Анипуляция как институт влияния в средствах массовой информации.
1.
2.
3.
4.
5.
Дата проверки «___» ______________ 2013 г.
Подпись преподавателя/____________/ старший преподаватель Хайдаршина Ю. Р.
/должность, уч. степень, Ф.И.О./
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра маркетинга и рекламы |
Специальность 032401.65 «Реклама» |
Кафедра маркетинга и рекламы
КУРСОВАЯ РАБОТА
(КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по дисциплине Теория коммуникации и коммуникативные технологии
на тему: «Духовное помыкание как техника манипуляции в средствах массовой информации»
Выполнил студент |
очной формы обучения |
Специальности 032401.65 «Реклама» |
3 курса Р-31-10 группы /___________________/Нигамаев О.А./
(индекс) (подпись) (Ф.И.О)
Руководитель работы
старший преподаватель /___________________ /Хайдаршина Ю. Р./
(должность) (подпись) (Ф.И.О)
Оценка при защите
________________
________________
(подпись)
«___»_______20__ г.
Уфа
главление.
Введение…………………………………………………………………………6
1.Теоретические основы манипулятивных технологий в средствах массовой информации...........................................................................................................8
1.1 Манипуляция как институт влияния в средствах массовой информации..8
1.2Манипулятивные приемы в СМИ…………………………………………13
2. Практическое применение духовного помыкания как техники манипуляции…………………………………………………………………….26
2.1 Духовное помыкание на примере успеха маипуляции в годы перестройки……………………………………………………………………..26
2.2Применение духовного помыкания в средствах массовой информации..33
Заключение………………………………………………………………………38
Библиографический список…………………………………………………….42
ведение.
Актуальностьвыбранной темы, в том что, средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества. Таким образом, современный человек не может уклониться от воздействия СМИ.
В данной работе рассматривается техника духовного помыкания в СМИ и применение этой техники на практике. Как использовали духовное помыкание в годы перестройки для манипулирования массовым сознанием и как используют эту технику СМИ в наше время.
Теоритической основой исследования послужили труды: С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием», А. Карпов «Манипулятивные технологии PR», И.М. Дзялошинский «Манипулятивные технологии в масс-медиа» и Г. Шиллер «Манипуляторы сознанием».
Объект: Манипулятивные технологии в средствах массовой информации.
Предмет:духовное помыкание как техника манипуляции в средствах массовой информации.
Цель данной курсовой работы – изучить манипулятивную сторону средств массовой информации, приемов и методов манипуляции сознанием в средствах массовой информации, их влияние на сознание и поступки людей.
В ходе данной работы поставлены следующие задачи:
-изучение имеющийся литературы по данному вопросу;
-систематизация данных и выявление основных закономерностей и особенностей, приемов и методов манипуляции сознанием в средствах массовой информации.
-Выявление основных приемов и методов манипуляции на конкретных приемах из СМИ.
Методы исследования. Анализ литературных источников, сравнение, наблюдение за применением манипуляций в СМИ.
Информационной базой исследования являются информационные ресурсы интернет – порталов.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, по два параграфа в каждой главе, заключения и библиографического списка, включающего в себя 11 источников. Объем работы - 35 страниц.
лава 1. Теоретические основы манипулятивных технологий в средствах массовой информации.
анипуляция как институт влияния в средствах массовой информации.
Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя, конечно, старые инструменты продолжали использоваться, но и они были усилены участием массовой прессы. А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества»[4, 28]. Таким образом, современный человек не может уклониться от воздействия СМИ (под культурой А. Моль понимает все стороны организации общественной жизни, которые не даны природой в первозданном виде).
Н.С. Леонов справедливо отмечает: «Информация, как никогда, стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным и непременным орудием управления. Покойный ныне президент США Ричард Никсон, выступая однажды в Совете национальной безопасности по вопросу бюджетных расходов, сказал, что он считает 1 доллар, вложенный в информацию и пропаганду, более ценным, чем десять долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно»[8, 43].
Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. Последовательность этапов взаимодействия можно представить в виде следующих друг за другом фаз, в основе каждой из них лежит состояние информации и характер реализации отношений.
1 фаза. На этой стадии происходит контакт с базовым фактом, появляющимся в процессе человеческой деятельности - необходимое условие для начала информационной коммуникации.
2 фаза (производящая). На этой стадии производящий информацию придает полученным сведениям, выступающим в роли содержания, ту или иную знаковую форму, тем самым создавая сообщение. К этой же стадии следует отнести все процедуры, связанные с упорядочением информации и формированием массивов информации, предназначенных для последующей передачи.
3 фаза (передача). Передающий и потребляющий обозначились только соответствующей потенцией, которая актуализируется на данном этапе – фазе передачи. Здесь происходит передача информации при помощи соответствующей системы технических средств.
4 фаза (потребление). Эта фаза представляет из себя весьма сложный процесс, который характеризуется активным включением психологических механизмов. Лишь на фазе потребления начинаются изменения в системе установок и ценностных ориентаций.
5 фаза (постфаза). Использование информации индивидом и группами людей вряд ли можно рассматривать как процесс, всегда проходящий в явной форме. Воздействие информации на сознание объекта может происходить не только однократно, сиюминутно, но и обладать временной протяженностью. Информация, следовательно, может продолжать воздействие на психику в течение длительного времени независимо от того осознается этот процесс или нет.
Характерно, что включение механизмов реализующих манипулятивное воздействие приходится на фазы передачи и потребления. На постфазе происходит накопление непроизвольно усвоенной информации, способной подспудно влиять на сознание и являющейся хорошим фундаментом для следующих серий манипулятивного воздействия.
Пользуясь градацией, которую предложил А. Моулз можно выделить такое понятие как эстетическая информация, которая в отличие от семантической информации не подчиняется общим законам логики. Семантическая информация настраивает людей действовать в соответствии со своими убеждениями и интересами. Семантическая информация в открытую побуждает человека к определенным действиям. Она обращена к логике и здравому смыслу человека. Семантическая информация «правила бал» в политической деятельности до активного внедрения массовых коммуникаций в политику. Эстетическая же информация является превалирующей в сообщения и сюжетах, передаваемых СМИ. В отличие от семантической информации она не предметна. Эстетическая информация, исходящая от средств массовой информации, не столько отражает реальное положение вещей, сколько вызывает у аудитории определенные душевные состояния, реакции и эмоции.
Информация, переданная таким образом, становиться более устойчивой для аудитории, чем факты и доводы, излагаемые в форме семантической информации. «Благодаря» эстетической информации люди часто голосуют вопреки своим убеждениям и интересам, а это прямой результат манипулирования СМИ за счет передаваемой ими эстетической информации. Эстетическая информация, заставляющая людей голосовать не умом, а сердцем, может быть инструментом злоупотреблений при воздействии на сознание людей.
Объектом эстетической информации являются те ценности людей, на которых базируются их убеждения. Эти ценности, зачастую, основываются не на каких-то фактах и доказательствах, а создаются коллективным опытом. При этом они, как правило, четко не осознаются самим человеком. Перед выборами люди испытывают определенный страх перед будущим и бессознательно обращаются к ценностям, наработанными коллективным опытом. На данном этапе и выходит на первый план эстетическая информация, передаваемая СМИ. Эстетическая информация в данном случае служит как бы «клеем» между однажды выработанным коллективным опытом и эмоциональным настроем аудитории, способным направить массы в нужном направлении. Эстетическая информация при этом должна быть созвучна эмоционально-психологическим переживаниям рецепиента.
Эстетическая информация открывает громадные возможности для поддержки и разрушения присущих обществу политических убеждений и пристрастий. В России государство, обладая монополией на передачу в СМИ эстетической информации, может содействовать складыванию разнообразных впечатлений, которые провоцируют у аудитории чувство солидарности с господствующими группами (актуальным примером этого является ситуация в Чечне, когда благодаря удачной пропагандистской кампании в СМИ более 70% населения Росси поддержали военное вторжение в Чечню). В практическом смысле эстетическая информация выглядит для власти предпочтительней семантической, так как она способна подготавливать действия, противоречащие логике и реальному положению дел, но выгодные для властвующей элиты. В передаче, по преимуществу, эстетической информации и заключен смысл политизации средств массовой коммуникации, так как эстетическая информация нацелена не на понимание, а на внушение устойчивых символов посредством различных технических эффектов.
ывод.
Манипуляция-ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами.
Три главных, родовых признаков манипуляции. Во-первых, это - вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.
Во-вторых, манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Когда попытка манипуляции вскрывается и разоблачение становится достаточно широко известным, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт такой попытки наносит манипулятору значительный ущерб. Еще более тщательно скрывается главная цель - так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений. Поэтому сокрытие, утаивание информации – обязательный признак, хотя некоторые приемы манипуляции включают в себя «предельное самораскрытие», игру в искренность, когда политик рвет на груди рубаху и пускает по щеке скупую мужскую слезу.
В-третьих, манипуляция – это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Встречаются, конечно, талантливые самородки с мощной интуицией, способные к манипуляции сознанием окружающих с помощью доморощенных средств. Но размах их действий не велик, ограничивается личным воздействием – в семье, в бригаде, в роте или банде. Если же речь идет об общественном сознании, о политике, хотя бы местного масштаба, то, как правило, к разработке акции привлекаются специалисты или хотя бы специальные знания, почерпнутые из литературы или инструкций. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией.