Хрущевские реформы. Освоение целинных и залежных земель.

После смерти И. Сталина (март 1953 г.) Первым секретарем ЦК Компартии Н. С. Хрущевым была предпринята попытка демократизации политической жизни. В феврале 1956 года прошел XX съезд партии, на котором был поднят вопрос о преодолении последствий культа личности. В 1954 году февральско-мартовский Пленум ЦК партиипринял решение "О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель". Это было обусловлено тем, что в СССР стал нарастать дефицит хлеба. Теоретически здесь было два выхода - интенсивный, за счет перехода к рыночным механизмам регулирования экономики, но это противоречило идеологии социализма. руководство СССР решило пойти вторым, экстенсивным путем - ликвидировать дефицит хлеба за счет распашки новых земель. В 1954 году было распахано 13,4 млн га новых земель, в том числе в Казахстане 6,5 млн га, то есть почти 50 %. Началось массовое движение за освоение целинных земель. Только за год с марта 1954 по март 1955 года в Казахстане было организовано 337 совхозов. В 1954-1955 годах по всей стране было поднято 29,7 млн га целинных и залежных земель, из них 18 млн га или 60,6% - в Казахстане. За счет целинных земель стало возможным производство зерна на душу населения более 2 тыс. кг, хотя, исходя из мировой практики, достаточно около 1 тыс. кг. К этому времени от должности первого секретаря ЦК КП Казахстана был освобожден Ж. Шаяхметов, на его место поставлен П. Пономаренко, вторым секретарем стал Л. Брежнев. Председателем Совета Министров назначен Д. Кунаев.

Освоение целины имело и негативные последствия. Уже в 1960 году в целинном регионе Казахстана ветровой эрозии подверглось 9 млн га почвы. Рост населения целинных районов на 61% осуществлялся за счет миграции из РСФСР, Украины, Белоруссии, Молдавии. За период с 1954 по 1962 год на подъем целины в Казахстан из европейской части СССР прибыло около 2 млн человек. Доля казахов в населении республики снизилась до 30 %, возникла угроза функционированию национального языка, социальных институтов этноса. В 1962 году по инициативе Н. Хрущева северные области Казахстана были объединены в Целинный край, а город Акмолинск переименован в Целиноград.

Таким образом, "хрущевская декада" 1953-1964 годов ознаменовалась, с одной стороны, попытками демократизации, попытками стимулировать сельское хозяйство через изменение налоговой политики, повышение закупочных цен на продукцию животноводства. А с другой - это волюнтаристские и субъективистские решения, экстенсивный путь развития экономики.

Казахстан в 1965—1985 годы

На октябрьском 1964 года Пленуме ЦК КПСС произошла смена руководства страны. Пленум освободил Н. С. Хрущева от обязанностей Первого секретаря ЦК партии. Им стал Л. И. Брежнев, главой правительства - А. И. Косыгин.

В середине 60-х годов были проведены хозяйственные реформы. Сентябрьский 1965 года Пленум ЦК партии осудил административные подходы в управлении экономикой и предложил предоставить большую самостоятельность предприятиям, развивать хозяйственный расчет, сделать ставку на экономическое, материальное стимулирование. Все это привело к тому, что в годы восьмой пятилетки (1966-1970) народнохозяйственный комплекс достиг наивысшего со времени введения плановой экономики индекса роста, эту пятилетку даже называли "золотой".

В 60-е годы в Казахстане было осуществлено широкомасштабное промышленное строительство, но вследствие сырьевого характера экономики республики преимущественное развитие получили добывающие отрасли. За период с 1961 по 1970 год в Казахстане вступило в строй предприятий, цехов, а также реконструировано и технически перевооружено 1709 объектов. Казахстан давал около 90 % общесоюзного выпуска желтого фосфора, 40 - кормовых фосфатов, до 70 - меди, цинка, свинца. Он занимал первое место в СССР по добыче хрома, третье - по добыче угля, железных, марганцевых руд.

В марте 1965 года состоялся Пленум ЦК партии, на котором была предпринята попытка разработки эффективной аграрной политики. Были подняты цены на сельхозпродукцию, введены надбавки за ее сверхплановую продажу. Укреплена материальная база колхозов и совхозов, изменена налоговая политика. Были также приняты меры для внедрения хозрасчета в сельском хозяйстве. Хотя они и носили половинчатый характер, тем не менее дали ощутимый результат. Как уже отмечалось, восьмая пятилетка была одной из лучших

В начале 70-х годов происходило свертывание реформ, начатых в середине 60-х. Поднять эффективность общественного производства не удалось. Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет экстенсивного использования резервов республики, вовлечения в оборот сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. За период с 1970 по 1985 год общий объем промышленной продукции увеличился вдвое, а в машиностроении, химической промышленности - более чем втрое.

В основе экономики лежал принцип директивного управления и диктат центра. Около 50 % промышленности Казахстана находились в ведении союзных министерств. Союзные министерства игнорировали интересы республики, развитие ее социальной сферы, подготовки национальных кадров, охраны окружающей среды (примерами экологических катастроф могут служить Семипалатинский полигон, Арал). Например, уровень Аральского моря понизился на 14м, площадь акватории сократилась на 40 %, объем воды - на 65. Высохшее морское дно превратилось в очаг зарождения солепылевых бурь. Это вызвало рост эпидемических заболеваний, таких как гепатит, туберкулез, а количество онкологических заболеваний в этом регионе превышало союзный показатель в 15 раз. Не менее острой экологической проблемой стал космодром Байконур, расположенный на территории 6717 км2, а также находящиеся под его воздействием 4,6 млн га территории Казахстана, куда приземлялись отработанные ступени ракет по трассе их движения. Кроме того, Семипалатинский атомный полигон насчитывал около 200 штолен, на нем было произведено 470 ядерных взрывов из 715, произведенных в СССР. 17 подземных ядерных взрывов было произведено на полигоне Азгир в Прикаспийской низменности, еще 21 взрыв - в других местах республики.

Сырьевая направленность экономики Казахстана привела к тому, что в 70-80-е годы оставались слаборазвитыми перерабатывающая промышленность и производство товаров народного потребления. Около 60 % непродовольственных товаров народного потребления поступало из других союзных республик, причем часто они изготавливались из казахстанского сырья.

Командно-административные методы управления экономикой, игнорирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана в середине 80-х годов к кризису.

Наши рекомендации