Церковь в эпоху опричнины. Митрополит Филипп.
Сначала надо рассказать про политику Ивана и его судьбу, что был он подозрительный, а бояре всё наглели и наглели, в итоге вот тебе раз! Опричнина- 1564 г. Казалось бы, какая разница церкви с точки зрения политической- ну поделил земли и поделил, не важно, кто правит- единоличный государь или вместе с боярами. Всё бы было бы так, если бы не террор, которым сопровождалась опричнина, Церковь, как оплот православия такого стерпеть не могла.
С началом всей этой авантюры на митрополичьей кафедре был Афанасий. Иван IV, как мы знаем, удалился из Москвы, народ и всё общество захотели его возвращения, с этой целью москвичи обратились к митрополиту, чтобы он как-то вразумил царя и вернул его обратно, была сформирована депутация к царю. Царь принял депутацию, выразил снова свои укоризны боярству и в заключение сказал, что "для отца своего митр. Афанасия и для своих богомольцев архиепископов и епископов" соглашается принять власть над государством, но с условием, чтобы духовенство не мешала ему осуществлять расправы над изменниками. Условие было принято, и Иван Васильевич тут же объявил об учреждении нового правительственного органа - опричнины. Но!Хоть церковь и обещала не вмешиваться, но она не могла не протестовать, по нравственным побуждениям, против сопровождавших политику опричнины бесчеловечных жестокостей Ивана Васильевича.
Афанасия на метрополичей кафедре сменил Герман. Герман долго не соглашался принять митрополичий сан, но был "принужден" царем и собором. Через два дня нареченный митрополит имел с царем беседу, во время которой увещевал его оставить свои гонения и жестокости. Вмешательство митрополита разозлило царя, и он удалил иерарха с кафедры, на смену ему пришел еще более ярый противник царского режима- митр. Филипп, хотя царь надеялся найти в нем поддержку.
Св. Филипп (1566 - 1568 гг.). Филипп происходил из боярского рода Колычевых. Посетив Москву (1550-51 гг.), игумен Филипп заслужил особое расположение царя Ивана Васильевича, который ради него сделал целый ряд щедрых пожалований и драгоценных пожертвований Соловецкой обители. Вызванный в Москву и обласканный царской милостью, Филипп сначала отказался от принятия предложенного ему сана, но, будучи понуждаем царем и собором, откровенно поставил с своей стороны условием отмену опричнины, но в итоге было достигнуто общее соглашение, и Филипп согласился принять сан митрополита.
В мире прошел только один год, а в июле 1567 г. царь начал производить страшные пытки и казни поповоду перехваченных писем польского короля к некоторым из бояр. Филипп попытался как-то остановить царя, но их тайная беседа не усмирила последнего, а только убедила, что митрополит сторонник бояр. Гнев царя на митрополита получил огласку.
Митр. Филипп, поняв, что потерял доверие царя, решил нарушить свой обет молчания в виду непрестанных казней жертв царской подозрительности. В марте 1568 г. митрополит обратился к Ивану Васильевичу в Успенском соборе с открытым обличением в несправедливых жестокостях. Ситуация: на службе царь подошел к митрополичьему месту и ждал благословения. Митр. Филипп, как бы не замечая его, пристально смотрел на образ Спасителя. Тогда, взглянув на Ивана Васильевича, Филипп с пастырским дерзновением и гневным пафосом произнес, что не станет благословлять такого грешка. Позорящего своими жестокими деяниями славу России. Это, естественно, разгневало царя. Конфронтация усиливалась. Царь начал прямо искать повода сместить Филиппа с кафедры. Падение Филиппа было только вопросом времени. 28-го июля, во время крестного хода в Новодевичьем монастыре, св. Филипп заметил пред чтением Евангелия одного опричника стоящим в шапке, выговорил за него государю. Царь оглянулся, но виновного не нашел, так как тот успел снять ее. Услужливые языки тотчас же подсказали государю, что митрополит говорит неправду, издеваясь над его царской державой. Царь, взбешенный самим фактом выговора, потерял по обычаю всякое равновесие и начал всенародно бранить святителя, называя его лжецом, мятежником, злодеем. После этого Грозному во что бы то ни стало нужно было подыскать какие-нибудь канонические основания для свержения Филиппа.
Для этого было сфабриковано дело, в котором один из священнослужителей обличал Филиппа в невыполнении своих обязательств и нарушении правил священнослужения. Немедленно был созван собор - позорнейший из всех, какие только были на протяжении всей русской церковной истории. Мужественный святитель, выслушав лжесвидетелей, не унизился до оправданий и прямо начал слагать с себя знаки своего сана. Но торжествующие враги не позволили ему сделать это так легко и просто. 8-го ноября Филиппа заставили служить литургию в Успенском соборе. Но во время богослужения сюда явился боярин Басманов с толпой опричников и прочитал пред народом соборный приговор о низложении митрополита. После этого опричники сорвали с Филиппа архипастырские одежды, облекли его в старую монашескую ряску, вытолкали из храма и на дровнях свезли в Богоявленский монастырь. Целую неделю страдалец сидел в оковах в смрадной монастырской тюрьме, затем был перевезен в старый Никольский монастырь, куда царь прислал митрополиту отрубленную голову одного из его родственников. После этих издевательств св. Филипп был сослан в Тверской Отрочь-монастырь, где через год Малюта Скуратов собственноручно задушил его,
Так или иначе, но три следовавшие один за другим митрополита конца царствования Грозного уже наложили печать на уста свои и предоставили царю полную свободу действий. При митрополите Кирилле 4 ужасы опричнины достигли страшных размеров почти междоусобной войны: разорялись иопустошались по подозрению в измене целые города. Особенно пострадал в 1570 году Новгород, где подвергся специальному поруганию известный нам архиепископ Пимен.
Итогом опричнины в отношении церкви стало то, что авторитет русских первосвятителей был принижен до небывалой еще степени.