаки политической партии: (слайд)
1) Нацеленность на завоевание и осуществление власти.
2) Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии.
3) Наличие организации (руководящие органы, членство, устав партии).
4) Наличие разветвлённой сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.
5) Носитель определённой идеологии или особого видения мира и человека.
Многообразие политических партий(слайд)
Реальное многообразие партий, участвующих в политической жизни общества, огромно. Отчасти оно связано с тем, что различные партии исповедуют разные идеологии, которые реализуются не только на словах, т. е. в политических программах, но и на деле, в том числе и в том, как партии организованы, какие цели они ставят и какие пути достижения выбирают. Здесь необходимо учитывать и личностные особенности лидеров, и руководящий состав партии, а также специфику политического режима страны и т. д.
Чтобы охватить всё многообразие партий с точки зрения их идеологии и внутреннего устройства, невозможно ограничиться каким-то одним принципом классификации. Поэтому в политологии существуют многочисленные классификации, при помощи которых в конечном итоге можно описать любую партию.
Слайд
Функции политической партии:
1) Борьба за власть в государстве и влияние на политику государства.
2) Участие в осуществлении власти.
3) Участие в формировании власти.
4) Формирование общественного мнения.
5) Выражение интересов социальных групп.
6) Политическое воспитание.
7) Подготовка кадров политиков.
Партийная система
Партийная система — совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.
Политические движения (слайд)
Политическое (социально-политическое, общественно-политическое) движение — добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.
Отличительные признаки политического движения:
1) Стремится не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении.
2) Имеет добровольное членство либо вообще не имеет чётких, формальных процедур, связанных с членством.
3) Не имеет строгой иерархии, т. е. четкого распределения между центром и периферией в нём не обнаруживается.
4) Ориентируется на выражение частных интересов той или иной группы людей.
5) В большей мере зависит от своего лидера, его популярности, чем от чёткости программных установок.
Политическое сознание (Лихачёва)
СЛАЙД Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политической власти и государственности.
В наиболее общем смысле политическое сознание - это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.
Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.
Содержание политическою сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на следующих трех уровнях:
Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;
Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий; Обыденный уровень политического сознания — повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни. Другое название этого уровня — «общественная психология».
Виды политического сознания (слайд)
В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:
§ индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);
§ групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
§ массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).
Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.
Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.
Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.
Политические установки и выводы
Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы, т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений.
СЛАЙД Важнейшим слагаемым политического сознания выступают политические ориентации как нормативные представления людей о соответствии их стремлениям целей политической практики и приемлемых для них средств достижения этих целей. При этом разные, находящиеся в одинаковых условиях общности, ввиду многозначности выполняемых ими социальных ролей и функций, зачастую придерживаются противоположных политических ориентаций.
В формировании массового политического сознания той или иной общности большую роль играет социальный опыт, как собственный, так и опыт предшествующих ей
социальных формирований и групп. Этот опыт доходит до каждого поколения через определенную систему идеологических представлений, традиций, ценностей. Любая идеология, воздействуя на массовое сознание, опирается на элемент социального опыта. В то же время противоречащие друг другу слагаемые этого опыта оказывают различное по силе воздействие на отдельные элементы и структуру политического сознания.
С ролевой точки зрения политическое сознание выполняет следующие функции: слайд
§ регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);
§ оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);
§ интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);
§ познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);
§ прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);
§ мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).
Типологию политического сознания проводят по разным критериям. В научной практике чаще других используется ставшая классической следующая типология:
Все эти типы политического сознания сложились в основном к моменту развития капитализма в Европе. В разных странах они имеют свои разновидности и обусловленные национальной спецификой особенности. Тем не менее, можно выделить некоторые общие, «наднациональные» черты, присущие каждому из этих типов в качестве исходных, базисных, т.е. наиболее «репрезентативных».
Различные течения консерватизма объединяет одна общая функция — идейно-политическое оправдание и стабилизация исторически изживших себя общественных структур. Все виды этого политического сознания отображают особенности политического мышления тех социальных слоев, положению которых в обществе угрожают новые тенденции общественного развития и которые испытывают страх перед социальным прогрессом. На Западе известны следующие типы консервативного сознания: традиционалистское, либертаристское (от фр. liberte — свобода), неоконсервативное. В России правомерно выделить консервативно-элитарный и неоконсервативный виды.
Либерализм возник с развитием буржуазного общества как критика феодальной регламентации экономической и социально-политической жизни. Носители этого сознания выступали за свободное предпринимательство, свободный рынок, буржуазную демократию и гражданские права. Из традиционного либерализма со временем развилось несколько современных направлений, которые придают особое значение свободе индивидуальности, конституционной деятельности правительства, верховенству закона, равенству людей, понимаемому как равенство возможностей, прав, а не как равенство статусов и результатов, терпимости к различным точкам зрения, конструктивным социальным программам и изменениям и т.д. Одна из наиболее существенных отличительных черт либерализма состоит в том, что критика существующей политической системы направлена на ее укрепление, а не на разрушение.
Радикализм как тип политического сознания характеризуется смысловой неопределенностью, правым и левым пределом политического спектра конкретного общества. Радикализм определяется как социальный критицизм, при этом критика существующей политической системы предполагает ее изменение. Позитивной чертой радикализма является его способность к формированию новых отношений и политических институтов. Левый радикализм на Западе характеризуется ярко выраженной антикапиталистической ориентацией. Из разновидностей левого радикализма можно выделить: социал-демократическое, социалистическое, коммунистическое и анархическое сознание. Все элементы этих типов леворадикального сознания присутствуют и в современной России.
Если обратиться к истории, то следует признать, что ни одно леворадикальное движение не создало демократического общества. Даже социал-демократия, которая способствовала важным переменам в капиталистическом обществе, не привела к преодолению его базовых структур. Вместе с тем, популярность идей леворадикалов в мире весьма высока. Это связано, прежде всего, с тем, что многие из них, и, в первую очередь, социал-демократы, выдвигают как основную задачу защиту прав человека и обеспечение его социальной безопасности, что повсюду составляет непременную базу прогресса. Большинство течений левого радикализма признают сегодня идею смешанной экономики и демократию как строй, который гарантирует достоинства человека труда и выступает инструментом контроля над власть имущими. В свете триумфальных побед социал-демократов на последних парламентских выборах в Германии и в Великобритании многие политические футурологи говорят о том, что ХХI век будет веком именно социал-демократии, а не неоконсерваторов и даже не неолибералов.
Правый радикализм обычно сравнивают с реакционным бунтарством. Он формируется путем эволюции консерватизма вправо из-за неэффективности слишком «умеренных» консервативных интересов. Однако правый радикализм формируется также за счет эволюции социального протеста масс. Поводом к этому служит систематическая практика ущемления интересов различных групп общества, вызывающая в их сознании ощущение несправедливости господствующих порядков и желание их изменить.
К разновидностям правого радикализма обычно относят расизм, фашизм, псевдолевый экстремизм.
Говоря о двух разновидностях радикализма, следует обратить внимание на существование следующей закономерности, а именно: при определенных условиях возможно смыкание интересов, политических лозунгов и даже действий правых и левых радикалов.
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ слайд
Политическое сознание является составной частью общественного сознания. В философии и психологии сознание определяется как способность идеального воспроизведения (отражения) действительности в мышлении.
Как один из видов общественного сознания политическое сознание отражает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности общества. Это система взглядов, представлений, знаний, установок, чувств о реальной и воображаемой политике; внутренняя «реакция» индивида или социальной общности на политическую жизнь.
Политическое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить три уровня политического сознания: обыденный, теоретический и мотивационно-поведенческий.
Политическая психология включает различные свойства психики людей, имеющие прямое или косвенное отношение к политике, например привычки, традиции, предрассудки, установки, стереотипы, эмоции, настроения, мнения и пр. Каждое из свойств психики занимает свое место в структуре политической психологии и выполняет определенную роль. Так, если традиции, как правило, являются инерционной силой и в процессе формирования политического сознания, и в процессе развития общественных отношений, то эмоции, настроения, мнения более динамичны.
Один из важнейших элементов политической психологии — политические установки. Они представляют собой готовность, предрасположенность субъекта политики действовать определенным образом, направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Установки формируются под воздействием мнений, суждений, слухов, обобщенного опыта или усваиваются индивидом и т. д.
Другим важным элементом политической психологии являются стереотипы. Они возникают на основе многократного повторения одного и того же действия или схожих событий. Например, за последние 10-15 лет российское государство не раз обкрадываю своих граждан (павловская реформа обмена денег, либерализация цен, приватизация, финансовый кризис в августе 1998 г.). В результате у населения сформировался устойчивый стереотип недоверия к властным структурам.
Кроме того, политическая психология включает политические предпочтения, в основе которых лежит рациональный выбор, и политические ориентации, представляющие собой обоснование того или иного выбора.
Все элементы политической психологии содержат эмоциональные и рационально-осознанные компоненты политических отношений. От их соотношения в политическом сознании масс во многом зависят формы протекания политических процессов и их результаты.
В отличие от политической психологии, которая, как правило, «не утруждает» себя серьезными теоретическими обоснованиями тех или иных представлений о политике, политическая идеология требует теоретического, научного подхода к объяснению политических процессов и явлений.
Научность идеологии носит относительный (условный) характер. Если признать одну идеологию «истинно» научной, то из этого следует, что все другие будут ненаучными и их необходимо отвергнуть. Между тем монополизм на истину ведет к монополизму в политике. Кроме того, необходимо иметь в виду, что идеология не столько занимается поиском истины (как научная теория), сколько стремится обосновать приоритетность интересов и ценностей определенной социальной общности или политической элиты.
Политическая идеология составляет ядро политического сознания, так как позволяет классу или социальной группе осознать свои коренные интересы и предполагает определенную программу политических действий для достижения своих целей.
Мотивационно-поведенческий уровень представляет собой установку на определенного рода действия. Поведенческий уровень вырабатывается в результате взаимодействия (противодействия) политической психологии и политической идеологии. Лишь те идеи (знания, представления), которые овладевают сознанием людей, становятся достоянием духовного мира личности, социальных групп, на их основе формируются убеждения и мировоззрение, мотивы поведения. В свою очередь, участие в политической деятельности, политическом процессе способствует формированию политического сознания.
Политическое сознание носит конкретно-исторический характер. Это означает, что одни и те же понятия могут восприниматься и оцениваться по-разному. Кроме того, политическое сознание обладает достаточной динамичностью и может изменяться в зависимости от специфики политического бытия, политических событий.
По уровню осознания политической сферы политическое сознание подразделяют на эмпирическое, обыденное, идеологическое и научное; по субъектам — на индивидуальное, групповое, массовое, общественное; по типам политических режимов — на тоталитарное, либеральное, демократическое.
Политическая культура(Таланова)
1 сл Политическая культура-это составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политической системы. Особенность политической культуры состоит в том, что она составляет не саму политику и политический процесс, а их осознание и объяснение.
Политическая культура – это часть духовной культуры народа. Она включает те её элементы, которые связаны с общественными политическими институтами и процессами. Она оказывает влияние на формы, функционирование и развитие государственных политических институтов, задают направление политическому процессу, обуславливает политическое поведение широких масс.
2 сл Составные элементы политической культуры
Составные элементы политической культуры обуславливаются социально-экономическими, национально-культурными, общественно- историческими и другими долговременными факторами. Они характеризуется относительной устойчивостью, живучестью и постоянством.
Элементы:
1)познавательный элемент – политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления.
Неотъемлемой частью политической культуры являются элементы политического сознания, доминирующие в данном обществе или наиболее распространенные среди членов данной социальной группы. Устойчивые политические представления играют существенную роль в социальной практике определяемое определяя состояние политического сознания и формируя гражданскую позицию.
2) Нравственно-оценочный элемент - это политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения. Политическая культура проявляется в понимании и поиски российским человеком социального идеала, который нашел свое явное отражение в политическом менталитете как национальном способе видеть мир и действовать в определенных обстоятельствах. Наиболее устойчивыми являются традиции в политической культуре. Они представляют собой способы передачи образцов политического сознания и поведения, сформировавшихся под влиянием социальных факторов.
3) Поведенческий элемент - это политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности.
4) ценностные отношения - это общекультурные ориентации, власть. Характер и направленность общекультурных ориентаций раскрывает место политических явлений в структуре ценностей личности, группы, общества.
Значение мировоззрения ориентаций состоит в том насколько выбор политических позиций человека зависит от испытываемых им предпочтений ценностям.
3 слТипы политических культур
Политическая культура в ходе своей исторической эволюции проходит сложный процесс формирования и развития. Для каждой исторической эпохи, для каждого вида политических систем и социальных сообществ характерным является свой тип политической культуры. Общепринятой считается типологизация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой:
1. патриархальный тип - для него характерны: низкая компетентность в политических проблемах, отсутствие интереса граждан к политической жизни, ориентация на местные ценности — общину, род, племя и т. д. Понятие о политической системе общества и способах ее функционирования полностью отсутствует. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей;
2. подданнический тип - ориентируется на интересы государства, но личная активность невысокая. Такой тип хорошо усваивает исполнительские роли и функции, поэтому легко поддается манипулированию со стороны различного рода, чиновников, политических авантюристов. Индивидуальная политическая активность достаточно низкая, интерес к политике слабый. Понятие о политической системе уже присутствует, но представление о возможностях как-то повлиять на власть отсутствует;
3. активистский тип - предполагает активную включенность граждан в политический процесс, участие в выборе органов власти и присутствует стремление повлиять на разработку и принятие политических решений. Интерес граждан к политике достаточно высокий, они хорошо информированы о структуре и функциях политической системы и стремятся реализовать с помощью конституционных прав свои политические интересы.
4 сл Политическая культура в современной России. На содержание и уровни развития современной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы:
1 радикальные изменения основ экономической и социальной политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию разных групп населения из ближайшего зарубежья. Цифра 2 изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности. 3 переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектива будущего.
5 слТипы политической культуры в современной России.
Традиционное и индустриальное общество существующие в одно и тоже время дали современному миру 2 основных типа политической Культуры:
· тоталитарный
· демократический
для тоталитарного типа советского периода характерно унифицированность политического сознания и поведения жесткость предписания со стороны государства. Расхождение слова и дела политической элиты
Демократическая политическая культура предполагает плюрализм(многообразие) политических установок типов поведения и основывается на толерантности. и означает не просто терпимость к чему-то и кому-то означающий готовность взаимодействовать с оппонентом, вбирать в себя наиболее рациональное.
В современном российском обществе политическая культура содержит в себе элементы тоталитарной культуры и демократической.
6 сл Функции политической культуры:
Одна из важнейших функций политической культуры – политическая социализация граждан. С одной стороны, в процессе социализации каждый человек формируется как социокультурное существо. С другой стороны, будучи носителем политической социализации индивид включается в многогранный и динамический процесс политических отношений. Политическая культура формируется 10-тилетиями и 100-летиями. Она – результат познания объективных политических процессов и соответствующих выводов из них. В этом деле большая роль принадлежит целенаправленной деятельности общества, его институтов в борьбе с объективизма и догматизма
· Познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);
· Интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);
· Коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);
· Регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);
· Воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации);
· Мобилизационная (это процесс, в ходе которого посредством образования новых партий и других политических институтов на политическую арену выводятся широкие слои населения).
Вывод политическая культура предстает как результат длительного поиска различными поколениями политических ценностей и идеалов, тщательного их отбора в ходе проверки и закрепления на практике
Политическая культура содержит массу конфликтов и противоречий между личным и общественным мотивом поведения и самим поведением. Но благодаря этому, оно способно и ориентировать людей на политическое действие или бездействие.
Политическая культура населения – это фундамент на основе которого должно строиться реальная практическая политика.