Глава III. От сравнительно-исторического анализа – к аналитической герменевтике
Получив вместо напутствия это ироническое «ну-ну», я стал еще внимательнее заниматься текстами Путина и Медведева, посвященными теме развития. Но уже не как фактологическими частностями, а как смысловыми единицами, требующими для своего прочтения герменевтического метода. То бишь расшифровки. Для того, чтобы заниматься расшифровкой, нужны ракурсы, они же основания. Ты должен взглянуть на тексты с помощью нескольких, так сказать, смысловых призм (ракурсов). Тогда и только тогда возникает смысловой объем, в рамках которого прочтение текста теряет линейно-структуралистский, то есть заведомо частно-фактологический, характер. И приобретает характер совсем другой. Но каковы же эти призмы, они же ракурсы, основания?
Мне представляется, что они таковы.
Основание №1. После двадцатилетнего молчания на данную тему высшие политические руководители страны вдруг начали высказываться – согласованно и подробно – именно на эту, фактически затабуированную ранее, тему. Может это быть случайным? Я утверждаю, что не может. В любом случае, согласитесь, нельзя дать окончательный ответ на вопрос, «может или не может», не анализируя подробно тексты Путина и Медведева, посвященные теме развития.
Основание №2.А вдруг речь идет не только о словах, но и о попытке что-то осуществить? В отличие от многих, я вовсе не склонен демонизировать этих высших политических руководителей и просто обязан предположить, что они не только высказываются на данную тему (осуществляют пиар), но и стремятся что-то реализовать. Обратите внимание, я не утверждаю, что они непременно собираются что-то реализовать. Я только говорю о том, что рассмотрение наряду с прочими и этой гипотезы, гипотезы о связи высказываний с реальностью, обязательно, коль скоро речь идет не о заказной демонизации данных фигур, а об объективном рассмотрении всех возможных сценариев их политического поведения.
Оговорю дополнительно, что если высказывания наших высших руководителей на тему развития как-то связаны с предстоящим политическим действием (реализацией проекта развития), то, каков бы ни был тот проект, в рамках которого будут осуществляться эти действия, ничто не будет так ненавистно врагам России, как этот проект. Потому что России уже предписано не только не развиваться, но и, наоборот, деградировать.
Основание №3. Даже если речь идет только о высказываниях, а не о действиях, то масштаб высказывающихся фигур превращает их высказывания в факт большой политики. Ответить окончательно на вопрос о том, сколь масштабны мотивы, требующие от них таких высказываний, мы можем только проанализировав подробно высказывания (да и не только их). Но, как мне кажется, ни у кого не вызывает сомнения, что фигуры такого ранга не высказываются совсем уж с бухты-барахты на произвольную тему. Причем по многу раз. Так что же произошло? Ну, пусть произошедшее не имеет отношения к всеобъемлющему мобилизационному проекту «Развитие»... Точнее, либо произошедшее имеет к этому отношение, либо нет. Если имеет – понятно, почему это важно. Но если не имеет, то это не менее важно. Потому что, не имея отношения к проекту «Развитие», это к чему-то должно иметь отношение. И очень важно определить, к чему именно.
Ответ на этот вопрос обязателен для каждого, кто хочет что-то понимать в российской политике.
Основание №4. Благими помыслами бывает вымощена дорога в ад. Нельзя считать, что всегда и во всех случаях это так. Но когда-то это может быть и так. Кроме того, кто-то может попытаться так извратить благие помыслы (или частные политические мотивы), чтобы дорога вела именно в ад. При Горбачеве дорога развития (противопоставленная болоту брежневской застойной стабильности) привела в ад перестройки сотни миллионов людей. Где гарантии, что новая игра с развитием не повторит перестроечную? Что со временем кто-то не захочет противопоставить Путину как «римейку» Брежнева – Медведева как «римейк» Горбачева? Нет таких гарантий! Нет и не может быть! Поэтому интерес к высказываниям и действиям обязан сочетать в себе веру в позитив с рефлексией на возможный негатив.
Так что негоже фыркать – мол, кто-то снова взялся изучать под лупой высказывания руководителей партии и правительства. Из каких отстойников древнего диссидентства взяты напрокат запреты на изучение текстов политических лидеров своей страны? Тут весь вопрос в том, как изучать.
Теперь мы можем их изучать не только структуралистски, но и герменевтически. А это серьезно помогает решению поставленной нами основной задачи – выявлению связей между этими, все равно сугубо частными, текстами и общими проблемами развития.
Поверьте, я совершенно не собираюсь зацикливаться на текстах, читая их структуралистски, герменевтически или как-то иначе. Я понимаю, что на следующем этапе придется перейти от текстов к контексту, а от контекстов к чему-то большему. И все же предлагаю набраться терпения. И завершить (теперь уже иное, более объемное) рассмотрение текстов. Пусть это станет отправным пунктом. А куда приведет нас начавшаяся с такого отправного пункта дорога, размышлять рано. Надо отправной пункт сначала отработать как следует.
22 января 2008 года. В Центральном выставочном зале «Манеж» (Москва, Манежная площадь, д.1) открывается II Гражданский форум «Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке», организованный Общественной палатой Российской Федерации. На Форуме выступает кандидат в президенты России, первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев. И говорит следующее:
«Наше общество рождалось в болезненных, противоречивых событиях последних двух десятилетий. Но то, что оно сегодня является важным элементом политической жизни, это неоспоримый факт. Более того, структурированное гражданское общество – сейчас проходит процесс его оформления – уже имеется. И в дальнейшем, это самое главное, должно стать итогом нашего стабильного и цивилизованного развития».
Итак, «болезненные, противоречивые события последних двух десятилетий»... Последних двух десятилетий... Неслабо? Два последних десятилетия (условно – с 1988 по 2008 год) рассматриваются как единое целое, причем болезненно противоречивое целое. Обратите внимание – речь здесь идет явным образом не о проклятых десятилетиях коммунистического абсурда. Хотя бы потому, что этих десятилетий не два, а больше. Да и вообще речь явно о другом. О двух последних десятилетиях. Но сказать о двух последних десятилетиях можно только если ввести в разряд «болезненно противоречивых» лет весь путинский период...
Скептик воскликнет: «Ах, опять это чтение между строк!»
Во-первых, не между строк.
А во-вторых, любую политическую речь читают именно таким образом. Если, конечно, в ней хотят что-то понять. А не дежурно умилиться или дежурно же высказать свое «фе».
А в-третьих, я отнюдь не собираюсь ограничивать свой анализ подобными собственно политическими частностями.
Обычный политический смысл важен для меня лишь постольку, поскольку он позволяет осуществить полномасштабную герменевтику всех неочевидных сюжетов, связанных с появившейся вдруг на свет божий темой развития.
Есть ли в приведенном мною выше тексте другой – более масштабный – смысл? Безусловно! Эмоциональный, а в общем-то, и экзистенциальный смысл приведенного мною текста очевиден.
Прежде всего, в тексте зафиксировано, что последние два десятилетия – это эпоха с сильным привкусом негатива.
Кроме того, указано, что негатив этот не исчерпывает содержание данного отрезка времени. И потому к эпитету «болезненные» добавлен эпитет «противоречивые». Иначе было бы сказано просто «болезненные». Или «мрачные и болезненные», мало ли как еще. Но эпитет «болезненные» перекрывает эпитет «противоречивые». Да и «противоречивые» при такой склейке читается как «плохие».
Итак, эти десятилетия для автора рассматриваемого мною предвыборного выступления оправданно плохие. А для меня – неоправданно плохие. Но чем же оправдывает их негатив автор?
Тем, что эти плохие десятилетия сформировали некое благо – гражданское общество. Я-то ничего подобного не вижу. По мне, так криминалитет полностью съел это самое гражданское общество. Но меня сейчас должно интересовать прежде всего мнение автора. И, что еще важнее, экзистенциальный, эмоциональный и, по возможности, философский смысл, который автор в свое предвыборное высказывание закладывает. Есть ли такой смысл? Да, безусловно! И он, как мне кажется, достаточно очевиден. «Зима тревоги нашей позади. К нам с солнцем Йорка лето возвратилось» (Шекспир). Болезненность – позади, в прошлых десятилетиях. Впереди – освобожденное от болезненности гражданское общество.
Да, говорит автор, это общество рождалось в болезненных и противоречивых муках (как не вспомнить о «повивальной бабке истории», «родовых муках», сопровождающих приход нового, и так далее). Но ведь оно рождалось! И – родилось. Муки позади. Впереди, заявляет автор, стабильное и цивилизованное (очень важное слово – цивилизованное) развитие. Возможное во многом благодаря болезненному и противоречивому процессу, чьим позитивом является именно структурирование гражданского общества.
Я уже приводил еще одну цитату из выступления Д.Медведева на этом же форуме. Ту, в которой он говорит, что согласен с В.Путиным в том, что Россия исчерпала в прошлом веке лимит на революцию и гражданские распри.
Мне представляется важным напомнить читателю, что еще до В.Путина (и соглашающегося с его формулой Д.Медведева) об исчерпанных Россией в прошлом веке лимитах на революцию и гражданские распри сказал руководитель КПРФ Г.Зюганов. Помнится, шел 1995 год... Первая чеченская война... Колоссальная социальная напряженность, масштабнейшая распря де-факто. И тут на тебе – лимиты на революцию и гражданские распри исчерпаны. А рядом (в исполнении Зюганова, разумеется) заявление о «верности учению Маркса–Ленина». Как можно сочетать учение Маркса, да еще и Ленина, с «лимитом на революции», не понял никто. Но звучало солидно. И должно было понравиться хозяйственному активу. Лимиты, квоты... И чтоб того... «Чтоб базара не было»... А рынок, напротив, был. И, видимо, сам себя развивал. Причем – устойчиво!
Разумеется, Путин и Медведев не должны поверять Марксом и Лениным свои представления о реальном и должном. Они не клялись, в отличие от Зюганова, в «верности марксизму-ленинизму» через несколько лет после демонтажа оного. И почему они должны любить революции, считать их проводниками исторического промысла? Первый президент Веймарской республики социал-демократ Фридрих Эберт сказал, что «революция ему ненавистна, как грех». Ему можно, а Путину и Медведеву нельзя?
Впрочем, не в том дело, можно или нельзя. Дело в том, что реально и что желательно. О реальном не говорится. Ведь и Зюгановская реприза по поводу лимитов имеет именно этот смысл: уйти от реального к желаемому. Вы собираетесь на прогулку... Перед этим несколько дней шел проливной дождь. Вы говорите; «Природа исчерпала лимиты на дождь!» Что это значит? Что вам хотелось бы осуществить прогулку при солнечной и сухой погоде. Но есть же еще метеосводки! И мало ли как учудит природа! Метеосводки – это прогноз реальности (прогноз погоды, в данном случае). А кроме прогноза, есть данность... Дождь начинает накрапывать, а вы говорите, что лимиты на дождь исчерпаны. Что это значит? Что вы как бы восклицаете: «Чур меня! Сгинь!»
Сгинь, болезненность, прииди цивилизованное и стабильное развитие! Сгинь, революционаризм, прииди устойчивое развитие!
А вот фрагмент из выступления Д.Медведева 27 февраля 2008 года на встрече с избирателями в Нижнем Новгороде: «...сделать страну сильной, крепкой, с которой бы считались, которая бы развивалась и где жить было бы не стыдно, а комфортно». То есть еще и – сгинь, дискомфорт! Прииди – комфорт.
Мы видим, что негативы – это болезненность и революционаризм. А позитивы – это ЦИВИЛИЗОВАННОЕ и устойчивое развитие плюс комфорт, без которого жить... не неудобно, а стыдно.
Раз нестыдно, а комфортно, значит – логически, грамматически и по-всякому – стыдно жить некомфортно. А как иначе-то?
Итак, сгинь – стресс! Вперед – к бесстрессовому обществу. Но только не статичному (тогда главное – стабильность, а это прошлое, это Путин), а динамическому (тогда главное – развитие, а это будущее, это Медведев).
Бесстрессовое, динамичное (развивающееся, да еще и не абы как, а стабильно) общество... Вроде бы считалось, что развитие связано с напряжением, перенапряжением, преодолением пределов возможного. Тут предлагается нечто другое. То ли развитие – это комфорт, то есть отсутствие избытка напряжения... То ли для развития нужно оптимальное напряжение, но оно будет иметь комфортный, то есть щадящий, характер...
В любом случае, речь идет не о мобилизационном развитии, при котором «рви пупок, иначе хана», а о другом развитии, которое я бы назвал «гарнирным». Уже есть стабильность как кусок мяса, вполне съедобный и калорийный, но нужен еще гарнир в виде развития.
Спросят: «А вы что – мясо всегда кушаете без гарнира?»
Отвечаю: «Я очень люблю мясо с гарниром! И понимаю значение гарниров и соусов в кулинарии. Я только хочу знать, в чем уникальность нынешней ситуации, при которой я, как гражданин России, впервые за ее многовековую историю смогу спокойно лакомиться вкусным мясом с еще более вкусным гарниром. Ведь не может же эта уникальность быть связана с уникальностью пришедших к власти лиц и структур! У нее должны быть какие-то другие основания в российской и мировой реальности. Какие же?»
Д.Медведев отвечает и на этот вопрос в своем нижегородском выступлении от 27 февраля 2008 года. Основание, оказывается, в том, что Россия получит передышку. Причем весьма длительную. А почему это она ее получит? Медведев не объясняет, почему. Он просто говорит, что России она нужна. Поскольку в другом месте он говорит о том, что лимиты на все, что не есть передышка, исчерпаны, то это выглядит как магическое заклятие:
«Я прекрасно понимаю, насколько сейчас принципиальным для нашей страны является сохранение стабильности и преемственности в развитии. Ну, так мы этими революциями наелись, этой нестабильностью, падением уровня жизни, неустроенностью, что хочется, чтобы все-таки хоть какая-то передышка была. Я об этом неоднократно говорил и еще раз скажу: нам нужны десятилетия стабильного развития. Такая десятилетняя, многодесятилетняя передышка, которую получила Объединенная Европа после Второй мировой войны. Посмотрите, как они здорово за эти годы скакнули вперед – не потому, что они там уж какие-то умелые, а просто потому, что у них были нормальные человеческие условия для развития.
Ни с кем не воевали, не пытались перекраивать свою страну, не распадались на части, не собирались снова, не делили имущество, а просто спокойно развивались в течение десятилетий. И нам нужно такой же период для себя создать».
Итак, основания для того, чтобы я, как гражданин России, мог вкушать и мясо стабильности, и гарнир развития – в том, что этого хочется Д.Медведеву. Он, как видите, так прямо и говорит: хочется, чтобы все-таки хоть какая-то передышка была. Это очень симпатичное для меня желание. Но что если, несмотря на это желание, передышки не будет? Что тогда?
Кроме того, стоит ли говорить о том, что в Европе «не пытались перекраивать свою страну» и потому там спокойно развивались в течение десятилетий? Разве Германия не была разделена? И что значит «не собирались снова»? Разве Германия не собралась снова?
Что значит «не воевали»? Блок НАТО не участвовал в холодной войне? Франция не воевала в Алжире? Да и насчет спокойствия... Не было событий 1968 года во Франции? Не было стратегии напряженности в Италии? Не было греческих «черных полковников»? Не бурлили Испания и Португалия?
Мне возразят: «Залогом от потрясений, гарантией стабильных десятилетий для России являются не благие пожелания Д.Медведева, не то, что ему так хочется, а то, что В.Путин и его команда, в которую входит Д.Медведев, завоевали для России некие возможности. И эти возможности обеспечивают то, что даже такой скептик, как вы, будет лакомиться и мясом стабильности, и гарниром развития».
Отвечаю.
Во-первых, так и надо говорить.
Во-вторых, завоевано нечто внутри страны. А есть еще общемировой процесс.
В-третьих, давайте не наклеивать ярлыки (кто скептик, а кто не скептик), а внимательно всматриваться в реальный процесс, идущий параллельно с теми комфортными, успокоительными долженствованиями, которыми изобилуют рассмотренные нами тексты Д.А. Медведева.