Основные подходы к содержанию итоговой работе
По учебной дисциплине История
(реферат, эссе, исследовательский проект - по выбору)
Реферат - краткое изложение содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме. Объем реферата может достигать 10-15 стр.; время, отводимое на его подготовку – от 2 недель до месяца. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата – развитие навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям. Для подготовки реферата студенту предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению.
Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на определенную тему. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария дисциплины История, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Для подготовки эссе студенту предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению.
Критерии оценки эссе: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения).
Исследовательский проект
Проектирование позволяет решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией этих результатов.
В работе над проектом предполагаются следующие этапы:
1. Подготовка. Определение темы и целей проекта.
2. Планирование.
Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчёта).
Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.
Распределение заданий и обязанностей между членами команды.
3. Исследование.
Сбор информации.
Решение промежуточных задач.
Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
4. Анализ и обобщение.
Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов.
5. Представление проекта.
Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчёт, электронная презентация
6. Подведение итогов.
Оценка результатов и самого процесса проектной деятельности студентов.
8. Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету по дисциплине «История»
1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг.
2. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура 60-80-е гг.
3. Внешняя политика СССР 60-80-е гг.
4. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. XX в.
5. Отражение событий 80-х гг. XX в. в Восточной Европе на дезинтеграционные процессы в СССР
6. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ
7. Российская Федерация как правопреемница СССР
8. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.
9. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве
10. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество
11. Планы НАТО в отношении России
12. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр.
13. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе
14. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации
15. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда»
16. Глобальная программа НАТО и политические ориентиры России
17. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе
18. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры»
19. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России
20. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения
21. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе
22. Основные факторы политического развития современной России
23. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике
24. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ