Правовые особенности института двойного гражданства. Режим иностранцев.

Множественное гражданство — принадлежность лица к двум и более государствам (в том числе — имеющим соответствующий договор или соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства, следствием чего является распространение на него прав и обязанностей, установленных законодательством обоих государств). В монархических государствах применяется термин подданство.

В соответствии с Законом РФ «О гражданстве РФ» все случаи наличия у граждан России гражданств других государств являются случаями двойного гражданства, так как в соответствии со Статьей 3 «Основные понятия» четко и ясно дано следующее определение понятию «Двойное гражданство»:

двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

Таким образом, любой случай наличия у гражданина РФ другого (второго) гражданства является юридической ситуацией множественного гражданства, даже если с другим государством нет договора об урегулировании вопросов множественного гражданства.

На данный момент позиция России в отношении двойного гражданства определяется статьёй 62 Конституции Российской Федерации:

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

и статьёй 6 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, в соответствии с которой:

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

В соответствии с этими положениями Россия признаёт двойное гражданство, не только с теми государствами, которые подписали с Россией договоры об урегулировании вопросов двойного гражданства, но и с другими государствами.

В настоящее время у России действуют два международных Договора об урегулировании вопросов двойного гражданства:



  1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.). Во исполнение этого Договора был принят Федеральный закон от 15 декабря 1996 года № 152-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства».
  2. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашхабад, 23 декабря 1993 г.), на основании которого был принят Федеральный закон от 25 ноября 1994 года № 41-ФЗ «О ратификации соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства». Несмотря на то, что 10 апреля 2003 г. Российской Федерацией и Туркменистаном был подписан Протокол о прекращении действия Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства, Соглашение продолжает действовать, так как этот протокол до сих пор не вступил в силу. 22 апреля 2003 г. Президент Туркменистана С. Ниязов, не дождавшись вступления в силу Протокола о прекращении действия Соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, подписал указ «Об урегулировании вопросов прекращения действия двойного гражданства между Туркменистаном и Российской Федерацией», согласно которому проживающие в республике граждане Туркменистана, которые в свое время, воспользовавшись Соглашением 1993 года, получили и российское гражданство, теперь в течение двух месяцев должны были выбрать, гражданами какого из двух государств они являются. Данный указ никак не повлиял на действие Международного Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном, так как находится в другом юридическом поле. Кроме того данные действия Туркменской стороны вызвали критику Государственной Думы РФ, а также неодобрение со стороны ряда правозащитных организаций. Несмотря на то, что в соответствии со статьей 2 Протокол должен был вступить в силу только после выполнения соответствующих внутригосударственных процедур, статья 8 самого Соглашения предусматривала, что оно прекращает действие в случае заявления одной из сторон о прекращении действия Соглашения за 6 месяцев до истечения очередного пятилетнего периода действия Соглашения, при этом статьей 8 не было установлено формы заявления и необходимости одобрения со стороны контрагента.

Действует Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 декабря 1991 года. Около 90 % граждан Абхазии имеют российское гражданство.

Граждане Российской Федерации, обладающие иностранным гражданством, не вправе занимать ряд государственных должностей и должностей государственной службы в Российской Федерации, что стало предметом разбирательства в Конституционном суде России. Суд счёл жалобу на данные ограничения недопустимой, хотя и не единогласно.

Наши рекомендации