Типология права: понятие и виды
Типология права – это его специфическая классификация, произведенная в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого (формационного), главным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. В рамках второго подхода право строится на основе географического, национально-исторического, специально-юридического и иных признаков. В соответствии с назваными критериями выделяют такие типы права как:
1) национально-правовая система
2) правовые семьи
Достоинством цивилизационного подхода является то, что выделяют национально-технические, конкретно географические и юридические признаки. Слабой стороной данной типологии является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов. Относительно формационного подхода выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типологии права.
2.Рабовладельческое право рождается вместе с рабовладельческим государством и представляет собой возведенную в закон волю рабовладельцев. Характерные черты рабовладельческого права – это открыто закрепленное неравенство людей. Это выражается в том, что рабы рассматриваются не как субъекты, а как объекты права. рабовладельческое право предоставляет рабовладельцу полную и ничем не ограниченную свободу действий. Была разработана сложная система наказания рабов за неповиновение господину. В рабовладельческом праве открыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчины и женщины, господство отца над детьми. Центральное место в рабовладельческом праве занимал институт частной собственности. Охрана частной собственности обеспечивалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Основным памятником рабовладельческого права были законы Ману в индии и закон 12 таблиц в Риме. С точки зрения формы рабовладельческое право было примитивным: преобладающим источником права был обычай. На более поздних этапах рабовладельческого права оно было систематизировано (римские юристы различали цивильное право, естественное право и т.д. Цивильное право различали на частное и публичное).
3.Феодальное право значительно отличается от рабовладельческого характерным для него принципом формального неравенства. Всеобщности равных прав и обязанностей не существует. Феодальное право – правовая привилегия. Оно носило местный (партикулярный) характер. Классовая сущность феодального права заключается в защите интересов феодального землевладельца и личности феодала, и в закреплении крепостной зависимости крестьян. Феодальному праву не присущи деление на частное и публичное. Во многом феодальное право носило религиозный характер. Церковь, как крупнейший земельный собственник, не зависело от светской власти, имела свое право, свой суд и тюрьмы. Церковь – идеологическая сила. Ее догмы лежали в основе мировоззрения и авторитет феодального законодательства подкрепляется религиозными постулатами. Санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом.
4.Буржуазное право возникло в ходе разложения феодального строя и связано с победой новых капиталистических общественных отношений. В основе формирования капиталистических государства и права лежит частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. Право этого периода характеризуется тем, что на первый план выходит экономическое принуждение и сохранение отношений эксплуатации работников, начинает появляться наемный труд и на первых порах своего развития буржуазное государство и право являются компромиссом между старой властью в лице монарха и новым классом – буржуазией. В период возникновения буржуазного права общество переживает качественный скачок в своем развитии. Все это приводит к появлению новых отраслей права, поскольку нормы права предыдущего периода не способны успевать за темпами экономического роста. Буржуазное государство и право являются сложным политическим организмом, который сглаживает противоречия между различными социальными группами, классами общества. Основная роль права – поиск компромисса между государственным воздействием на личность и свободой личности.
5.Социалистическое право характеризуется тем, что на первых этапах своего становления и развития является орудием меньшинства над большинством. Модель социалистического права реально ставит человека с его потребностями в центр всей общественной жизни, освобождая его от государственной зависимости, допускает разнообразие форм собственности, гарантирует реальную справедливость в распределительных отношениях. Эти идеи совпадают с общечеловеческими ценностями. Современные цивилизованные государства – это институт, направленный на организацию нормальной жизни общества, прав и интересов граждан
Преемственность в праве.
На развитие и особенности любой правовой системы, в том числе и отечественной, оказывает самое непосредственное влияние преемственность. До недавнего времени советская юридическая наука основательно анализировала влияние на право экономики, политики, морали, иных социальных явлений. О преемственности речи не было, ибо господствовало мнение об исключительности, особом, принципиально новом характере социалистического права, ничего общего не имеющего с предшествующими типами и напрочь их отвергающим. Такой подход не прибавляет знаний о праве.
Преемственность в праве — заимствование правом того или иного государства положений прошлых либо современных ему правовых систем.
Преемственность — необходимый элемент закона отрицания отрицания, одного из основных законов диалектики. Процесс отрицания включает два неразрывно связанных между собой элемента: а) устранение старого отжившего или не отвечающего изменившимся условиям; б) сохранение старого положительного, ценного, того, что необходимо для прогрессивного развития.
За период своего существования и развития право накопило немало из того, что в полной мере относится к достижениям человеческой цивилизации. Не воспользоваться этим наследием — значит, сделать шаг назад в поступательном правовом движении.
К сожалению, так и произошло в процессе становления советской правовой системы.
Наряду с обоснованной ломкой старого реакционного права, правоохранительного механизма были отброшены правовые нормы и институты, которые можно было бы с успехом использовать в правовом строительстве. Примером могут служить презумпция невиновности, долгое время не имевшая «права гражданства» в нашем судопроизводстве, институт присяжных, к которому отечественное правосудие возвращается через семьдесят с лишним лет, и др.
Каждая более поздняя правовая система в той или иной мере воспринимала прошлые правовые положения и приспосабливала их для решения своих задач. Наиболее ярким примером преемственности между правовыми системами, опирающимися на частную собственность, была рецепция римского права в странах Европы, начиная с XII века.
Этот процесс был столь широким и глубоким, что привел к проникновению римского права почти во все правовые системы сначала европейских государств, а затем распространился по всему миру.
Обращая внимание на это обстоятельство, известный русский дореволюционный правовед Н. Е. Чижов писал: «Если в свое время римское копье подчинило римлянам весь тогдашний свет, то победа, одержанная ими над человечеством путем права, была еще грандиознее. Взятое мечом, тем же средством отнято у римлян другими народами. Но завоеванное правом остается до сих пор за римлянами»[1].
О преемственности в любом типе права, в том числе и отечественном, можно вести речь, лишь рассматривая его в качестве составной, хотя и отличительной части мировой правовой системы. В этом случае к преемственности следует относить все случаи восприятия нашим правом положений не только прошлых правовых систем, но и ныне существующего и действующего права современных зарубежных государств.
Подобное восприятие, т. е. взаимное обогащение, происходит постоянно. Недавно, например, российское законодательство восприняло и закрепило такие прогрессивные положения, как институт присяжных заседателей, допуск адвоката с момента задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, уголовные кодексы бывших союзных республик (в том числе Российской Федерации), ввело понятие преступного проникновения в жилище, давно известные странам англо-саксонской правовой системы.
Преемственность, которая наблюдается в отечественном праве, затрагивает:
А) содержание права — речь здесь идет об общедемократическом прогрессивном содержании правовых норм и правовых институтов;
Б) форму права (российское право оперирует почти такими же источниками права, как и предшествующие, и современные правовые системы; наименование и правовой статус, например, таких источников права, как «закон», «декрет», «постановление», «указ» и др., — не изобретение советского правоведения, а разумное заимствование из прошлого);
В) сферу юридической техники.
В сфере юридической техники преемственность наиболее значительна. Правила возведения воли в закон, формы выражения и изложения норм права в нормативных актах, многие правовые конструкции, юридические понятия и термины являются универсальными, т. е. приемлемы для большинства правовых систем, входят составной частью в общую культуру общества.
Сказанное, однако, не исключает возможности иной их интерпретации или наполнения новым содержанием. В результате одни юридические термины сохраняют свое прежнее значение (например, «казус», «акцепт», «арбитр», «презумпция» и т. д.), другие употребляются в ином значении. Несколько иной смысл ныне, к примеру, вкладывается в понятие «алименты»: римляне этим термином обозначали предоставляемые пропитание, жилище, одежду; термин «провокация» означал апелляцию со стороны гражданина, осужденного на смерть, и т. д.