Российское государство в период Смуты
Царствование Федора (1584 – 1598).
После смерти Ивана IV царем стал его сын Федор (1584 – 1598), который не был способен править государством из-за слабоумия. При царе был создан правительственный кружок – неофициальный регентский совет. Но почти сразу реальную власть в государстве сконцентрировал один из участников этого совета – боярин Борис Годунов, бывший шурином царя (братом его жены, царицы Ирины). В 1598 умер царь Федор. На Руси сложилась небывалая ситуация: у Федора не было наследников. Сам он умер бездетным, а его брат – Дмитрий Иванович погиб 8-ми лет от роду при загадочных обстоятельствах еще в 1591 г. в Угличе. Таким образом, пресеклась династия Рюриковичей-Даниловичей – возник династический кризис. Пришлось царя выбрать, хотя его легитимность в глазах современников была спорной. На Земском соборе выбор пал на Бориса, и не случайно – на Соборе преобладали люди, выдвинутые им и опасавшиеся смены власти.
Царствование Бориса Годунова (1598 – 1605).
На церемонии венчания на царство Борис, обращаясь к патриарху, обещал: «Бог свидетель сему, никто не будет в моем царствии нищ или беден». Потрясая воротом сорочки, возгласил: «И сию последнюю разделю со всеми». Поскольку фактически Борис начал править гораздо раньше – в царствование Федора, мы охарактеризуем его правление с середины 1580-х.
Борис был, несомненно, талантливым политиком, заботившимся о стране и простом народе. Со своими политическими противниками он расправлялся жестоко, но тихо, и только с реальными, а не с воображаемыми, как Иван IV. Борис за столетие до Петра первого попытался наладить культурное сотрудничество с Европой. При нем в страну приехало немало иностранцев – врачей, военных, «рудознатцев» и т.п. За границу для обучения языкам были направлены несколько молодых дворян.
Как считают многие ученые, именно при Борисе в 1592 – 1593 гг. крестьяне были прикреплены к земле, возникло крепостное право (сохранился указ 1597 г. об «урочных летах» – о пятилетнем сроке подачи челобитных о возвращении беглых крестьян, т. е. создатели этого указа исходили из факта прикрепления крестьян к земле). Вводя крепостное право, правительство Бориса стремилось не допустить запустение центральных уездов, начавшееся при Иване IV, поскольку крестьяне активно переселялись на окраины страны, где не было помещичьего и церковного землевладения. Это переселение было обусловлено возрастанием крестьянских повинностей. Запустение центра России означало уменьшение количества налогоплательщиков, обеднение дворян, которые служили государству.
В 1589 году в России было учреждено патриаршество. На церковном соборе митрополит Иов был избран патриархом всея Руси, прежние епископы также поднялись на ранг выше, став митрополитами. Русская церковь стала автокефальной - самоуправляемой – вышла из формального подчинения греческого патриарха, а русский патриарх становится одним из 5 вселенских патриархов Православной церкви.
Однако первые годы нового века оказались для Бориса и страны роковыми. 1601 – 1603 гг. в России были неурожаи (весной и летом проливные дожди, ранней осенью – заморозки). У крестьян резервов не оказалось, помещики, монастыри и даже патриарх не торопились продавать хлеб из своих амбаров, взвинчивая цены. Начался голод. Борис приказал раздавать хлеб из государственных хранилищ, но этого было не достаточно, раздатчики сами зачастую спекулировали зерном. По приказу царя в Москве развернулось крупное строительство, которое давало возможность прокормиться массе простых горожан и сходившихся в город крестьян. Тем не менее, только в столице погибло 127 тыс. человек.
Голод породил народные бунты и восстания. Тысячи крестьян и холопов уходили на юго-запад страны, где можно было прокормиться, по дороге грабя крупных землевладельцев. В 1603 в юго-западных уездах началось восстание под руководством Хлопка Косолапа. Это бедствие подорвало авторитет царя. Народ припомнил, что Борис не царского рода и на престол взошел, убив законного наследника Дмитрия Ивановича – Бог наказывает царство за такого царя.
Появление Лжедмитрия I.В 1603 году в разгар голода в Польше объявился человек, назвавшийся царевичем Дмитрием, чудом спасшимся от годуновских убийц. Вряд ли поляки поверили самозванцу, но поддержку оказали. Король не решился открыто поддержать самозванца (он вел изнурительную борьбу со Швецией и не хотел осложнять отношения с Россией). Непосредственную помощь оказывал сандомирский воевода Мнишек, он помог собрать отряд наемников в 4 тыс. человек. Лжедмитрий обещал королю часть русских земель, воеводе Мнишеку – земли, деньги, женитьбу на его дочери Марине. Папе римскому, который также помог, обещал подчинить русскую церковь Риму (Лжедмитрий тайно принял католичество).
Вступив в 1604 г. в Россию, Дмитрий шел на Москву не кратчайшим путем, через Смоленск, а через юго-западные уезды, где скопилось множество бежавших от угнетения и голода крестьян и холопов, мелких обедневших дворян; Дмитрия поддержало всегда готовое к войне казачество. На сторону «царевича Дмитрия» переходили целые города, тысячи людей примыкали к его отряду. Дмитрий двигался к Москве. После внезапной кончины Бориса в 1605 (возможно он был отравлен) царское войско взбунтовалось и заявило о поддержке «царевича Дмитрия». В Москве бояре расправились с наследником Бориса Годунова Федором. В мае 1605 «царевич», при поддержке народа, торжественно въехал в Москву (начало июля). В Успенском соборе «царевич» венчался на царство. Т.о., победа Лжедмитрия была обусловлена не столько поддержкой поляков, сколько бедственным положением народа, возлагавшим все надежды на истинного царя.
Согласно версии правительства Бориса Годунова, Лжедмитрий – Григорий Отрепьев, холоп бояр Романовых, врагов Годунова, а после их ссылки – монах Чудова Монастыря. Современные историки не исключают, что Романовы с ранних лет воспитывали Григория в убеждении, что он законный наследник престола Дмитрий Иванович. Григорий стал оружием Романовых против Годунова.
Царствование Лжедмитрия I (1605 – 1606).
Дмитрий не выполнил почти ни одного обещания полякам (лишь женился на Марине Мнишек, которую любил). Не стал он послушным орудием и в руках московских бояр. Напротив, правил самостоятельно, на заседаниях Думы часто упрекал бояр в необразованности, в незнании языков. Особое раздражение бояр вызывали иностранные советники, бывшие возле Дмитрия. Отношение москвичей к Дмитрию испортилось после того, как в Москву вместе с невестой Мариной Мнишек приехали польские дворяне, они оскорбляли и притесняли горожан. Все это вылилось в антипольское восстание, во время которого группа бояр во главе с Василием Шуйским ворвалась в Кремль и убила Лжедмитрия.
На Земском соборе, который представлял из себя небольшой митинг перед Кремлем и не был представительным, в качестве царя по наущению бояр из толпы был «выкрикнут» Василий Шуйский
Василий Шуйский (1606 – 1610).
Новый царь впервые в истории России дал письменное обязательство, целуя крест («крестоцеловальную запись»), что не будет казнить бояр без суда Боярской думы, не будет слушать ложных доносов, но проводить тщательное расследование, не будет отбирать у родственников осужденных, если они не виновны, имущество. Т. о., бояре хотели оградить себя от бесчинств, которые творились в царствование Ивана Грозного.
Некоторые ученые считают, что в России в 1606 г. возник альтернативный путь развития – не в сторону самодержавия, а в сторону ограниченной монархии, правового государства. Но после смуты опять возобладала традиционная тенденция.
Восстание Болотникова (1606 – 1607). Не вся Россия приняла Василия, который восстановил налоги на юге страны. Именно на юге распространились слухи о повторно спасшимся царе Дмитрии Ивановиче и началось новое антиправительственное восстание (1606 – 1607) под руководством казацкого атамана Ивана Болотникова, представлявшегося воеводой царя Дмитрия. Восставшие осадили Москву, но были отброшены к Туле и потерпели поражение. Лидеры были казнены, Болотникова заключили в тюрьму и убили.
Лжедмитрий II (1607 – 1610). Незадолго до этого в Польше объявился новый самозваный «царевич Дмитрий», личность которого точно не установлена. Получив поддержку от поляков, он с отрядом наемников вступил на территорию России, но не успел соединиться с Болотниковым. К «воскресшему» Дмитрию примкнули донские казаки (во главе с Заруцким), часть московского боярства и дворянства, недовольного Шуйским, но главное его подрежали многие города.
В 1608 году Лжедмитрий II обосновался в селе Тушино под Москвой, там его «признала» Марина Мнишек, в Тушино пришли польские отряды Рожинского, Лисовского, Сапеги и др. – поляки надеялись поживиться, поставив Москве своего царя. Тушино стало второй столицей России: там возникла своя Боярская Дума, свой патриарх и т.д. Самозванцу подчинялась значительная часть страны.
В 1609 (февраль) Василий Шуйский заключил военный союз со Швецией против Лжедмитрия II. В Россию пришел 15-тысячный корпус Я. Делагарди, который с русскими войсками под руководством М. В. Скопина-Шуйского освободил от «тушинцев» значительные территории, снял осаду с Троице-Сергиева монастыря. Тушинский лагерь распался, «царик» бежал в Калугу.
Союз со Швецией дал повод польскому королю Сигизмунду III начать открытую интервенцию против России. Осенью 1609 он осадил Смоленск. Возродился тушинский лагерь.
Семибоярщина (1610). В июле 1610 года группа московских бояр и дворян свергла Василия Шуйского. Установилась «Семибоярщина» во главе с кн. Ф. И. Мстиславским.
Приглашение на царство королевича Владислава. Бояре, не желая видеть на престоле «тушинского царика», призывают на царство польского королевича Владислава. Москвичи присягнули Владиславу, впустили в город его наместника и гарнизон. Лжедмитрий бежал в Калугу и был убит своим приближенным, татарским князем Урусовым.
Освобождение России от польских интервентов. Однако страна в целом польского королевича на московском престоле не признала. В Рязани и Нижнем Новгороде в 1611 году сформировались народные ополчения. В 1612 Нижегородское ополчение освободило Москву от поляков.
Конец Смуты. Избрание царём Михаила Романова (1613 – 1645).
В 1613 году на Земском соборе в Москве царем был избран Михаил Романов, сын ростовского митрополита Филарета (в миру – боярин Федор Никитич Романов).
Новому монарху было неполных 17 лет, он отличался слабым здоровьем и робостью. Но именно его кандидатуру поддержало духовенство, бояре, дворянство, казаки, посадские люди. В монархе-подростке народ видел безгрешного правителя, угодного Богу; бояре – правителя «повадного», управляемого (один из участников Собора боярин И. Ф. Шереметев будто сказал: «Миша Романов молод, разумом не дошел и нам будет поваден). Свою роль сыграло и то, что Михаил по женской линии был родственником последних царей из династии Рюриковичей-Даниловичей. Родство было косвенным, но это не помешало приближенным Михаила называть его «внуком» Ивана IV и «племянником» Федора Ивановича. Тем самым подчеркивалась непрерывность династии и, следовательно, легитимность нового царя и его наследников.
Михаил был декоративной фигурой, все важные решения принимались Боярской думой и Земскими соборами, которые созывались чуть ли не каждый год, обсуждая вопросы войны, внешней политики, введения и увеличения налогов.
Первостепенной задачей правительства (Боярской думы) было восстановить мир и спокойствие в стране, по которой бродили шайки разбойников и казаков, польские отряды, которой угрожали Польша и Швеция, аннексировавшие часть её территории. Внутренний мир и мир с другими странами был необходим для восстановления деревни и городов, переживших неурожаи и грабежи.
2. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб., 1917.
Второе ополчение против поляков и освобождение Москвы.К осени 1611 г. положение Московского государства стало отчаянным. Поляки занимали Москву и взяли Смоленск после двухлетней геройской защиты. Вместе со Смоленском перешли во власть короля другие города по юго-западной границе. Шведы, ставшие открытыми врагами Москвы после избрания Владислава в цари, захватили Новгород и Финское побережье. Таким образом, вся западная часть государства оказалась в руках врагов. Земское ополчение распалось. Казаки грабили и своевольничали. Никакого правительства не существовало, и русские люди, не желавшие повиноваться ни полякам в Москве, ни казакам под Москвою, были предоставлены самим себе. Города, ожидавшие обыкновенно указаний из Москвы первые не знали, что делать и откуда ждать совета и приказа. Отчаяние русских людей было полное: оплакивая свое погибшее царство просили Бога, чтобы Он сохранил хотя бы остаток народа русского от зол смуты и от насилия врагов. Казалось, всему приходил конец.
В эти ужасные дни раздавались, однако, голоса мужественных представителей духовенства. Выдержав тяжелую осаду, Троицкий-Сергиев монастырь поступил под руководство нового архимандрита Дионисия. Дионисий, которого наша церковь чтит преподобным, был человек исключительной доброты и благородства. … В монастыре составлялись грамоты, призывавшие города идти на помощь русскому войску, осаждавшему Москву, и выбить из столицы польский гарнизон. Монастырская братия не принимала во внимание, что русское войско под Москвою стало казачьим, воровским и враждовало с земщиной, разогнав из-под Москвы земских людей. Всех русских людей одинаково призывали монахи на подвиг за веру и отечество в своих отлично составленных, красноречивых грамотах. Посылая эти грамоты по всей земле, они думали всех примирить и снова объединить в одном патриотическом движении. Но не так думал патриарх Гермоген, живший в осажденном Кремле под стражею и угнетаемый поляками и изменниками за нежелание служить Сигизмунду. Он знал, что казаки, имея в своих таборах Марину Мнишек, задумали воцарить в Московском государстве сына ее Ивана, называемого «Воренком». Считая казачье воровство и самозванщину главным злом, патриарх всеми средствами, как только мог, учил русских людей не верить казакам и бороться с ними как с лютыми врагами.
Города, … вступали в сношения между собою, посылали друг другу разные вести, отправляли из города в город послов для общего совета. Ждали, кто возьмет на себя почин объединения земских сил. Взяли, наконец, нижегородцы. В главе их городской общины, стояли земские старосты. Один из них, Козьма Минин отличался громадным умом и железной энергией. Он начал дело народного объединения тем, что предложил своим согражданам собрать казну и на нее устроить войско. Нижегородцы согласились и постановили приговор, по которому каждый домовладелец обязан был дать на ратных людей «третью деньгу», то есть одну треть своего годового дохода или же товара; были, сверх того, и добровольные пожертвования.
… Решили сбирать ополчение и выбрали в его начальники князя Дмитрия Михайловича Пожарского, который недалеко от Нижнего жил в своей вотчине и лечился от ран, полученных им при разорении Москвы. Затем начали из Нижнего посылать грамоты в ближайшие города, объявляя о своем ополчении и приглашая присоединиться к нему. В этих грамотах нижегородцы прямо говорили, что идут не только против поляков, но и против казаков, и не дадут им делать никакого воровства.
Таково было начало Нижегородского ополчения. К ноябрю 1611 г. Пожарский уже приехал в Нижний и начал устраивать войска. По его желанию, Минин принял на себя заведование деньгами и хозяйством ополчения. В зиму 1611—1612 гг. к Нижнему присоединилось много городов (от Казани до Коломны), и у Пожарского собралось большое войско, с которым он мог выступить в поход. Так подмосковные казаки враждебно отнеслись к земскому движению и сочли его за мятеж против своего правительства, то они послали свои отряды на север противодействовать нижегородцам. Вот почему весною 1612 г. Пожарский пошел не под Москву, а в Ярославль, главный город среднего Поволжья. Он желал прогнать казаков из северных областей и присоединить северные города к своему ополчению.
Это ему удалось. Целое лето провел он в Ярославле, устраивая дела. В то время, как под Москвою его враги, поляки и казаки, взаимно стерегли друг друга и в непрерывной борьбе ослабляли свои силы, Пожарский окончательно устроил свое войско и собрал в Переяславле Земский собор, которому и вверил управление всею землею и всем своим войском. В составе этого собора было духовенство с митрополитом Кириллом во главе. Участвовали в соборе и те немногие бояре, которые избежали московской осады и польского плена и приехали в Ярославль. На собор к Пожарскому были присланы из многих городов выборных люди от служилого и тяглого населения. Таким образом, состав собора был полон и правилен.
В июле 1612 г.Пожарский получил известие, что король Сигизмунд посылает гетмана Хоткевича с войском и провиантом на помощь своему московскому гарнизону. Нельзя было пропустить Хоткевича в Москву, потому что он надолго бы укрепил польскую власть в столице. Ярославское ополчение заторопилось к Москве. Казаки бывшие в таборах под Москвою, относились к Пожарскому настолько враждебно, что даже подсылали к нему убийц, которые только случайно его не убили.
… Пришел Хоткевич и напал на войско Пожарского. Шла жестокая битва, казаки вообще действовали вяло и в решительную минуту не думали помочь Пожарскому. Только когда Авраамий Палицын усовестил их, они опомнились, - и русские отбили гетмана. Хоткевич ушел обратно, не успев оказать польскому гарнизону в Кремле никакой помощи. Русские же рати помирились и дружно повели осаду. Трубецкой (казаки) и Пожарский (ополчение) соединили свои «приказы» и своих дьяков в одно правительство и начали «всякие дела делать заодно», управляя вместе ратью и государством.
Через два месяца, именно 22 октября 1612 г., русские взяли приступом Китай-город. Истощенные голодом и борьбою, поляки не могли долее сопротивляться: они дошли в осаде даже до людоедства. Вскоре после потери Китай-города польский начальник Струсь сдал Пожарскому и Кремль. Москва была, таким образом, освобождена. В память великого события ополчение поставило церковь на Красной площади в Москве (теперь Казанский собор) и установило праздновать день 22 октября. Король Сигизмунд после неудачи Хоткевича сам было пожелал идти на помощь своим московским «сидельцам», но опоздал. Он появился с небольшим войском в окрестностях Москвы в самом конце 1612 г.и, встретив повсюду дружный отпор, отступил назад. Московские люди, избавившись от этой последней опасности, могли, наконец, подумать об избрании царя.
3. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб., 1917.
Избрание в цари Михаила Федоровича Романова. Тотчас по очищении Москвы временное правительство князей Пожарского и Трубецкого разослало по городам грамоты с приглашением прислать в Москву выборных, человек по десяти от города, для «государева обиранья». К январю 1613 г. съехались в Москву представители от 50 городов и, вместе с московскими людьми, составили избирательный собор. Прежде всего, обсудили вопрос об иноземных кандидатах в цари. Отвергли Владислава, избрание которого принесло столько горя Руси. Отвергли и шведского королевича Филиппа, который был избран новгородцами на «Новгородское государство» под давлением шведских войск, занимавших тогда Новгород. Сделали, наконец, общее постановление не избирать «царя от иноверных», а избрать своего «из великих московских родов».
Когда же стали определять, кого бы из своих было можно возвести на царский престол, то голоса разделились. Каждый называл приятного себе кандидата, и долго ни на ком не могли сойтись. Выяснилось, однако, что не только на соборе, но и в городе Москве, среди земских людей и среди казаков, которых тогда было в Москве много, особый успех имеет молодой Михаил Федорович Романов, сын митрополита Филарета. Его имя называли уже в 1610 г., когда шла речь об избрании Владислава; и теперь в пользу Михаила Федоровича на заседания собора поступали письменные и устные заявления горожан и казаков. 7 февраля 1613 г. собор впервые решил остановить свой выбор на Михаиле. Но из осторожности постановили отложить дело на две недели, а в это время послать по ближайшим городам узнать, люб ли там будет царь Михаил, и, кроме того, вызвать в Москву тех из бояр, кого на соборе не было. К 21 февраля из городов пришли хорошие вести, и бояре съехались из своих вотчин, - и вот 21 февраля торжественно Михаил Федорович был провозглашен царем и ему принесли присягу, как члены собора, так и вся Москва.
Нового царя, однако, не было в Москве. В 1612 г. он сидел со своею матерью, инокинею Марфою Ивановною, в Кремлевской осаде, а затем, освободясь, уехал через Ярославль в Кострому, в свои села. Там ему грозила опасность от бродячего польского или казачьего отряда, каких много было на Руси после падения Тушина. Михаила Федоровича спас крестьянин его села Домнина, Иван Сусанин. Известив своего боярина об опасности, он сам завел врагов в леса и там погиб с ними, вместо того, чтобы указать им путь в боярскую усадьбу.
Тогда Михаил Федорович укрылся в крепком Ипатьевском монастыре у Костромы, где жил с матерью до той минуты, как к нему в монастырь явилось посольство от земского собора с предложением престола. Михаил Федорович долго отказывался от царства; мать его не хотела благословить сына на престол, боясь, что русские люди «измалодушествовались» и могут погубить молодого Михаила как прежних царей: Федора Борисовича, Расстригу и Шуйского. Только после долгих просьб послы собора получили согласие, и Михаил Федорович 14 марта 1613 г. принял царство и затем поехал в Москву.
4а. Михаил Романов (1613 – 1645).