Стадии международного договора
Взятие государством обязательств по данному договору )
21.Оговорки к международным договорам. Депозитарий
Оговорка в международном праве – одностороннее заявление участника договора на стадии признания обязательства для себя об исключении или частичном изменении какой-то части договора. Оговорку нужно делать только на стадии выражения согласия и ратификации. Оговорку нужно делать таким образом, чтобы поняли, что это оговорка конкретной страны, нужно довести оговорку до всех участников. Оговорку нужно делать в письменной форме. Депозитарий – лицо или организация, которая хранит оригиналы международных договоров, хранит ратификационные грамоты, делает копии и переводы договоров.
Только после ратификации и обмена ратификационными грамотами договор вступает в силу.
Международный договор начинается с преамбулы. Потом идет основная часть: права и обязанности. Заключительная часть договора: когда вступает в силу, оговорки, выход и вход в договор.
22.Толкование международных договоров
ТОЛКОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ (англ. interpretation of treaties) - в международном праве установление подлинного смысла и содержания международного договора с целью наиболее полной и точной реализации его условий. Т.м.д. осуществляется на основе определенных принципов, учитывающих особенности договора как соглашения субъектов международного права. Принципы Т.м.д. имеют общеобязательный характер; некоторые из них закреплены в Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.), другие основаны на международных обычаях. Основными принципами Т.м.д. являются необходимость соответствия толкования основным принципам международного права и его добросовестность.
Т.м.д. может осуществляться: какой-либо стороной договора (такое толкование имеет силу лишь для одной стороны); сторонами договора по соглашению между ними (аутентичное Т.м.д., имеющее обязательное значение для сторон); международными органами, которые с этой целью могут быть упомянуты в самом договоре. В зависимости от субъекта Т.м.д. различают официальное (осуществляемое государствами или их органами) и неофициальное (осуществляемое лицами, специально не управомоченными на официальное толкование). Разновидностью неофициального Т.м.д. является доктринальное толкование, осуществляемое научными учреждениями и отдельными учеными.
Основные приемы (способы) толкования подразделяются на: грамматическое толкование (анализ договорного текста с точки зрения этимологии, лексики, синтаксиса и стилистики данного языка); логическое толкование (анализ положений договора с использованием законов и правил логики); систематическое толкование (анализ конкретной нормы договора на основе исследования ее связей с др. его положениями, а при необходимости - с учетом др. договоров, иных норм международного права, применимых к отношениям участников договора); историческое толкование (исследование положений договора в связи с конкретными историческими условиями его заключения); обычное (практическое) толкование (установление смысла нормы договора на основании практических действий контрагентов (для одного из них), поскольку эти действия свидетельствуют о понимании договорной нормы в определенном смысле). См. подр.: А.Н. Талалаев. Право международных договоров. - М., 1985.
+ из лекции
Международный договор
1928 году собирается 6 государств и подписывает конвенцию о международных договорах.
После Второй Мировой Войны принята хорошая конвенция о международных договорах.
Конвенция 1962 года, конвенция 1986 года, конвенция 1969 года.
ФЗ РФ от 1995 года «О международных договорах».
Сторонами в международном договоре могут быть все субъекты международного права, которые должным образом оформили свое участие в международном договоре.
Каждый субъект представлен специальным органом.
Классификация международных договоров:
· Межгосударственные
· Межправительственные
· Межведомственные
Заключение международного договора – процесс согласования воль государств, результатом которого является достижение согласия. Международный договор – отдельные стадии.
23.Основания недействительности международных договоров
+++++ из другого источника
Аннулирование договора означает признание его недействующим, ничтожным с момента заключения.
Прекращение международного договора означает, что он утрачивает свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестает порождать для них права и обязательства. Прекращение международного договора само по себе не противоречит принципу их добросовестного выполнения.
В теории международного права действует презумпция действительности договоров. Однако при определенных обстоятельствах договоры могут быть признаны недействительными, не имеющими юридической силы.
В зависимости от последствий различают абсолютную и относительную недействительность договоров.
Абсолютная недействительность (т.е. недействительность договора с самого начала) влечет устранение всего совершенного по договору. Основаниями абсолютной недействительности могут быть: обманные действия другого государства; подкуп представителя государства; принуждение представителя государства; принуждение государства в результате угрозы силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН.
При относительной недействительности (т.е. недействительности с момента оспаривания) договора действия, совершенные добросовестно до ссылки на недействительность, не считаются незаконными лишь по причине недействительности договора.
Основаниями относительной недействительности являются:
1) нарушение нормы внутреннего права (государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность договора было выражено в нарушение положений его внутреннего права, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения);
2) превышение представителем государства правомочий на выражение согласия на обязательность договора;
3) ошибка, которая касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора, если они представляли существенную основу для согласия на обязательность. Возникновение новой императивной нормы международного права также влечет недействительность противоречащих ей договоров или отдельных положений.
В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. прекращение договора или выход из него могут иметь место:
1) в соответствии с положениями договора или
2) в любое время с согласия всех участников по консультации с договаривающимися государствами и договаривающимися организациями;
3) в случае сокращения числа участников многостороннего договора, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу;
4) в порядке денонсации договора или выхода из договора, не содержащего положений о его прекращении, денонсации или выходе из него.
От прекращения международного договора следует отличать приостановление действия международного договора. Последнее представляет собой перерыв в действии договора на какой-то период времени. Приостановление действия международного договора возможно в соответствии с положениями самого договора и нормами международного права.
24.Порядок прекращения действия международных договоров
Прекращение договора или выход из него участника могут иметь место в соответствии с положениями этого договора или по взаимному согласию его участников. При этом многосторонний договор не прекращается из-за того, что в результате выхода участников из него общее число участников стало меньше требуемого для вступления договора в силу [17].
Не допускается денонсация договора или выход из него, если такой возможности не предусмотрено в самом договоре, за исключением случаев, когда из намерения участников следовало, что денонсация или выход допускаются, или если допустимость денонсации или выхода подразумевается самим характером договора.
Равным образом приостановление договора допускается по самому договору или с согласия всех его участников. Для приостановления договора между отдельными его участниками требуется, чтобы оно не затрагивало права оставшихся и не противоречило объекту и цели договора[18].
В статье 59 излагается порядок прекращения или приостановления договора в связи с заключением последующего договора.
Основанием прекращения договора или приостановление его дейcтвия полностью или частично является его существенное нарушение другим участником (для двустороннего договора). Для многосторонних договоров правила устанавливаются в статье 60, при этом дается определение существенного нарушения договора, которое состоит в таком отказе от договора, который не предусматривается Конвенцией или нарушает положение, имеющее существенное значение для осуществление объекта и целей договора.
Еще одним основанием прекращения договора является невозможность его выполнения, определенная в статье 61.
В статье 62 излагаются правила, применяемые в случае коренного изменения обстоятельств (так называемый принцип «Rebus sic stantibus»). На коренное изменение обстоятельств государства вправе ссылаться, если такие обстоятельства составляли существенную основу согласия государства на обязательность договора или если последствия изменения обстоятельств коренным образом изменяют сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору.
На коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться применительно к договорам, устанавливающим границу, и если коренное изменение обстоятельств являлось результатом нарушения этим участником обязательства по этому или иному договору[19].
Договор прекращается также вследствие возникновения новой императивной нормы международного права, которой он противоречит.
Процедура
В статье 65 излагается процедура, которой следует придерживаться в случае недействительности договора, прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия (порядок уведомлений других участников, сроки реакции других участников на уведомление и порядок разбирательства в случае возражений). В случае, когда связанные с этим споры между государствами не будут урегулированы в общем порядке в течение 12 месяцев с момента возражения, предписывается обращение к процедуре судебного разбирательства в Международном Суде ООН, международного арбитража или к процедуре разрешения споров, указанной в Приложении к Конвенции.
+++++ из другого источника
Венские конвенции 1969 и 1986 гг. исходят из презумпции действительности международных договоров, поскольку действительность договора или согласие участника на обязательность для него договора может оспариваться лишь на основе международного права. Только действительный договор создает права и обязанности, которые в нем предусматриваются.
В литературе принято различать прекращение и приостановление действия договора. Прекращение действия означает утрату договором с определенной даты юридической силы. Под приостановлением понимается временное прекращение действия договора.
Можно выделить внутренние и внешние основания прекращения действия договоров. Ко внутренним основаниям, предусмотренным в самом договоре, относятся:
1) истечение срока действия договора;
2) исполнение договора;
3) денонсация договора;
4) наступление предусмотренных в договоре событий или условий (например, сокращение числа участников договора, в результате которого оно становится меньше числа, установленного договором).
В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. прекращение договора или выход из него могут иметь место:
1) в соответствии с положениями договора или
2) в любое время с согласия всех участников по консультации с договаривающимися государствами и договаривающимися организациями;
3) в случае сокращения числа участников многостороннего договора, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу;
4) в порядке денонсации договора или выхода из договора, не содержащего положений о его прекращении, денонсации или выходе из него.
Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. устанавливает следующие основания прекращения международного договора или приостановления его действия:
1) существенное нарушение как двустороннего договора, так и многостороннего договора одним из его участников. В первом случае другой участник имеет право ссылаться на это нарушение как на основание для прекращения договора или приостановления его действия в целом или в части. Во втором - другие участники договора, согласно соглашению, достигнутому единогласно, имеют право приостановить действие договора в целом или в части или прекратить его. Под существенным нарушением договора следует понимать:
a) такой отказ от договора, который не допускается настоящей Конвенцией, или
b) нарушение положения, имеющего существенное значение для осуществления объекта и целей договора;
2) последующая невозможность выполнения, означающая, что участник договора вправе ссылаться на невозможность выполнения договора как на основание для прекращения договора или выхода из него, если эта невозможность является следствием безвозвратного исчезновения или уничтожения объекта, необходимого для выполнения договора. Если такая невозможность является временной, на нее можно ссылаться как на основание лишь для приостановления действия договора. Тем не менее участник не вправе ссылаться на невозможность выполнения как на основание для прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, если эта невозможность является результатом нарушения этим участником либо обязательства по договору, либо иного международного обязательства, взятого им на себя по отношению к любому другому участнику договора;
3) коренное изменение обстоятельств, т.е. такое изменение, которое произошло в отношении обстоятельств, существовавших при заключении договора, и которое не предвиделось участниками. Нельзя ссылаться на коренное изменение обстоятельств как на основание для прекращения договора или выхода из него, за исключением тех случаев, когда:
a) наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора, и
b) последствие изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору. Причем на коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из договора между двумя или более государствами и одной или несколькими международными организациями, если договор устанавливает границу. Также на коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из него, если такое коренное изменение, на которое ссылается участник договора, является результатом нарушения этим участником либо обязательств по договору, либо иного международного обязательства, взятого им на себя по отношению к любому другому участнику договора;
4) разрыв дипломатических или консульских отношений между государствами - участниками договора между двумя или более государствами и одной или несколькими международными организациями по общему правилу не влияет на правовые отношения, установленные между этими государствами договором, за исключением случаев, когда наличие дипломатических или консульских отношений необходимо для выполнения договора;
5) возникновение новой императивной нормы общего международного права (jus cogens), последствием чего может быть прекращение любого существующего договора, который оказывается в противоречии с этой нормой.
25.ООН: история создания, состав и организационная структура
Создана для обеспечения безопасности.
1943г. встреча США, СССР, Великобритании – встреча, на которой обсуждалась идея создания ООН и как после войны управлять безопасностью в мире.
1944г – обсуждение конкретных предложений о создании ООН.
1945г – встреча в Крыму.
1945г – Потсдамская конференция (участие Франции).
1945г – открытие устава ООН для подписания. 51 государство первоначально подписало. Почетное право первого подписания ООН предоставили Китаю.
193 государства члена ООН.
Основные органы ООН:
· Генеральная ассамблея ООН. Состоит из представителей государств, не более 6. Порядок работы – сессионно. Принимаемые решения не имеют юридической силы. Принимаются 2/3. Но резолюции могут быть обязательными, если это организационные вопросы работы.
· Совет безопасности. 15 членов, 5 постоянных. Полномочия совета безопасности: принуждение к миру, санкции к агрессорам. Экономические принуждения: блокада, эмбарго, разрыв дипломатических отношений. На крайний случай – применение военной силы. Создается военный штабной комитет, в который входят руководители генеральных штабов. Вооруженные силы ООН состоят из вооруженных сил государств.
· Генеральный секретарь. Руководит ООН. Чтобы стать секретарем, нужно согласие 9 членов совета безопасности и согласие всех членов. Ни один постоянный член совета безопасности не может быть генеральным секретарем. Генеральными секретарями не могут быть женщинами.
· Экономически-социальный совет. Члены – 54 государства, избираются на 3 года.
· Совет по опеке.
· Генеральный секретариат.Организационное обеспечение ООН. Штаб квартира – ООН. 16 000 служащих. Должности квотируются каждым государством.
У совета безопасности больше компетенции, чем у генеральной ассамблеи.
Устав ООН учёл все недостатки, которые были при создании Лиги Наций.
26.Генеральная Ассамблея ООН: функции, состав, порядок работы
Генера́льная Ассамбле́я ООН — учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН[1] главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций. Ассамблея состоит из 193 членов[2] Организации Объединённых Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.
Генеральная ассамблея ООН. Состоит из представителей государств, не более 6. Порядок работы – сессионно. Принимаемые решения не имеют юридической силы. Принимаются 2/3. Но резолюции могут быть обязательными, если это организационные вопросы работы. Сессия начинается в сентябре по декабрь. Затем в феврале. Вопросы избрания судей М/н суда ООН.
Функции и полномочия Генеральной Ассамблеи
· рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в вопросах разоружения, и делать соответствующие рекомендации;
· обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой-либо спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;
· организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения;
· рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить дружественные отношения между нациями;
· получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН;
· рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;
· избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.
Принятие решений
Каждое государство-член имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.
В последние годы особое внимание уделялось достижению консенсуса по обсуждаемым вопросам, а не принятию решений путем проведения официального голосования, что и обеспечивало более активную поддержку решений Ассамблеи. Председатель, после проведения консультаций и достижения договоренности с делегациями, может предложить принять резолюцию без голосования.
27.Совет Безопасности ООН: функции, состав, порядок работы
Совет Безопасности ООН— постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьей 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести «главных органов» ООН.
· Совет безопасности. 15 членов, 5 постоянных. Полномочия совета безопасности: принуждение к миру, санкции к агрессорам. Экономические принуждения: блокада, эмбарго, разрыв дипломатических отношений. На крайний случай – применение военной силы. Создается военный штабной комитет, в который входят руководители генеральных штабов. Вооруженные силы ООН состоят из вооруженных сил государств.
+
Совет Безопасности (15 членов: 5 постоянных РФ США Фр ВБ; непостоянные (на два года). Порядок принятия решений. Нужно большинство от 15 членов. По вопросам обеспечения мира и безопасности нужно, чтобы никто из пост членов не проголосовал против.
Полномочия СБ: принуждение. Экономическое принуждение (торговое эмбарго, блокада). Военно-штабной комитет. Он состоит из руководителей ген штабов.
Ген Ассамблея не может издать обязательные решения в отношении государств. У СБ преимущественная правда. Если СБ берет на рассмотрение вопрос, то Ген Ассамблеи это не касается.
Состав
В состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1995 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:
пять — от государств Африки и Азии;
один — от государств Восточной Европы;
два — от государств Латинской Америки;
два — от государств Западной Европы и других государств[1] .
Председатели Совета[2] сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в порядке латинского алфавита.
Постоянные члены
Постоянные члены совбеза ООН имеют «право вето».
Великобритания
КНР, до 25 октября 1971 года место занимала Китайская Республика, с 1949 года контролирующая только Тайвань и некоторые прилегающие к нему острова
Россия, до 24 декабря 1991 года[3] — СССР
США
Франция
Непостоянные члены
2012—2013
Гватемала
Марокко
Пакистан
Того
Азербайджан
Полномочия
Совет Безопасности уполномочен «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Он «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Совет имеет право применять принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и безопасность, в том числе связанные с применением вооружённой силы. Статья 25 Устава ООН гласит: «Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Таким образом, решения СБ являются обязательными для всех государств, так как в настоящее время членами ООН являются практически все общепризнанные государства Земного шара. При этом все иные органы ООН могут выносить лишь рекомендательные решения.[5]
На практике деятельность СБ по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей (включая военные операции против них); введении миротворческих формирований в зоны конфликта; организации постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне конфликта.
Принятие решений
Решения СБ (кроме процедурных) требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что каждому из пяти постоянных членов СБ принадлежит право вето в отношении решений Совета. При этом воздержание постоянного члена от голосования не считается препятствием к принятию решения.
Как правило, решения СБ оформляются в виде резолюций.
28.Международный суд ООН: организация, компетенция, юрисдикция
Международный суд ООН (официально, согласно Уставу ООН — Международный Суд[1], англ. International Court of Justice, фр. Cour internationale de Justice) — один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».
Суд функционирует в соответствии со Статутом[2], который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.
Гаага.
Состав: 15 судей, председатель, заместитель секретаря. Избирается советом безопасности и генеральной ассамблеей независимо.
Требования к судьям: признанный авторитет в области международного права и высокие моральные качества или удовлетворять требования по занятию высших должностей в родном государстве.
Срок полномочий: 9 лет с правом неограниченных переизбраний.
Коллегия состоит из 9 членов.
Суд на основании взаимного согласия государств.
В суд не могут обратиться организации и физические лица.
Нормы: конвенции, международный обычай, прецеденты, общепризнанные принципы нормы, принцип справедливости.
Можно обжаловать только если есть вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут повлиять на суд.
Язык суда: английский, французский.
У ООН есть 16 специализированных организаций. ООН выдает им рекомендации. У этих организаций есть специализированный набор прав и обязанностей. Это международные финансовые организации.
Функции:
На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея ООН или Совет Безопасности ООН могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.
Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.
В настоящее время 4 главных органа ООН, 2 вспомогательных органа Генеральной Ассамблеи, 15 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ (в общей сложности 22 органа) могут запрашивать консультативные заключения Суда.
Средняя продолжительность рассмотрения дела в суде примерно 4 года.
Признание юрисдикции Суда
На протяжении длительного времени СССР и Россия не признавали юрисдикцию Суда.
В 1989 году СССР снял юрисдикционные оговорки к ряду правозащитных международных конвенций, впервые допустив, чтобы на основании этих документов против страны могли выдвигаться требования в Суде.[7] В 2005 году аналогичный шаг был сделан в отношении ряда антитеррористических договоров.[8]