Б. Алексей Михайлович (1645-1676)
Царь Алексей Михайлович был способным и самостоятельным, в отличие от Михаила, политиком, вспыльчивым по характеру, но отходчивым. По-видимому, за отходчивость и «гораздо тихий» нрав, за набожность его прозвали «Тишайшим».
Соборное Уложение 1649 года. В 1649 году был издан новый свод законов – Соборное Уложение (утверждено Земским собором). Уложение начиналось со статей, защищавших жизнь и честь царя, каравших за преступления против православной веры. Далее шли не только статьи, наказывавшие за уголовные преступления, но и определявшие права и обязанности сословий. Было окончательно оформлено юридически крепостное право: запрет на переход, бессрочный сыск беглых.
Все посадские люди прикреплялись к посаду и не могли уйти (им это было выгодно, поскольку за уходивших налог платили оставшиеся; государство сохраняло налогоплательщиков). Посадские люди – городские ремесленники и купцы – наделялись исключительным правом заниматься ремеслом и торговлей. Крестьяне, жившие близ городов, служилые люди, духовенство лишались этого права.
Свободные ранее от тягла «белые слободы», принадлежавшие крупным светским землевладельцам и церкви, безвозмездно прикреплялись к государевым посадам.
Духовенству и церковным учреждениям запрещалось приобретать вотчины, а мирянам отдавать вотчины монастырям. Все церковные и монастырские земли передавались в ведение Монастырского приказа.
Падение роли Боярской думы.При Алексее Михайловиче падает значение Боярской думы. Обсуждение важнейших внутриполитических и внешнеполитических вопросов было перенесено из Думы в узкий круг особо доверенных лиц, в так называемую «ближнюю» или «тайную думу». Если в дальнейшем эти вопросы выносились на заседание Боярской думы, то только для «протокольного» одобрения. Большинство указов Алексея Михайловича были именными, т. е. принимались без «приговора» (постановления) Думы, а только одним царским решением.
Падение роли Земских соборов. Резко падает и значение Земских соборов. Расцвет Земских соборов падет на годы Смуты, когда народ (общество, «земля») впервые решал важнейшие государственные вопросы – выбирал царей, самостоятельно, без царя освобождал страну от интервентов. Люди привыкли участвовать в политической жизни страны, и власть вынуждена была на первых порах считаться с этим – тем более, что первый царь новой династии чувствовал себя не уверенно на престоле. В первые годы правления Михаила Земские соборы созывались почти каждый год: давали санкцию на введение новых налогов, решали вопросы войны и мира и т. п. Но уже с 1619 г., когда в Россию из польского плена вернулся отец Михаила – патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) их созывают реже.
При Алексее Михайловиче Земские соборы созывались еще реже. Правда 2 из них имели важное значение: 1649 г. – принял новый свод законов «Соборное уложение»; 1653 г. – принял решение о присоединении Украины к России. Это был последний Земский собор.
Падение роли Боярской думы и Земских соборов означало усиление власти царя и становление в России самодержавия. Однако на пути этого процесса встала церковь.
Государство и церковь.При Борисе Годунове главой церкви становится патриарх (1589), что способствовало появлению притязаний церкви на светскую власть. При Михаиле государственными делами заправлял Патриарх Филарет, но он был отцом царя.
При Алексее Михайловиче патриархом становится Никон, известный своей церковной реформой, приведшей к расколу церкви. Реформу Алексей Михайлович поддерживал, но теократические притязания решительно отверг. Никон открыто считал духовную власть выше светской, патриарха – выше царя, что царь должен слушаться главу церкви: патриарх – солнце, царь – луна, светящая отраженным светом. Он добился от Алексея Михайловича титула «великий государь» (такой же титул носил и сам царь), претендуя на соправительство. Особенно отчетливо это проявилось с началом русско-польской войны 1653 года, когда царь часто и надолго покидал Москву. Никон председательствовал в Боярской думе и был столь строг, что выгонял слишком уж нерадивых думных чинов освежиться на воздух – на крыльцо дворца. Из приказов рассылались грамотки-директивы, в которых вместо привычного «царь указал» стояло: «святейший патриарх указал».
Ни боярам, ни царю это не понравилось. Царь перестал посещать церковные службы Никона, не приглашал больше его во дворец. Никон в сердцах перестал выполнять обязанности патриарха, за что был осужден на церковном соборе под председательством самого царя. Собор постановил, что патриарх не имеет право вмешиваться в государственные дела.
Система управления.Продолжала развиваться приказная система управления: число приказов увеличилось – более сорока постоянных и столько же временных, просуществовавших 1-2 года. Власть царя усиливалась, и ему был необходим эффективный аппарат управления. Для контроля над приказами, воеводами, для оперативного царского вмешательства в дела управления, для оживления активности чиновников был создан Тайный приказ (или Приказ тайных дел) – высший распорядительный и контрольный орган во главе с самим царем (!), поставленный над другими приказами. Посредством Тайного приказа царь получал возможность личного оперативного вмешательства в ход любого важного дела в государственном аппарате (например, изменить инструкцию уже находящемуся в пути послу, данную ему Посольским приказом).
Внешняя политика.Поражение в Смоленской войне (1632-1634) не означало, что Россия отказалась от возвращения Смоленских земель, бывших под властью Речи Посполитой (с 1569) и побережья Финского залива, которым после Столбовского мира (1617) владела Швеция.
Присоединение Украины к России (1654). В 1648 году на в юго-западных русских землях, находившихся под властью Речи Посполитой, на Украине, началось освободительное движение. Русско-православное население выступило против угнетения со стороны польских дворян и попыток окатоличивания. Во главе восстания стал казацкий гетман Богдан Хмельницкий. Ведя тяжелую борьбу с Польшей, Хмельницкий начал переговоры с Москвой о вхождении Украины в состав России. В 1653 году Земский собор дал согласие на вхождение Украины в состав России и объявил войну Польше. В 1654 году украинская Рада, собравшаяся в Переяславле, провозгласила переход Украины в подданство русского царя. Украина вошла в состав России на правах автономии: сохранялась власть выборного гетмана.
Русско-польская война 1654 – 1667 годов. Итоги: Левобережная Украина с Киевом, Смоленские и Северские земли отходят к России.
5. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб., 1917.
Соборное уложение 1649 г. и его значение.В июле 1648 г. царь созвал у себя боярскую думу и совет патриарха ("освещенный собор") и совещался с ними о том, что надо сделать, чтобы водворить порядок и правосудие в государстве, чтобы "всяких чинов людям от большого и до меньшего чину, суд и расправа была во всяки делах всем ровна". И было решено поручить боярину князю Н.И. Одоевскому с четырьмя помощниками собрать все старые законы, то есть Судебник1550г., дополнительные к нему указы (которых накопилось много за сто почти лет) и статьи из Кормчей книги. Все эти законы надлежало привести в порядок и систему, исправить и дополнить их и, таким образом, составить из них новый полный свод. Предполагалось, что, когда кн. Одоевский окончит собирание старых законов, в Москве соберется Земский Собор и «общим советом» обсудит его труд, дополнит и утвердит его. Земскому собору велено было собраться в Москву к 1 сентября 1648 г.
… Народ тогда не знал тех законов, по которым должен был жить и судиться; это-то главным образом и помогало беззаконию дьяков и воевод. Старый Судебник не был напечатан; его можно было только списывать, и поэтому мало кто его знал. Еще меньше знали Кормчую, которая была так велика, что ее было трудно переписать. Что же касается до дополнительных к Судебнику указов, то их никто не знал, кроме чиновников, потому что указы обыкновенно народу не объявлялись, а только записывались в «указанные книги» московских приказов. В таких условиях дьяки и судьи вертели делами, как хотели, одни законы утаивали, а другие толковали вкривь; проверить же их никто не имел возможности. Привести в порядок старые законы, улучшить их, сделать из них один свод и напечатать его в общее сведение было делом очень нужным. …
Собор начал действовать около 1 сентября 1648 г. На нем был выборные представители от 130 городов, как служилые люди, так тяглые горожане. Они заседали в одной из палат дворца, отдельно от боярской думы и духовенства. Слушая доклады князя Одоевского, собиравшего старые законы и указы по разным отраслям управления (сословное устройство, землевладение, суд и т.д.), выборные люди обсуждали их и входили к государю по поводу их с челобитьями. В этих челобитьях они всем собором просили государя об установлении законов в отмену устаревших или неудобных. Государь обыкновенно соглашался, и новый закон, таким образом, утверждался и вносился в собрание князя Одоевского.
Важнейшие из новых законоположений были следующие: 1) Духовенство было лишено права впредь приобретать себе земли и потеряло некоторые судебные льготы. 2) Бояре и духовенство потеряли право селить около городов в «слободках», своих крестьян и холопов и принимать к себе. 3) Посадские общины получили право возвратить всех ушедших от них «закладчиков» и удалить из посадов всех не принадлежащих к общинам людей. 4) Дворяне получили право искать своих беглых крестьян без «урочных лет». Наконец, 5) купцы добились того, что иноземцам было запрещено торговать внутри Московского государства, где бы то ни было, кроме Архангельска. Рассматривая все эти новые постановления, замечаем, что они все сделаны в пользу служилых людей (дворян) и посадских людей (горожан). Служилые люди закрепили за собою земли (которые доселе уходили от них к духовенству) и крестьян (которые все еще переходили с места на место). Посадские люди уничтожили закладничество и замкнули посады от посторонних людей, которые отбивали у них торг и промыслы и уводили закладчиков. Поэтому дворяне и горожане были очень довольны новыми законами и говорили, что «нынеча государь милостив, сильных из царства выводит». Зато духовенство и бояре не могли хвалить новых порядков, которые лишали их разных льгот; они думали, что эти порядки допущены «боязни ради и междоусобия от всех черных людей, а не истинной правды ради».
Таким образом, новые законы, установленные в пользу средних классов населения, раздражали высшие классы и простонародье.
Законодательные работы были окончены уже в 1649 г., и новый свод законов, названный «Соборным уложением» (или просто «уложением»), был напечатан по тому времени в громадном количестве экземпляров (2 тыс.) и распространен по всему государству.
6. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб., 1917.
Медные деньги и их последствия. Царь Алексей своим знаменитым Уложением надеялся успокоить народ, но судьба послала ему новые испытания. Всего через год после составления Уложения в 1650 г., разразился сильный мятеж в Пскове и Новгороде. Он был вызван тем, что, вследствие некоторых условий Столбовского мира (1617), московские власти посылали в шведские владения через Новгород и Псков деньги и хлеб. Хотя в этом не было ничего позорного, псковичи и новгородцы возмущались, обвиняли бояр и воевод в измене и, наконец, перешли к открытому насилию над своими властями и над иностранцами, которые были причастны к вывозу зерна и денег. Особенно пострадал в Новгороде митрополит Новгородский Никон, проявивший большое мужество в борьбе с мятежом. Так как местные воеводы не имели сил восстановить порядок, то к Новгороду и Пскову были двинуты войска. Новгородцы скоро опомнились и повинились, а псковичи заперлись в городе и несколько месяцев сопротивлялись. Царь не хотел кровопролития и передал дело земскому собору. Собор постановил послать во Псков особое посольство, которое именем государя и всей земли должно было уговорить псковичей возвратиться к повиновению и порядку. Псковичи послушались, принесли повинную и выдали зачинщиков.
Прошло пять лет, и настали новые беды. Начав войну с Речью Посполитою, царь Алексей отправился с войсками в Литву, а в это время во всем Московском государстве (1654-1655) развилась страшная эпидемия чумы, или «моровой язвы». Болезнь опустошала страну и совершенно расстроила общественный порядок. Опустели города, остановилась торговля, прекратились военные действия. Чрезвычайные расходы на войну с трудом покрывались и в обычное время, чума же окончательно подорвала средства правительства. В ужасных условиях эпидемии нельзя было собрать денег для содержания войска. Приток иностранного серебра уменьшился как вследствие общего упадка торговли, так и потому, что торговых иноземцев перестали пускать далее Архангельска. Не зная, откуда достать денег, московское правительство придумало такую меру. Прежде оно из привозного серебра чеканило мелкую серебряную монету - "копейки" и «деньги» (в рубле было 100 копеек и 200 денег). Теперь оно "копейки" эту мелкую монету делать из меди (которая была раз в 20 дешевле серебра), но выпускать ее по цене серебряной. Иначе говоря, оно устроило из меди такие же условные денежные знаки, какими теперь служат бумажные деньги, «кредитные билеты». С 1656 г. медные деньги появились в большом количестве и имели успех, потому народ принял их доверчиво. Но прошло года два, и начались затруднения с новой монетою. Пошли слухи, что мошенники стали подделывать в большом количестве «воровские деньги» и что чиновники на монетном дворе стали сами себе и своим приятелям чеканить монету из собственной меди. Хуже, чем подобные слухи, действовало то, что само правительство неумеренно выпускало медные деньги и наводнило ими рынок. Ценность медной монеты стала падать: за 100 серебряных денег стали давать и 130, и 150, и 200 медных. При счете на медные деньги товары начали сильно подниматься в цене. Тогда само правительство испугалось и установило правило, по которому всякий платеж в казну надлежало делать серебряною монетою; из казны же по-прежнему выдавали в народ только медь. Как только установился такой порядок, новые деньги совсем упали: за 100 серебряных требовали тысячу и полторы тысячи медных. Началась чрезвычайная дороговизна, а с нею и голод для бедных людей. «В конец погибаем и помираем голодною смертию», - говорил народ: - «На медные деньги не продают, а серебряных негде взять». Доведенная до отчаяния, московская беднота в 1662 г. подняла бунт и, придя толпою к государю, который тогда был в селе Коломенском, требовала выдачи бояр, виновных, по ее мнению, в общем бедствии. Царь Алексей успокоил народ обещанием разобрать дело. Но вскоре к нему явилась новая толпа, еще более возбужденная и мятежная. Когда уговоры не подействовали, было пущено в ход оружие. Мятежников было много убито и казнено, много утонуло в Москве-реке во время бегства. Однако стало ясно, что нельзя оставить дело в таком положении. «Без серебряных денег все ожидают себе от медных денег конечные нищеты», - говорили государю созванные им представители торговых и ремесленных людей: «Будет те деньги продляться, и нам от них в конец погибнуть». В 1663 г. медные деньги были отменены и даже запрещены. Вместо них казна пустила в обращение свой серебряный запас.
7. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб., 1917.
Патриарх Никон. Итак, внутренняя жизнь государства при царе Алексее Михайловиче сопровождалась многими потрясениями. Точно так же и в церковном быту того времени происходили важные и тревожные события, связанные с деятельностью патриарха Никона. По смерти Филарета Никитича (1633) патриарший престол в Москве занимали лица небольших дарований и малодеятельные (Иоасаф и Иосиф). Значение их в государственной жизни было невелико. С поставлением же в патриархи Новгородского митрополита икона (1652) патриаршество в Москве достигло снова такого же блеска и силы, как при Филарете. Произошло это по той причине, что патриарх Никон пользовался неограниченным доверием и любовью царя и сам по себе был замечательным человеком.
Происходил Никон из крестьян Нижегородского уезда. В детстве ушел из семьи в Макарьев-Желтотоводский монастырь на Волге. В то время Макарьев монастырь процветал и имел большую библиотеку. От природы очень способный, Никон в монастыре успел приобрести много знаний и любовь к книжному чтению … Впоследствии Никон стал игуменом Кожеозерской пустыни (близ р. Онеги). По делам своей пустыни пришлось ему быть в Москве и лично явиться царю Алексею. Царь был поражен величественною наружностью сурового монаха и его сильною речью и настоял на том, чтобы Никон перешел с Кожеозера в Москву. В Москве Никона поставили архимандритом в Новоспасский монастырь, принадлежавший роду Романовых, и он еженедельно являлся к царю Алексею во дворец для доклада о монастырских делах и для душеспасительной беседы. В это-то время и укрепилось влияние властолюбивого и энергичного монаха на юного и впечатлительного государя. … Никон был назначен митрополитом в Великий Новгород, где проявил большие административные способности и выказал необыкновенное мужество при усмирении мятежа. Всего три года был Никон митрополитом: после кончины патриарха Иосифа царь пожелал избрания в патриархи своего любимца, и в 1652 г. Никон, вызванный в Москву, был избран на патриаршество.
… Царь Алексей почтил Никона титулом «великого государя», которым в свое время пользовался как царский родитель патриарх Филарет. Уезжая на войну с Речью Посполитою (1654), царь поручил Никону все управление государством и попечение над царскою семьею. В руках Никона сосредоточились не только церковные, но и государственные дела. Никон стал как бы соправителем царя; он сам называл свое правление «державою» и свою власть открыто равнял с государевою.
Удаление и низложение патриарха Никона. По характеру своему Никон пользовался своим влиянием и властью очень решительно и круто. По словам современников, он начал «стоять высоко и ездить широко». Он любил проявлять свою мощь, требовал почитания и повиновения ото всех, скоро и жестоко наказывал ослушников.
…Понемногу и сам царь начал освобождаться от слепого подчинения Никону. Этому много содействовали путешествия молодого царя в Литву и Ливонию на театр войны. Во время походов он увидел много нового как на Руси, так и за границею. Он возмужал, развился и приобрел самостоятельность ума и характера. … Наконец, в 1658 г. последовал окончательный разрыв дружеских отношений. Никона перестали призывать во дворец на придворные торжества и церемонии. На жалобы Никона царь прислал ему сказать, что сам он гневен на патриарха за то, что тот держит себя самовластно и именуется «великим государем». Получив такое извещение от царя, нежелавшего лично видеться с патриархом, Никон решил оставить патриаршество на Москве. … В конце 1666 г. составился в Москве «великий собор» для суда над Никоном; на нем присутствовало до 30 архиереев, русских и греческих, от всех главных церквей православного востока. Собор единогласно осудил Никона и лишил его патриаршего сана и священства. Обращенный в простого инока, Никон был сослан в Ферапонтов монастырь близ Белоозера. Почти пятнадцать лет провел он в заточении и только в 1681 г. был отпущен в свой Воскресенский монастырь. Но по дороге туда, на Волге, около Ярославля, 76-летний Никон скончался под стенами Спасского монастыря.
Никон действовал властолюбиво и высокомерно не только по своей энергичной и властной натуре, но и по своим взглядам на значение церковной власти. «Священство выше царства, - говори он. - Священство от Бога, помазание на царство от священства». «Господь Бог, когда сотворил землю, повелел двум светилам свет ей, солнцу и месяцу, и через них показал нам власть архиерейскую солнцем - власть архиерейскую, месяцем - царскую»; в царь мирских «царь и архиерей не выше один другого»; «в вещах же архиерей великий выше царя».