Свойства государственной власти

Свойства государственной власти.

1. Сила, на которой базируется государственная власть, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.

2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, т. е. общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.

3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

5. Государственная власть обладает прерогативой (исключительным правом) на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм.

Принцип единения и разделения властей

Принцип единства государственной власти предполагает, что государственные органы вне зависимости от объема властных полномочий, структурных особенностей и характера профессиональной деятельности выступают от имени всего государства и в процессе реализации принятых ими правовых актов могут опираться на государственные гарантии (в том числе и на государственный механизм принуждения). Разделение властей возможно только в демократическом государстве. Суть данного принципа заключается в рассредоточении властных полномочий между одноуровневыми государственными органами, которые взаимоуравновешивают и взаимоконтролируют деятельность друг друга, используя систему «сдержек и противовесов». Основные положения теории разделения властей следующие:

  1. разделение властей закрепляется конституцией;
  2. согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;
  3. все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
  4. никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
  5. судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции


33. Понятие и структура полит. Системы общества + 34. Субъекты политической системы общества

Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

Политическая система имеет следующую структуру:

1) субъекты политической системы;

2) политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;

3) политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;

4) политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;

5) политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;

6) политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.

34. Субъектами политической системы являются: 1) государство; 2) политические партии; 3) общественные организации и объединения; 4) политические движения; 5) церковь; 6) органы местного самоуправления.

Функции политической системы:

1) выработка целей развития общества, планирование;

2) определение стратегического развития общества;

3) политическая интеграция общества;

4) регулирование политических процессов;

5) соблюдение интересов разных социальных групп общества;

6) создание единого влияния на социально важные отношения.

Типы политических систем

По характеру социальной среды можно выделить тоталитарные, либерально-демократические и переходные политические системы.

Тоталитарные политические системы закрытого характера формирует социальная среда распределительного типа. В таких политических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные и даже детские) выступают проводниками государственной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников полностью распределяет результаты коллективного труда в зависимости от места в системе распределения.

Для политических систем закрытого характера присуще стремление государства затруднить обмен идеями, мнениями и другой информацией внутри страны и с внешним миром. Государственная власть, стремясь обеспечить интересы номенклатуры, опирается на партийный диктат и выходит в политических отношениях за рамки правовых предписаний. Вместо открытого обмена обществу навязывается демагогия о государственной защите интересов населения. В тоталитарных политических системах господствуют идеи вождизма, культа личности лидера государства, происходит слияние государственного и партийного аппарата. Политическим системам закрытого типа присуща политика террора и геноцида в отношении собственного народа, подавление всякого инакомыслия, оппозиции.
Политическая система в распределительной среде обеспечивает консервацию общественной жизни и стагнацию общественных отношений.

Либерально-демократические системы открытого характера формирует социальная среда рыночного типа.
Для либерально-демократических политических систем характерны:
— в экономической сфере - рыночные отношения, наличие частной собственности, которые обеспечивают экономической свободой субъектов политических отношений;
— в сфере политических отношении — многопартийность, плюрализм, приход к государственной власти демократическим путем. Партии в такой системе стремятся к завоеванию, удержанию и использованию власти с учетом интересов избирателей;
— приоритет личности, ее прав и свобод над интересами коллектива. Индивид, его права и свободы становятся выше коллективных интересов;
— в сфере общественных отношении преобладают правовые формы поведения людей;
— в сфере государственной жизни широко используются демократические институты.

Для политической системы открытого общества присуще разномыслие, обмен идеями, знаниями, товарами, инвестициями. Государственная власть действует в организационно-правовых формах Взаимоотношение государства, профсоюзов, иных организаций носи г конституционный характер. Политическая система открытого типа выполняет общественно значимые функции и обеспечивает интересы всего гражданского общества.

Переходные политические системы формирует смешанная социальная среда, для которой характерна конвергенция (смешение) противоречивых социально-политических явлений и процессов.

В таких системах плюрализм, как правило, соседствует с политической нетерпимостью, а реформы сопровождаются попытками сохранить старые порядки. Переходные политические системы нестабильны. Однако их эволюция ведет к формированию политических систем иного, более устойчивою типа. Государство в таких системах либо препятствует становлению новой политической системы общества, либо обеспечивает неизбежную эволюцию политической системы общества.

Наши рекомендации