Форма территориального устройства
Формы территориального устройства. Виды:
1. Унитарные государства – централизованные государства, в составе которых нет других государств, территория делится на административно-территориальную единицу.
Признаки:
• Единство территории и власти.
• Единая система государственных органов и законодательства.
• Законодательные органы однопалатные.
Виды унитарных государств: централизованные и децентрализованные.
2. Федерация – сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, обладающих некоторыми признаками суверенитета.
Признаки:
• Децентрализация власти за счёт двухуровневого государственного аппарата.
• Субъекты обладают хозяйственной и политической самостоятельностью.
• Законодательный орган двухпалатный.
• Территория состоит из территорий субъектов, права выхода у них нет.
• 2 уровня законодательства: законы РФ и законы субъектов.
Виды.
По принципу формирования:
• Национальные
• Территориальные
• Национально-территориальные.
По соотношению властных полномочий у субъектов:
• Симметричные
• Асимметричные
3. Конфедерация – объединение государственных организаций для достижения политических и военных целей. Это временный союз, который либо распадается, либо становится федерацией.
Признаки:
• Создание оформляется договором.
• За каждым субъектом сохраняется суверенитет, субъекты могут выйти из союза.
• Образуются временные общие органы власти, их решения носят необязательный характер.
• Нет единой конституции, гражданства, пространства.
8. Политический режим
Политический режим.
Виды:
1. Авторитарный – способ правления, при котором ограничен политический плюрализм, усиливается роль исполнительной власти, сохраняется внешняя народность власти, устанавливается приоритет интересов государства и общества.
2. Тоталитарный режим – при котором полностью устраняется инакомыслие, одна идеология, вся власть переходит к исполнительным органам, милитаризация экономики.
3. Демократизм – при котором народ признается источником власти и активно участвует в управлении.
РФ, согласно действующей Конституции, относится к демократическо-федеративной республике.
9. Функции государства: понятие, признаки, виды.
Функции – это определяемое конкретно-историческими условиями существования государства, основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним целей и задач, в которых отражается сущность и социальное назначение государства.
Функции необходимо отличать от
1. Целей – это то к чему стремится государство в своей деятельности.
2. Задач – конкретизируют содержание целей, определяя средства и способы их достижения. Задачи формулируют проблемы, стоящие перед народом и государством в данный период времени, и является предсечами функций.
3. От принципов формирования и принципов деятельности государства – базовые идеи, лежащие в основе деятельности государства, они не являются направлениями, они являются ограничителями деятельности.
Классификация.
1. По времени существования
2. По сферам общественной жизни: экономические, политические, социальные, духовные.
3. В зависимости от сферы деятельности государств, в которой осуществляется функция, они бывают: внутренние, представляющие направление деятельности на территории своей страны; внешние – деятельность за пределами страны.
Основные внутренние функции Российского государства:
1. Экономическая – выражает степень участия государства в управление экономики страны, данная функция состоит в регулирование экономической деятельности, в производстве тех или иных благ.
2. Функция социальной защиты населения – это деятельность государства по обеспечению социальной защищенности личности, выражается в выплатах пособий, социальному обеспечению, в борьбе
3. Функция развития культуры и образования – представляет собой разработку и реализацию специальных программ по поддержке образования и культуры. Ее цель прежде всего идеологическое воздействия на граждан.
4. Экологическая – в рамках которой осуществляется государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
5. Функция финансового контроля и налогообложения , в рамках которой обеспечивается контроль за денежным обращением в стране и регуляция экономики.
6. Функция охраны прав и свобод человека, обеспечение правопорядка – это деятельность по предупреждению и пресечению правонарушения.
7. Внутренняя – функция регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений. В рамках данной функции, обеспечивается единства населения и идеологического многообразия.
8. Внешние- функция обороны страны, связано с обеспечением суверенитета государства и выражается в поддержание определенного уровня обороноспособности. Функция обеспечения мира и поддержание мирового порядка, в целях недопущения глобальных войн. Главная форма реализации в РФ – дипломатическая деятельность.
9. Интеграция мировой экономики и сотрудничество с другими странами. Функция решение глобальных проблем- экологическая и энергетическая.
Все эти функции существуют в каждом государстве и каждая и них осуществляет их в особых формах. Формы осуществления функций государства характеризуют в первую очередь методы, способы государственной работы при осуществлении функций. На сегодняшний день выделяют такие виды форм осуществления функций:
1. Правовые формы, которые выражаются в издании и реализации особых юридических актов. Соответственно в рамках данной формы государство осуществляет правотворческую деятельность, правоприменительную деятельность, правоохранительную деятельность.
2. Организационная форма осуществления функции – это деятельность не связана с изданием юр. актов. Актов и не влекущая юр. последствий.
Механизм государства.
Механизм государства – система гос.органов, посредством которых решаются задачи и выполняются функции государства по управлению общественными делами.
В структуру любого механизма государства входят:
1. Гос.орган – наделен властными полномочиями, действует от имени государства.
2. Гос.служащие – граждане, профессионально занимающиеся управленческой деятельностью и получающие денежные вознаграждения.
3. Материальные средства – обеспечивают работу гос.аппарата.
4. Гос. организации – в отличии от гос.органов не наделены властными полномочиями, создают материальные и духовные блага для управленческой деятельности.
Орган государства – юридически оформленное организационное хозяйство, обособленная часть механизма государства, наделенная государством властными полномочиями для осуществления в пределе своей компетенции задачи функций государства.
Именно посредством деятельности органов государства осуществляется управление делами общества.
В РФ существует следующая структура механизма государства.
Президент
Законодательная Судебная Исполнительная
юридические, арбитражные суды
Федеральное собрание: Конституционные, общественные, Правительство РФ.
совет федерации
гос.дума Федеральные органы исполнительной власти
– министерства, агенства, службы
11. Орган государства: понятие, виды
Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.
В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:
- юридически организационный и экономически определенный характер;
- наличие собственной структуры;
- имеет государственно-властные полномочия;
- государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства;
- наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме;
- выполнение строго определенных государственных функций и задач;
- обладание правом на издание юридических актов;
- наличие нужных материальных средств;
- реализация деятельности на базе нормативных правовых актов;
- близкое взаимодействие с иными государственными органами.
Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:
- от порядка их формирования;
- объема выполняемых полномочий;
- широты компетенции;
- характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);
- числа государственных гражданских служащих;
- времени функционирования.
В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:
- на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;
- производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).
В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:
- высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;
- центральные, в частности министерства;
- местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.
В зависимости от широты компетенции различают:
- органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;
- органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.
В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:
- коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;
- единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.
В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:
- законодательные;
- исполнительные;
- судебные;
- контрольно-надзорные органы.
В зависимости от времени функционирования: