26.1. Социально-экономическое развитии Российской Федерации
Программа экономических реформ была подготовлена группой молодых экономистов во главе с Е Гайдаром. Основным методом была избрана модель «шоковой терапии» и предполагала два основных направления реализации – либерализацию цен и приватизацию. Реформы проходили чрезвычайно болезненно. К положительным результатам первого этапа реформ можно отнести введение экономических свобод и формирование рыночных механизмов. Однако, спад производства продолжился, а рост цен поставил большинство граждан за черту бедности. Российские предприятия испытали тяжесть конкуренции с международными монополистами на внутреннем рынке. Выяснилось, что качество многих наших товаров не могло конкурировать с зарубежными аналогами. В результате многие предприятия были вынуждены сократить или остановить производство, уволить рабочих.
Правительство «молодых реформаторов» доказывали, что это временные трудности, что макроэкономические процессы уже «пошли»: исчез дефицит товаров и осталось лишь повысить платежеспособность населения. Но лимит долготерпения в обществе стремительно истекал. По стране прокатились рабочие забастовки, в регионах появились сепаратистские лозунги, реальностью стал развал армии и т.д.
Центральным в этой ситуации стал конфликт между законодательной и исполнительной ветвями власти – Съездом народных депутатов РСФСР (рук. Р. Хасбулатов) и Президентом страны Б. Ельциным. В декабре 1992 г. парламентарии добились отставки Е. Гайдара с поста главы правительства и назначения премьером В. Черномырдина – опытного хозяйственника, не склонного к решительным макроэкономическим экспериментам. Затем возникла идея импичмента (отставки по решению Парламента) Президента страны. Однако Б. Ельцин 21 октября 1993 г. своим указом распустил Съезд народных депутатов РСФСР. В центре Москвы возник вооруженный конфликт. Оппозиционеры, поддержанные депутатами, пошли на прямой штурм Телецентра и городской мэрии. В ответ на это войска, сохранившие верность Президенту, с применением танков взяли здание Парламента. Таким образом, самый острый социально-политический конфликт в истории новой России разрешился традиционным способом – кровью и насилием.
Новое правительство сохранило курс на развитие рынка, но реформы приобрели социальную направленность и постепенность. Правительству удалось сформировать финансовую систему, запустить механизм рыночной конкуренции. Однако справиться с кризисом не удавалось и к весне 1998 г. ситуация обострилась, мировой экономический кризис привел к падению цен на сырье. В августе разразился финансовый кризис, новый глава правительства С. Кириенко объявил о дефолте.
В сентябре 1998 новый глава правительства Е Примаков продолжил реформы, но сделал ставку на увеличение государственного регулирования экономикой. Однако этих мер было недостаточно. К моменту назначения главой кабинета министров В. Путина процесс приватизации и формирования рыночных механизмов не был завершен, а государственный долг составлял 158,8 млрд. дол. Экономическая политика В. Путина заключалась в том, чтобы сделать переходный период менее болезненным для населения страны. Приоритетным направлением бюджетной политики была ее социальная направленность.
За первые годы президентства Путина наметился реальный подъем экономики. Правительству удалось обеспечить соблюдение бюджетных обязательств, своевременной выплаты пенсий и заработной платы.
26.2. Становление и развитие российской государственности. Политические процессы в РФ
12 декабря 1993 г. на основании всенародного референдума была принята Конституция Российской Федерации (России). Высшим законодательным органом стало Федеральное собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации, который формируется из региональных руководителей, и Государственной Думы – 450 депутатов. Лидеры оппозиции были амнистированы и заняли места в новом Парламенте.
Схема 1. Осуществление государственной власти в РФ по конституции 1993 г.
Администрация Президента РФ |
Председатель правительства |
Полномочные представители Президента |
Высший арбитражный суд РФ |
Федеральные органы исполнительной власти |
Ельцин предпринял шаги стабилизировать общественно-политическую ситуацию. В 1994 г. был составлен договор об общественном согласии, который был направлен на достижение примирения различных политических сил. Ситуация в стране улучшалась медленно, наступило разочарование в идеалах либеральной демократии.
После распада СССР перед руководством РФ стояла задача сохранить единство страны построить новую государственность на основе федерализации и разграничения полномочий центральной власти и субъектов РФ. В целях сохранения государственности был составлен Федеративный договор, в котором были прописаны двухсторонние полномочия и обязательства центральных и региональных органов власти.
Развитие российской государственности продолжилось во время президентства В Путина. В 2000 г., страна была поделена на 7 Федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента. В 2001 г. проведена реформа Совета Федерации, в его состав были введены вместо губернаторов, представители регионов на постоянной основе. Одновременно учрежден Государственный Совет, состоящий из руководителей субъектов Федерации. Эти меры были направлены на укрепление вертикали власти.