Основные подходы к содержанию итоговой работе

По учебной дисциплине История

(реферат, эссе, исследовательский проект - по выбору)

Реферат - краткое изложение содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме. Объем реферата может достигать 10-15 стр.; время, отводимое на его подготовку – от 2 недель до месяца. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата – развитие навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям. Для подготовки реферата студенту предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению.

Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на определенную тему. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария дисциплины История, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Для подготовки эссе студенту предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению.

Критерии оценки эссе: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения).

Исследовательский проект

Проектирование позволяет решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией этих результатов.

В работе над проектом предполагаются следующие этапы:

1. Подготовка. Определение темы и целей проекта.

2. Планирование.

Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчёта).

Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.

Распределение заданий и обязанностей между членами команды.

3. Исследование.

Сбор информации.

Решение промежуточных задач.

Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

4. Анализ и обобщение.

Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов.

5. Представление проекта.

Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчёт, электронная презентация

6. Подведение итогов.

Оценка результатов и самого процесса проектной деятельности студентов.

8. Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету по дисциплине «История»

1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг.

2. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура 60-80-е гг.

3. Внешняя политика СССР 60-80-е гг.

4. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. XX в.

5. Отражение событий 80-х гг. XX в. в Восточной Европе на дезинтеграционные процессы в СССР

6. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ

7. Российская Федерация как правопреемница СССР

8. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.

9. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве

10. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество

11. Планы НАТО в отношении России

12. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр.

13. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе

14. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации

15. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда»

16. Глобальная программа НАТО и политические ориентиры России

17. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе

18. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры»

19. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России

20. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения

21. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе

22. Основные факторы политического развития современной России

23. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике

24. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ

Наши рекомендации